- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Китайские эксперты о деятельности Вооруженных сил Израиля в Сирии

Достоверно известно, что Израиль имеет собственные интересы и собственную стратегию в сирийском конфликте. Его цель заключается в том, чтобы арабы воевали непрерывно внутри своих стран и между государствами. Это исключит возможность их объединения для борьбы против Израиля. Кроме того, Израиль поставил целью нанести поражение или максимально ослабить своего злейшего врага – ливанскую шиитскую организацию «Хизбалла» как одного из главных врагов Израиля, которая активно борется с террористами «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) в Сирии.

По материалам зарубежной печати известно, что в отношении сирийского конфликта израильское руководство официально занимает позицию невмешательства. Вместе с тем Израиль последовательно проводит политику, направленную на ослабление Дамаска и недопущение укрепления иранских и подконтрольных Тегерану вооруженных формирований на территории Сирийской Арабской Республики, особенно в непосредственной близости от границы еврейского государства. По информации китайского издания «Знание об оружии» («Бинци чжиши»), израильтяне исходят из того, что с учетом стоящих на данном этапе перед ними задач нет необходимости в постоянном присутствии подразделений национальных вооруженных сил в САР. Для выполнения отдельных мероприятий, как полагают в Израиле, достаточно эпизодического нахождения израильских военнослужащих (из состава ВВС или ССО) на территории или в воздушном пространстве Сирии. Целью деятельности ВС Израиля на сирийском направлении является воспрепятствование наращиванию боевого потенциала Корпуса стражей исламской революции Ирана и подконтрольных ему шиитских вооруженных формирований, действующих в САР, а также создание условий, способствующих их полному выводу из арабской республики. Основными задачами определены добывание разведывательной информации о деятельности Ирана и его союзников в Сирии, уничтожение объектов, обеспечивающих прикрытие сирийской территории от ракетных ударов, оборона сухопутных участков границы на Голанских высотах. Кроме того, на Вооруженные силы Израиля возложена задача по обеспечению формирования так называемого «пояса безопасности», состоящего из лояльных ему вооруженных формирований и местных советов на юго-западе арабской республики, на максимально возможную глубину.

По китайской оценке, командование Вооруженных сил Израиля считает, что ВС Сирии сохраняют возможности по нанесению существенного урона еврейскому государству. В этой связи израильтяне, официально декларируя необходимость предотвращения передачи современных видов вооружения ливанской шиитской организации «Хизбалла», попутно, в ходе выполнения военных операций, наносят удары по объектам сирийской военной инфраструктуры с целью ослабления боевых возможностей САР. При этом особое беспокойство у израильтян вызывает наличие в Сирии современного вооружения и военной техники российского производства. Наибольшую опасность для Израиля представляют зенитные ракетные системы С-300, подвижные береговые ракетные комплексы «Бастион», для борьбы с которыми израильтяне фактически не имеют средств, а также зенитные комплексы «Бук-М2Э» и зенитные ракетно-пушечные комплексы «Панцирь-С1».

Применение подразделений ВС Израиля на территории САР осуществляется, как правило, в форме нанесения ударов по объектам противника. Поражению подлежат ракетные установки или средства ПВО КСИР и проиранских формирований, наблюдательные посты, склады с оружием (военной техникой, боеприпасами), а также сирийские комплексы ПВО в случае их задействования против израильской авиации. Основное поражение объектов организуется по планам Генерального штаба ВС Израиля. Наряд выделяемых сил зависит от условий складывающейся обстановки и может варьироваться от 2 до 50–60 единиц авиационной техники. К ударам, в основном, привлекаются самолеты истребительно-бомбардировочной авиации (чаще всего из состава 1 авиакрыла, АвБ «Рамат-Давид»), беспилотные летательные аппараты, вертолеты, а также реактивные системы залпового огня сухопутных войск. Для уничтожения объектов противника, как правило, используются крылатые ракеты воздушного базирования «Делила», управляемые авиационные боеприпасы «Спайс», GBU-39. Всего, начиная с 2014 года, ВС Израиля нанесли более 100 ударов по территории САР с задействованием боевой авиации и реактивной артиллерии. В ходе проведения ВС Израиля операций применяется типовой состав разведывательно-ударной группировки, которая включает один самолет ДРЛО G-550 «Эйтам», один-два самолета РЭР G-550 «Шавит», до двух самолетов ЗА КС-130, четыре-восемь самолетов ТА (F-15 и/или F-16);

