- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Израильский аналитик: Иран теряет Ближний Восток

Происходящие в последние недели в регионе Ближнего Востока, особенно в Ливане, Ираке и Северо-Восточной Сирии динамичные изменения политической ситуации вызываютпристальное внимание аналитиков. Израильский иранист Менаше Амир, по праву считающийся экспертом мирового уровня, взглянул на сложившуюся ситуацию в аспекте того, как все это отразится на позиционировании в регионе Исламской Республики Иран, в той или иной мере связанной с процессами, имеющими место в каждой из трех стран.  В своем комментарии, опубликованном на сайте фарсиязычной  радиостанции «Пейаме Эсраиль» («Послание Израиля) М.Амир приходит к выводу, что для Ирана настали грозные времена и ему впору «объявлять траур».  Как пишет аналитик, пришло время заявить о том, что сотни миллиардов долларов, потраченных исламским режимом в соседних странах с целью торжества шиизма и доминирования  иранского режима в мире ислама, потрачены напрасно.

М.Амир аргументирует такое заявление примерами нынешней ситуации в каждой из трех стран. В Ливане, пишет аналитик,  люди хлынули на улицы, протестуя против никчемности правительства Саада Харири, при этом часть озвучиваемых демонстрантами лозунгов направлены против «Хизбаллы» и их деятельности, не только не связанной с национальными интересами страны, но идущей в ущерб «стране кедров». Дошло до того, что лидер «Хизбаллы» шейх Хасан Насралла всерьез озаботился будущим своей военно-политической группировки и обратился к ее членам с просьбой дистанцироваться от демонстраций протеста, дезавуировав свои требования об изменении политического устройства ливанского общества и смены правительства, которое все же уже произошло. Как пишет М.Амир, Х.Насралла «как верный марионетка иранского лидера аятолла Али Хаменеи», утверждает, что сотни тысяч людей, вышедших на протестные акции на улицах ливанских городов,  направляются нашими врагами, и вообще, «они не являются настоящими ливанцами, поэтому, на демонстрации не стоит обращать никакого внимания». По словам лидера «Хеизбаллы», «считающего, что народ Ливана – это простаки и простофили», шииты не должны солидаризироваться с демонстрантами, а гражданам нужно остерегаться врагов.  Кстати, отмечает израильский аналитик-иранист М.Амир, подобную аргументацию  по отношению к разного рода демонстрациям или другим видам протестных акций,  приводят и в Иране. В своем комментарии он пишет о том, что лидер «Хизбаллы» Х.Насралла абсолютно прав, когда заявляет, что  именно враги  Ливана инспирируют недовольство его народа и протестную активность. «Но враг Ливана – это Исламская Республика Иран, а не США, не Израиль, не страны Европы. Именно Иран мечтает превратить Ливан в страну с доминирующим шиитским населением, тогда как Ливан это родина и христиан-маронитов, и друзов, мусульман-суннитов, и мусульман шиитов».  Пока же Ливан, считает израильский аналитики М.Амир, это то место, где в наибольшей мере Ирану удалось осуществить свои планы и замыслы, и он вряд ли легко откажется снизить там свое влияние.

Иран беспокоит и ситуация в соседнем с ним Ираке, где с точки зрения долгосрочных интересов Тегерана положение выглядит весьма обескураживающим. Миллионы граждан этой страны, вышли, как и в Ливане, на улицы, потребовав прекратить мздоимство и коррупцию в высших эшелонах власти. Как отмечает аналитик, угрожающим моментом для Тегерана было то, что в ходе разнообразных митингов и протестных акций во весь голос звучали антииранские лозунги, требовавшие прекращения вмешательства Тегерана во внутренние дела их страны. Иран в течение послереволюционного времени  ассигновал миллиардные суммы в то, чтобы поднять значение шиитского фактора в жизни страны, но иракцы в ходе последних протестных демонстраций во весь голос заявляют о том, что нужно минимизировать иранское влияние в Ираке.  В священном для шиитов иракском городе Кербела, являющемся подлинным оплотом иранского влияния, зафиксировано максимальное количество антииранских выступлений, открыто требующих от иранцев «убрать свои щупальцы» из этой независимой арабской страны. В другой арабской стране – Йемене – исламский режим уже много лет тратит деньги на помощь хоуситам, которые не достигают там тех успехов, которые ждут от них иранцы. Более того, по всей видимости, хоуситы  ныне лишаются даже тех скромных побед, которые они ранее одержали. Тегеран уже не раз предлагал прекратить бойню и сесть за стол переговоров, но Саудовская Аравия настроена более жестко и хотела бы совсем убрать этих ставленников исламского режима Ирана с политического поля страны.

