- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

К переговорам США с сирийскими курдами: взгляд из Турции

Накануне стало известно, что глава «Сил демократической Сирии» (СДС) Мазлум Абди (псевдоним  Кобане) в ближайшее время может отправиться в Вашингтон. Группа конгрессменов во главе с сенатором-республиканцем Линдси Грэмом, пригласила Мазлума Абди в Вашингтон и настаивает на том, чтобы Государственный департамент выдал ему визу. Напомним, Мазлум Абди (настоящее имя — Ферхат Абди Шахин) является членом Рабочей партии Курдистана (РПК) с двадцатилетним стажем.

Инициация конгрессменов вызвала бурю критики как в турецких правящих кругах, так и в контролируемых ими СМИ. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, комментируя возможный визит курдского командира в Вашингтон, заявил, что США должны непременно передать его Анкаре. Эрдоган назвал Абди «террористом», связанным с РПК. Турецкие  СМИ сообщают, что Турция считает его ответственным за нападение 2008 года на юго-востоке Турции, в результате которого погибли 17 военнослужащих.

Абди находится в одном списке с лидером террористической организации «Исламское государство» (ИГ, запрещено в России) Абу Бакром аль-Багдади (по данным американских спецслужб аль-Багдади погиб в субботу в результате рейда США на северо-западе Сирии), в качестве наиболее разыскиваемых Турцией преступником, и за его голову назначена награда в несколько миллионов лир.

Кроме того, Эрдоган раскритиковал ряд стран, включая США, за то, что они рассматривали Абди как законную политическую фигуру. Эрдоган заявил, что Турция начнет процесс подготовки запроса на экстрадицию Абди.

В свою очередь президент США Дональд Трамп написал на своей странице в твиттере, что он остался доволен беседой с Абди. «Мне действительно понравился разговор с генералом Мазлумом Абди. Он ценит то, что мы сделали, и я ценю, что сделали курды. Возможно, для курдов настало время отправиться в нефтяной регион», — написал Трамп.

Не секрет, что США в течение многих лет, в особенности с начала так называемой «арабской весны», активно используют курдские формирования в качестве инструмента ведения своей политики на Ближнем Востоке. Во время военных действий в Сирии против правительственных войск боевики курдских формирований СДС взяли под свой контроль восточное побережье Евфрата.

Отметим, что недавно в СМИ распространились материалы переговоров Абди с заместителем специального представителя США в международной коалиции по борьбе с ИГ. В них генерал Мазлум Абди пригрозил США обратиться за помощью к России и властям Сирии, если Вашингтон не поможет остановить атаку со стороны Турции. Отмечается, что цель возможного обращения к РФ – установить бесполетную зону над северо-восточной частью Сирии, что, как предполагается, не даст Турции наносить авиаудары.

«Мне нужно знать, способны ли вы защитить мой народ, остановить эти бомбы, падающие на нас, или нет. Мне нужно знать, потому что если нет, мне необходимо заключить сделку с Россией и режимом (правительством Сирии – авт.) сейчас и пригласить их самолеты, чтобы защитить этот регион», – сказал генерал высокопоставленному американскому дипломату.

Известная турецкая журналистка курдского происхождения, эксперт по курдскому вопросу Амберин Заман считает, что несмотря на всеобщее сочувствие к СДС в США, Турции удалось перетянуть их в свою сторону. «Несмотря на то, что СДС сыграла решающую роль в разгроме «Исламского государства» — и в том числе, в отслеживание его лидера — Турция в значительной степени преуспела в подавлении устремлений СДС»,- пишет она.

Отметим, что после долгих и сложных переговоров, было решено, что члены Сирийского демократического совета, возглавляемого близким союзником Мазлума Абди Ильхамом Эхмедом, не войдут в число 150 сирийцев, которые соберутся в среду под эгидой ООН в Женеве, чтобы начать разработку новой конституции для своей разрушенной войной страны.

Официальные лица США подтвердили, что Турция не участвовала в миссии по уничтожению аль-Багдади, но была проинформирована об этом. Курдам, как сирийским, так и иракским, приписывают предоставление значительной разведывательной информации, которая привела к уничтожению лидера ИГ. Мазлум Абди, со своей стороны, назвал рейд «совместной операцией» с США.

Омер Ташпынар, эксперт по Ближнему Востоку сообщил: «Тот факт, что американские войска не использовали авиабазу Инджирлик на юге Турции, свидетельствует о недостатке доверия к этой деликатной операции, и, как в воскресенье президент Трамп ясно дал понять, Соединенные Штаты очень старались не делиться деликатной информацией с Россией, Ираком и Турцией». Ташпынар продолжил: «При нормальных обстоятельствах они могли использовать Инджирлик, но судя по всему, это могло вызвать проблемы с точки зрения вероятности утечек».

Неоднозначным является ответ на вопрос будет ли визит Абди служить интересам курдов. В конце концов, именно Трамп дал «зеленый свет» вторжению Турции 9 октября в Северо-Восточную Сирию, проложив путь для вывода американских войск с турецкой границы и последующего установления там российского и сирийского правительственного контроля.

А.Заман так же полагает считает: «Многие из тех, кто поддерживают курдов и защищают их интересы в администрации Трампа, считают, что курдам лучше пойти на сделку с русскими и режимом, учитывая то, что Трамп до сих пор раздумывает, оставить ли в Сирии определенное количество военных для  защиты нефтяных месторождений. Они рассматривают приглашение (Мазлума Абди в Вашингтон — авт.) как жалкую попытку искупить предательство США».

Сонер Чагаптай, специалист по внешней политики Турции описывает отношения между США и сирийскими курдами как «временные отношения с датой истечения». «В 2017 году после поражения ИГ вопрос стоял не в том, закончатся или  нет эти отношения, а в том когда они закончатся. Здесь, конечно, президент Эрдоган ввел очень успешную стратегию, угрожая вторжением в Сирию, поставил США перед выбором между Турцией и СНС. Если посмотреть на внешнюю политику США с точки зрения «реал политик», то ответ на вопрос, кого выберет США – страну со второй армией в НАТО или группировку с десятитысячной армией, становится достаточно простым. И США выбрали Турцию».

По мнению Джансу Чамлыбела, турецкой колумнистки и специалистки по ближневосточной внешней политики Турции, если переговоры и тесные отношения между СДС и Вашингтоном не являются сюрпризом для Анкары, и та уже имеет некоторый  иммунитет к этом, то для Турции стал более раздражающим и неприятным фактором стала официальная связь между Москвой и СДС.

«Вполне вероятно, что для Анкары более раздражающими были кадры разговора между Мазлумом Абди и министром обороны России Сергеем Шойгу. Мы наблюдали, как Мазлум Абди дает информацию о ситуации на поле боя посредством видеоконференции на телеканале Russian Today через несколько часов после заявления Белого дома об успешной операции в Сирии. Мазлум Абди в разговоре выразил благодарность Путину и российским солдатам за их защиту. Новая эра, в которую мы вступаем, быстро докажет, что этих жертв войны нельзя рассматривать как случайные»,- пишет Чамлыбел.