Зачастую ВВС Израиля используют воздушное пространство Ливанской Республики и Иордании для входа в зону применения вооружения. После выполнения боевого задания (пуска ракет, сброса авиационных бомб) самолеты незамедлительно выходят из зоны поражения средств ПВО ВС САР. Вопросы обеспечения радиоэлектронной безопасности возлагаются на оперативные группы самолетов ДРЛО G-550 «Эйтам» и РЭР G-550 «Шавит» (на удалении 150–200 км от территории противника) и на экипажи самолетов F-15I, F-16I в тактической глубине (10–15 км).

Китайские военные эксперты сходятся во мнении, что достоверных фактов боевого применения сил специальных операций на территории Сирийской Арабской Республики не установлено. Подразделения сил специальных операций ВС Израиля привлекаются к выполнению задач преимущественно в приграничной зоне по организации взаимодействия с оппозиционными Дамаску вооруженными формированиями, в том числе поставкам им вооружений и военной техники. В частности, до ликвидации зоны деэскалации «Южная» (июль 2018 г.) в юго-восточной части Голанских высот руководство Израиля негласно осуществляло мероприятия по оказанию всесторонней помощи незаконным вооруженным формированиям, действовавшим в южных районах САР. С этой целью израильские спецслужбы регулярно контактировали с полевыми командирами НВФ, действовавшими в указанном районе. При этом часть из них, в том числе «Муджахид Хауран», «Лива ан-Наср Салах ад-Дин», «Фирка Мушат Ауваль», «Аль-Меджлис аль-Аскярий аль-Кунейтра», «Лива Шухада аль-Кунейтра», на тот момент входили в состав международной террористической организации «Джебхат ан-Нусра» (запрещена в России).

Китайские эксперты предполагают, что представители израильских спецслужб в ходе двусторонних встреч решали следующие задачи:

– согласование действий в целях недопущения вооруженных инцидентов между ВС Израиля и группировками НВФ;

– обеспечение боевиков оружием, боеприпасами и материально-техническими средствами;

– предоставление медицинской помощи экстремистам в израильских медучреждениях.

Для координации действий с боевиками в штабе Северного военного округа (г.Цфат, 120 км сев.-вост. г.Тель-Авив) была развернута оперативная группа, в состав которой входили офицеры Разведывательного управления Генерального штаба ВС Израиля и Службы общей безопасности (ШАБАК).

Известно, что силы и средства ПВО/ПРО Израиля организационно входят в состав ВВС. Руководство системой ПВО/ПРО осуществляет заместитель командующего ВВС по противовоздушной обороне (командующий ПВО), которому подчинены части и подразделения истребительной авиации, зенитных ракетных и радиотехнических войск. В оперативное подчинение командующего ПВО при необходимости передаются также часть активных средств ПВО из состава сухопутных войск. Основными органами и пунктами управления системы ПВО/ПРО Израиля являются:

– командный пункт оперативных центров Северной и Южной зон ПВО;

– центры управления и оповещения;

– пункты управления и оповещения;

– передовые пункты управления;

– радиолокационные посты.

В целях организации защиты от возможных ракетных ударов с сирийского направления (Северная зона ПВО) и обеспечения противовоздушной обороны ВС Израиля вынуждены держать на оккупированной части Голанских высот значительную часть собственных сил и средств ПВО/ПРО. В частности, в непосредственной близости от сирийской границы в различный период размещались мобильные пусковые установки зенитных ракетных комплексов «Патриот» (не менее одной ПУ в октябре 2018 г. и июле 2019 г.), ПУ противоракетных комплексов «Айрон дом» (максимальное число – 18 ПУ в июле 2019 г.), а также ПУ противоракетных комплексов «Дэвидс слинг» (не менее двух ПУ в феврале 2019 г.). Контроль воздушной обстановки на ракетоопасном направлении ведется центром управления и оповещения (РЛС AN/FPS-117, AN/FPS-77, VSTAR) в н.п.Цефат (120 км сев.-вост. г.Тель-Авив), двумя радиолокационными постами ПРО (РЛС EL/M-2084) из состава двух батарей ПРК «Айрон дом» в районе населенных пунктов Цфат и Рош-Пина (125 км сев.-вост. г.Тель-Авив), радиолокационным постом ПВО (РЛС AN/MPQ-53) батареи ЗРК «Патриот» (н.п.Цфат), а также самолетами ДРЛО и У G-550 «Эйтам», находящимися на боевом дежурстве. По информации китайского издания «Мир авиации» на сирийском направлении развернут один стационарный пост РЭБ на горе Авиталь (150 км сев.-вост. г.Тель-Авив). Одновременно в сухопутных войсках в каждой дивизии задачи радиоэлектронной борьбы решают роты РТР и РЭБ имеющие на вооружении комплекс EL/L-6063.