Но самые ощутимые потери, считает израильский аналитик М.Амир,  Иран несет в Сирии. Все восемь лет гражданской войны туда идут гигантские денежные вливания. Это связано с обеспечением пребывания в стране в течение почти всего этого времени соединений Корпуса стражей исламской революции (КСИР), его подразделения зарубежных военных операций «Сепахе Кодс», сателлитных дивизий «Фатемиюн» и «Зейнабиюн», сирийских шиитских формирований. Отметим, что потери лишь «Сепахе Кодс» за эти годы превысили тысячу человек. Иранцы надеялись превратить сирийскую территорию в свой военный плацдарм на израильском направлении, равно как и для доминирования на всем региональном пространстве.

М.Амир считает, что события последних дней на северо-востоке Сирии, в ее курдских районах, введение своих войск в этот турецкий регион поставили эти надежды под большой вопрос.  После соглашения, которое было достигнуто во время встречи в Сочи президентов России и Турции – В.Путина и Р.Т.Эрдогана,  иранцы должны устыдиться и предпочесть молчание, ибо сегодня совершенно непонятно, как им вести себя на сирийском направлении. Действительно, пишет аналитики, шаг президента Турции по созданию зоны безопасности шириной 30 км на границе Сирии и его страны сделан  без уведомления иранского верховного лидера аятоллы Али Хаменеи, и объявлен лишь на его встрече с российским президентом. Он не просто не посоветовался об этом с главой иранской исполнительной власти президентом  Х.Роухани, но даже не поставил того в известность после встречи с В.Путиным. По сути, приходит к выводу М.Амир, Иран вынесли за скобки трехстороннего формата принятия решений по сирийскому вопросу. Своим шагом турецкий лидер дал понять, что не числит Исламскую Республику равноправным актором сирийского процесса. И этого после того, как Иран много лет считает себя основной силой, оказывающей Сирии помощь во всех сферах жизни и, как он думает, нашедшей там свое место.  У Ирана было там много планов, и один из главнейших и стратегически важных – создание военного коридора на сирийско-израильской границе, с тем, чтобы облегчить реализацию своей линии на демонтаж еврейского государства. Но последний шаг России и Турции наглядно демонстрирует, кто там хозяин, пишет израильский аналитик. Его можно интерпретировать так: рассорившийся почти со всем миром турецкий лидер считает, что можно идти на явно неуважительный шаг по отношению к Тегерану. Это показывает и его грубая реакция на отрицательное восприятие Ираном турецкого вторжения на северо-восток Сирии. Обращаясь тогда к иранскому президенту, Эрдоган сказал ему, что тот должен был усмирить несогласных с турецкой позицией. Вместо этого иранский МИД выражает недовольство достигнутым между Турцией и Россией соглашением, заявляя, что оно противоречит Аданским договоренностям, на важности соблюдения которых Иран не раз настаивал. По сути, последний шаг на турецком направлении можно считать политическим поражением Ирана в региональном масштабе, особенно в свете его недавних хвастливых заявлений о победах в продвижении по пути регионального доминирования.

Несмотря на это, пишет аналитик, и сегодня из Ирана звучат победоносные реляции командиров КСИР о том, что они способны навязывать свою волю всему миру и особенно Ближнему Востоку, что они поставили на колени США, не осмеливающихся решиться на войну с Ираном, и что весь мир попадает в западню, расставленную ИРИ. Разумеется, все это далеко от реальности, да и внутри Ирана давно уже звучит набат серьезной тревоги, сигнализирующий о том, что сложившаяся ситуация чревата катастрофическими социальными потрясениями.

Народ Ливана, заключает аналитик из Израиля Менаше Амир,  вышел на улицы с социально-политическими лозунгами, не боясь пуль репрессивного аппарата. То же самое видно сегодня и на улицах иракских городов, где десятками гибнут люди. В Иране во многом сходные с этими арабскими странами условия – та же коррупция и безразличие властей к нуждам народа, такая те растущая безработица, такая же неспособность властей  повернуть на путь справедливого администрирования. Ждет ли все эти страны единая судьба? —  спрашивает аналитик в заключение своего материала, опубликованного на сайте фарсиязычной  радиостанции «Пейаме Эсраиль» («Послание Израиля).