- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О серьезных разногласиях между Египтом и Эфиопией по поводу плотины «Возрождение»

В свете приближающегося саммита «Россия-Африка» средствами массовой информации было распространено сообщение о том, что правительства Египта и Эфиопии приняли решение обратиться к Российской Федерации с просьбой о посредничестве по поводу урегулирования спорных вопросов, связанных со строительством плотины и ГЭС «Возрождение» на эфиопской территории. Проблема плотины «Возрождение» является наиболее острым примером водных споров среди государств африканского континента, свидетельствующих о том, что в XXI веке борьба между различными государствами и их блоками будет вестись не по идеологическим или политическим причинам, а в порядке борьбы за природные ресурсы.

Идея строительства плотины «Возрождение» и гигантской ГЭС в Эфиопии возникла в 2011 году. В 2012 году началось строительство дамбы, состоящей из 15 радиально-осевых гидроагрегатов, началось в 2011 году. Согласно проекту, мощность ГЭС, которая будет представлять собой каскад из четырех плотин, составит 5250 МВт. В Аддис-Абебе рассматривают строительство ГЭС как гигантский экономический проект, который позволит не только вырабатывать электроэнергию для потребления на внутреннем рынке, но и экспортировать ее в соседние страны — Джибути, Кению, Судан. Инвесторы из КНР уже выразили интерес вложить 2 млрд. долларов США в сферу электроэнергетики, включая глобальные проекты по электрификации существующих железных дорог и строительства новых. Несомненно, что строительство гигантской гидроэлектростанции даст мощный толчок промышленному развитию Эфиопии, государства, в котором 66% населения до сих пор не имеет доступа к электроэнергии. По сообщению правительства этой африканской страны, ГЭС, стоимость строительства которой составляет 4 млрд долларов, начнет вырабатывать электроэнергию в 2020 году и развернется на полную мощность в 2022 году. В настоящее время строительство этого грандиозного гидроэнергетического объекта выполнено на 60%.

В то же время грандиозные планы эфиопского руководства вызывают серьезное беспокойство в Египте, где опасаются, что увеличение количества водозабора в стране, где находятся истоки великой реки Нил, приведет к падению уровня в Ниле, упадку сельскохозяйственного сектора в этой стране и разорению миллионов ее граждан. Потоки реки Нил удовлетворяют 90% потребностей АРЕ в воде. Необходимо напомнить, что в Египте пригодной к жизни является лишь узкая полоса обрабатываемой земли по обе стороны от великой реки и ее дельта. Пустыня занимает 90% египетской территории. При этом за последние 40 лет уровень воды в Ниле на египетской территории уже существенно упал благодаря функционированию Асуанской плотины и общему потеплению климата.

В настоящее время между двумя государствами нет формального соглашения о разделе воды. По Соглашению о водах реки Нил, заключенному между Египтом и Суданом в 1959 году, вскоре после строительства Асуанской плотины, Египту их водных ресурсов Нила каждый год достается 55,5 млрд куб. м воды, а Судану – 18,5 млрд куб. м. Египет также подкрепляет свои исторические претензии на регулирование водозабора в Ниле, основываясь на соглашении с Великобританией, заключенном в 1929 году. В то время Лондон представлял интересы своих колоний, расположенных в верховьях Нила – Судана, Уганды и Танганьики (нынешняя Танзания). Согласно этому договору, Каир имеет право налагать вето на проекты, осуществляемые в странах, расположенных выше по течению, и затрагивающие его долю водораспределения.    Начало работы гидроэлектростанции будет зависеть от наполнения гигантского резервуара. Эфиопская сторона настаивает на том, чтобы этот резервуар был наполнен за 5 лет. При этом в этот период на нужды государств, расположенных ниже по течению реки, Аддис-Абеба планирует выделять 35 млрд куб. м воды. Каир настаивает на том, чтобы строительство было проведено в более затяжной период – 7 лет, а государствам долины Нила выделялось ежегодно 40 млрд куб. м.

