- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О роли генерала К.Сулеймани в укреплении позиций Ирана в ближневосточном регионе

Иранские силовики предотвратили покушение на командующего силами специального назначения «Аль-Кудс»Корпуса стражей исламской революции (КСИР, элитные части ВС Ирана) генерала Касема Сулеймани. Об этом в четверг 3 октября заявил глава разведки КСИР Хосейн Таэб. «С божьей помощью КСИР удалось нейтрализовать [диверсионную] группу и сорвать заговор», — цитирует Таэба агентство Тасним. Он отметил, что «в рамках замысла [противника] группа террористов, состоящая из наемников, проникла в страну <…> и пыталась при помощи 350-500 кг взрывчатки осуществить подрыв хусейние (место проведения религиозных мистерий — прим. ТАСС), в котором ежегодно присутствует генерал в дни ежегодного траура Ашуры». «Разочарованные тем, что не могут нанести удар по позициям КСИР, они приступили к подготовке многолетнего плана покушения на Касема Сулеймани в глубине страны в провинции Керман», — подчеркнул Таэб. В сообщении агентства отмечается, что за организацией стоят «арабо-сионистские спецслужбы». Прочая информация об организаторах покушения не приводится. Спецподразделение «Аль-Кудс» — одно из наиболее боеспособных частей КСИР, которая активно участвует в военных конфликтах в Сирии и Ираке. Считается, что эффективность спецподразделения во многом определяется способностями его командующего — генерала Касема Сулеймани. Представители администрации президента США Дональда Трампа заявляли, что приравнивают Сулеймани к террористу. В этой связи отметим, что к данному эпизоду израильские спецслужбы имеют опосредованное отношение: основную роль в данной операции играли, по данным самих иранских спецслужб, связанные с КСА и США сепаратисты из числа арабов-ахвазов. Но это совершенно не исключает того, что израильтяне не предпринимают усилий на этом направлении. Пока, правда, больше в формате информационных войн.
В этой связи ряд экспертов указывают на то, что кампания в рамках доведения направленной информации израильских спецслужб против Касема Сулеймани, командующего элитными частями КСИР «Аль-Кудс», провалилась. Начатая три года назад эта кампания, которая координировалось в рамках единой операции между военной разведкой АМАН и Моссадом, имела своей главной задачей вбить клин между К.Сулеймани и верховным лидером ИРИ аятоллой Али Хаменеи, а также скомпрометировать генерала на фоне созданой ему негативной репутации в иранском общественном мнении. Кампания использовала для достижения этой цели веб-сайты, ресурсы традиционной прессы и общественного мнения, чтобы изобразить Сулеймани как главного ответственного за экономический кризис в Иране. Имелось ввиду тиражирование и развитие тезиса о том, что что военные кампании Ирана в Сирии и Ираке, Ливане и Йемене были слишком дорогостоящими для иранских налогоплательщиков. Сразу скажем, что ничего нового и оригинального израильские стратеги не придумали: они просто взяли под козырек в рамках выполнения задачи, поставленной Вашингтоном. Там генеральной задачей всей дестабилизации ситуации в Иране полагается упор именно на экономические трудности, которые являются следствием деструктивной региональной политики Тегерана, в том числе и в рамках поддержки иранских прокси-групп за рубежом. При этом сама практическая проработка этой операции была совместным детищем руководителя АМАН Авива Кохави и главы Моссада Йоси Коэна, которые сумели обосновать ее перед премьер-министром Израиля Б.Натаньяху. Причем это не просто желание, это еще и приличные деньги, которые было необходимо выплачивать блогерам, организаторам веб-сайтов и журналистам, причем не только в Израиле. То есть, операция получила немалый бюджет. Однако на сегодня израильские источники признали, что эта кампания провалилась. Израиль не учел того факта, что Сулеймани действовал в рамках своей деятельности исключительно только по приказу аятоллы Хаменеи. Некоторые источники также утверждают, что операция была контрпродуктивной и лишь способствовала укреплению лояльности генералу среди иранского истеблишмента. Генерал также воспринял эти попытки как знак того, что его жизнь может находится в опасности, и в результате его безопасность была усилена.
В ходе этой операции по доведению направленной информации активно раскручивался тезис о том, что деятельность Сулеймани приводит к росту разногласий в основном ливанском союзнике Ирана в лице «Хизбаллы», в частности на фоне недовольств рядовых членов организации и части партийного руководства потерями в Ливане. Скажем сразу, что эта тема также заглохла, особенно после того, как после решения ключевых военных задач отряды «Хизбаллы» отошли к ливанско-сирийской границе и прикрыли ее. На этом фоне активная роль ливанцев, как основного инструмента Сулеймани по тренировке, технической и методолгической подготовке иранских прокси-групп в Йемене, Сирии, Ираке и на Бахрейне никоим образом не минимизировалась, а наоборот — интенсифицировалась. Но самой главной заслугой Сулеймани стал реализация его главной задачи, которую он выполнял безусловно с санкции Хаменеи. Это создание условно рассеянной модели ответа на возможные агрессивные действия со стороны Израиля и США в ходе возможных военных ударов по целям на иранской территории. Причем эта модель включала в себя не только интеграцию иранских-прокси групп в состав регулярных армий ряда стран (Ирак и Сирия), или создание их в качестве самостоятельной военной силы (Ливан, Йемен). На втором этапе генерал реализовал задачу по снабжению этих сил ракетных оружием и парком беспилотников, причем в значительной части это оружие начинает собираться прямо в той или иной стране. Таким образом, иранцы создали развлетвленную сеть, каждая ячейка из которой готова нанести по враждебному государству региона удар в самостоятельном режиме. Такая же разветвленность затрудняет и одномоментную ликвидацию такой сети противником. Сулеймани также убедил Хаменеи позволить ему изменить иранскую стратегию в рамках реагирования на те или иные попытки подрывной деятельности иностранных спецслужб. В прошлом, из-за экономических трудностей в результате санкций США и дорогостоящих военных кампаний на Ближнем Востоке, Иран был готов воздерживаться от симметричных ответов на израильские нападения на иранские активы в регионе. Теперь, по данным израильской разведки, Иран принял новый стратегический подход и намерен отвечать на каждое израильское нападение аналогичной акцией. И это касается не только Израиля. Эпизод с захватом британского танкера в ответ на аналогичные действия британцев это четко продемонстрировал.