- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Углубление кризиса в двусторонних отношениях между Иорданией и Израилем

Несмотря на то, что вот уже четверть века, как между Иорданией и Израилем был подписан положивший конец продолжавшемуся с 1948 года, то есть с момента провозглашения независимости Государства Израиль состоянию войны мирный договор и между двумя этими государствами были установлены дипломатические отношения на уровне посольств, эти отношения так и не стали стабильными. Периодически повторяющиеся кризисы в этих отношениях, сопровождающиеся враждебной риторикой (как правило, со стороны иорданцев) высылкой израильского посла из Иордании и отзывом для консультаций иорданского посла в Тель-Авиве – это скорее норма, чем исключение.

В последний месяц наметился новый кризис в двусторонних отношениях между Иорданией и Израилем, вызванный декларируемым иорданскими властями отказом продлить вот-вот истекающий срок аренды двух приграничных участков земли, которые уже десятки лет обрабатывают израильские земледельцы – Нахарим к востоку от Бейт-Шеана и Цофар к северу от Эйлата. Эти участки находятся под контролем Израиля с 1948 года, однако в начале 1990-х годов он признал суверенитет Иордании над ними, после чего израильтяне продолжили обработку этих земель уже на условиях долгосрочной (на 25 лет) аренды.

Несмотря на громогласные заявления иорданских представителей об отказе продолжить срок аренды, создавалось впечатление, что в итоге ситуация как-нибудь урегулируется. В конечном счете полномочия принять решение по поводу аренды находятся в руках короля Абдаллы II, который, в отличие от иорданского парламента, крайне заинтересован в сохранении тесных отношений с еврейскими государством и сотрудничества с ним в различных сферах. Однако теперь этот кризис в двусторонних отношениях однозначно обостряется. При этом речь теперь идет уже о конфликте по совсем иному поводу.

Министр иностранных дел Иордании Айман Сфади официально объявил во вторник вечером, что правительство Хашемитского королевства приняло решение отозвать посла Иордании в Израиле Асана Маджали для консультаций. При этом он пояснил, что речь идет лишь о первом шаге запланированных Иорданией акций протеста в связи с продолжением административного ареста в Израиле двух иорданских граждан – Хибы аль-Лабди и Абд эль-Рахмана Мараи. Иорданские власти охарактеризовали их арест израильтянами как «незаконный».

Хиба аль-Лабди была задержана  израильскими пограничниками в августе этого года на контрольно-пропускном пункте на мосту Алленби (иорданцы называют его «мост Хусейна») через реку Иордан.  Следует пояснить, что через него осуществляется движение жителей Палестинской национальной администрации  (ПНА) и Иордании и лишь отчасти иностранных туристов. Израильские граждане не пользуются этим КПП, однако он находится под контролем израильских силовиков. С августа Хиба аль-Лабди находится под административным арестом на основании предписания, подписанного израильским командующим Центрального военного округа генерал-лейтенантом Надавом Паданом на срок полгода. Данное предписание было подписано им по просьбе ШАБАКа, который подчеркивает, что имеется информация о причастности иорданской граждански «к тяжким преступлениям против безопасности». Следует пояснить, что смысл этой формулировки в данном случае состоит в том, что она подозревается в связях с террористическими организациями, действующими против Израиля, а конкретно, судя по появившейся в израильских СМИ отрывочной информации, – с ливанской «Хизбаллой».

Представляется уместным упомянуть о том, что, как было сообщено в израильских СМИ, родители Хибы аль-Лабди отрицают, что их дочь поддерживала связи с «Хизбаллой». Такое заявление было сделано ими в связи с тем, что в социальных сетях появилась ее фотография с желтым флагом этой террористической шиитской организации (подавляющее большинство иорданских и палестинских мусульман составляют сунниты).