Эфиопия, не являясь стороной соглашения 1959 года, не считает нужным налагать на себя какие-либо ограничения. Министр по делам водных ресурсов этой страны Селеши Бекеле считает, что план «Возрождение» поможет стабилизировать климат в регионе. В настоящее время, по его мнению, разливы Нила нестабильны и прилегающие к нему земли страдают то от наводнений, то от засухи. Разумеется, Эфиопия не признает египетского суверенитета над всем течением Нила. Министр Селеши Бекеле в интервью журналу Nature отмечает: «Эфиопия ожидает прогресса и успеха на переговорах без диктата каких-либо условий со стороны других стран. Эти вопросы решаются технически, базируясь на науке и лучших практиках».

До сих пор все попытки египтян договориться с эфиопской стороной заканчивались фиаско. 30 января 2018 года в Аддис-Абебе состоялась встреча министров иностранных дел АРЕ, Эфиопии и Судана, на которой главы внешнеполитических ведомств трех государств договорились в течение месяца без посредников урегулировать все спорные вопросы. Однако эта попытка Египта побудить партнеров прислушаться к своим требованиям закончилась провалом. В апреле 2018 года на портале Al Araby Al Jadeed появилась информация о том, что Каир хочет привлечь Израиль к посредничеству в улаживании конфликта с Эфиопией вокруг плотины, учитывая традиционные отношения стратегического партнерства между Израилем и Эфиопией. Однако позже выяснилось, что правительство Израиля поддержало эфиопскую точку зрения и даже поставило Адис-Абебе системы ПВО Spider для охраны плотины.

Трудность египетского правительства состоит в  том, что на данном этапе у него есть четыре теоретические возможности уладить конфликт с Эфиопией, ни одна из которых не сработает на практике. Во-первых, сформировать коалицию с Суданом, другим потребителем нильской воды и вместе оказать давление на Эфиопию. Этот вариант мало реален, учитывая партнерские отношения, сложившиеся в последнее время между Хартумом и Аддис-Абебой. Премьер-министр Эфиопии Абий Ахмед явился посредником в заключении соглашения между нынешней военной хунтой, правящей Суданом, и движением гражданского протеста. Одновременно Судан нуждается в дешевой электроэнергии и эфиопское правительство готово удовлетворить эту нужду. По сообщению газеты «Рай аль-йаум», со ссылкой на суданского дипломата, пожелавшего остаться неизвестным, в настоящее время приоритетным для этой страны является не арабское, а африканское направление.

Вторым вариантом для Каира стало бы обращение в Международный суд для урегулирования проблем с плотиной. Однако эфиопское правительство полагает возведение дамбы своим внутренним делом и не считает нужным международный арбитраж. Третий вариант мог бы заключаться в обращении к Израилю, но как уже было сказано выше, правительство Израиля заняло по этому вопросу недружественную Египту позицию. В-четвертых, Каир мог бы обратиться за помощью к своим ближневосточным друзьям – Саудовской Аравии и ОАЭ. Однако аравийские монархии хранят по этому вопросу подчеркнутый нейтралитет. Во многом это объясняется масштабными инвестициями, которые направили деловые круги этих стран в бурно развивающуюся экономику Эфиопии.

Ранее египетское правительство в аналогичных случаях прибегало к дестабилизации внутриполитической ситуации в Эфиопии в союзе с правящим режимом Эритреи, а также с помощью сепаратистов-оромо. Эти возможности существенно сократились с приходом к власти в марте прошлого года к власти правительства Абия Ахмеда, мусульманина и лидера Демократической партии Оромо. Одним из важнейших шагов нового правительства стала нормализация отношений с Эритреей, за что А.Ахмед получил Нобелевскую премию мира. Остаются теоретические возможности давления на Аддис-Абебу через сомалийских сепаратистов в провинции Огаден, но такая операция не решит проблему с плотиной. В результате египетское руководство решило прибегнуть к посредничеству Российской Федерации в решении жизненно важного спора. Это свидетельствует об укреплении международных позиций и авторитета России, первым шагом к чему стало возвращение нашей страны на Ближний Восток после сирийской кампании 2015 года.