Задачи информационного противоборства возложены на Генеральный штаб ВС Израиля. Он отвечает за организацию и осуществление информационных операций против вероятных противников еврейского государства, прежде всего Ирана, ливанской шиитской организации «Хизбалла» и палестинского ХАМАСа. Основными направлениями деятельности являются борьба в кибернетическом пространстве, воздействие на израильские средства массовой информации, психологическое давление на арабское население, а также защита национальных систем управления и связи. Генеральный штаб осуществляет планирование и управление силами и средствами информационного противоборства. В структуре ГШ вопросами ведения борьбы в информационной сфере занимаются:

– оперативное управление;

– Разведывательное управление;

– уУправление связи и компьютерных систем.

В Оперативном управлении ГШ ВС Израиля создано управление информационного противоборства. Сотрудники проводят информационные кампании, нацеленные, прежде всего, на население сектора Газа и Западного берега реки Иордан, а также на установление контроля над палестинскими медиаресурсами. Отмечается, что в Разведывательном управлении ГШ ВС Израиля сформировано «Подразделение 8200», которое решает задачи радиоразведки и радиоэлектронной борьбы. Этот орган планирует и реализует мероприятия по нарушению функционирования объектов информационной и телекоммуникационной инфраструктуры зарубежных государств, противодействию кибертерроризму, а также отвечает за анализ информации в электронных сетях и наступательные действия в информационной среде.

Беспилотные летательные аппараты в ВС Израиля в основном стоят на вооружении военно-воздушных сил и в ограниченном количестве на вооружении сухопутных войск и сил специального назначения. На вооружении ВВС Израиля состоят БПЛА «Херон-1», «Херон-ТР» и «Серчер-2» компании «Исраэль аэроспейс индастриз» (IAI), «Гермес-450» и «Гермес-900» компании «Элбит системз». Кроме того, на вооружении артиллерийских войск стоят барражирующие разведывательные ударные БПЛА «Хароп» компании IAI.

В результате анализа оценок китайских экспертов в области израильского опыта ведения военных действий в Сирии представляется возможным акцентировать внимание на следующих моментах:

  1. Накопленный опыт управления беспилотными платформами позволил израильским ВВС сформулировать перспективу применения БПЛА, предусматривающую переход от поддержки пилотируемых платформ к этапу, когда в условиях боевого применения истребители будут играть вспомогательную роль. Вместе с тем, на данном этапе, на сирийском направлении БПЛА применяются, в основном, для отслеживания обстановки на территории САР вдоль зоны разъединения (зона, контролируемая Силами ООН по наблюдению за разъединением на Голанских высотах). К этим мероприятиям привлекаются беспилотные летательные аппараты «Гермес» и «Херон».
  2. В ходе сирийского конфликта израильское командование проводит апробацию новых средств вооруженной борьбы, в частности, американских самолетов F-35. По оценке китайских специалистов, данная техника значительно расширяет боевые возможности израильских ВВС, особенно в вопросе преодоления комплексов ПВО С-300, развернутых российской стороной на территории САР.
  3. Система связи Вооруженных сил Израиля функционирует в повседневном режиме. Организация обеспечения действий израильских войск, за исключением разведывательного, значительных изменений не претерпела. В условиях укрепления позиций Ирана в Сирии все добывающие и аналитические подразделения израильской военной разведки переведены на усиленный режим работы.