Важно пояснить, что административный арест отличается тем, что он осуществляется на основании подозрений, а не конкретных доказанных в суде обвинений. Поэтому, по сути дела, он не может быть оспорен в суде. Уже более месяца задержанная иорданская гражданка держит голодовку протеста, требуя выпустить ее на свободу. Это привело к заметному ухудшению состояния ее здоровья в связи с чем в минувшее воскресенье Хиба аль-Лабди была переведена из тюрьмы Кишон, в которой она содержалась, в хайфскую больницу «Бней-Цион».

Что касается Абд эль-Рахмана Мараи, то и он был задержан израильскими пограничниками в августе этого года на основании аналогичного предписания командующего Центральным военным округом в связи со сходными подозрениями. Родные Абд эль-Рахамана Мараи утверждают, что он болен раком.

В связи с состоянием здоровья Хиба аль-Лабди и Абд эль-Рахмана Мараи министр Айман Сфади подчеркнул, что его страна возлагает на Израиль полную ответственность за состояние двух ее граждан. «То, что жизни наших граждан оказались под угрозой, — деяние, заслуживающее всяческого осуждения. Мы взвесим возможность осуществления дополнительных актов протеста против действий Израиля с тем, чтобы он осознал, что мы не намерены уступать в данном вопросе», — заявил он.

В среду утром стало известно о новом инциденте, усложняющем иорданско-израильские отношения. Буквально через считанные часы после упомянутого драматического заявления министра Аймана Сфади иорданское Министерство иностранных дел обнародовало официальную информацию о том, что иорданские пограничники задержали гражданина Израиля, который «незаконно проник в Иорданию через северную границу» (то есть в районе Бейт-Шеана) между двумя государствами.  Эта информация была подтверждена официальными израильскими представителями. Пресс-секретарь ЦАХАЛа обнародовал заявление, согласно которому «израильский гражданин пересек короткое время назад границу между Израилем и Иорданией. Он был задержан иорданскими силами безопасности и в настоящее время допрашивается ими. Речь идет о пересечении границы по собственной воле». Кто это гражданин, является он евреем или же арабом по национальности, зачем он пересек границу с Иорданией, пока сообщено не было.

Возвращаясь к делу Хибы аль-Лабди и Абд эль-Рахмана Мараи, следует особо отметить, что еще совсем недавно подавляющее большинство израильтян ничего не знало об их аресте. Теперь же их дело стало темой общественного дискурса. Первой из израильских политиков публично отреагировала от него депутат Кнессета Аида Тума Салиман, арабоязычная христианка, представляющая открыто антисионистский блок Объединенный арабский список (ОАС), в состав которого входят коммунисты, исламисты и светские арабские националисты. В Кнессете нынешнего созыва у ОАС – 13 мандатов (всего в Кнессете – 120 депутатов). Это третья по величине фракция после возглавляемого депутатом Кнессета Биньямином (Бени) Ганцем левоцентристского блока «Бело-голубые» (33 депутата) и возглавляемой премьер-министром Биньямином Нетаньяху правой партии Ликуд (32 депутата). Уместно упомянуть о том, что антисионистские арабские партии из принципа никогда не присоединяются к правящим коалициям, создаваемым сионистскими партиями, поэтому их реальное влияние крайне ограничено. Они служат скорее рупором ПНА в израильском парламенте, чем представителем арабских граждан Израиля.

Депутат Аида Тума Сулейман заявила в интервью израильскому радио: «Находящаяся под административным арестом Хиба аль-Лабди продолжает голодовку уже 30 дней в подвалах ШАБАКа. Административные аресты – это преступление – четко и однозначно, и они являются основным инструментом оккупационных сил, используемым для подавления палестинского народа».

Еврейские политики пока не делали никаких официальных заявлений по данному поводу. Можно предположить, что, как и в случае предыдущих кризисов в двусторонних отношениях с Иорданией, израильское руководство попытается урегулировать нынешний кризис без широкой огласки, путем закрытых контактов с иорданскими лидерами, прежде всего, с королем Абдаллой II.