- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Что стоит за изменениями в школьных программах в Саудовской Аравии и в чем их важность

Саудовская Аравия недавно внесла изменения в школьную программу королевства, затронув программу подготовки учащихся почти на всех уровнях. В новых учебниках особое внимание уделяется воспитанию лидерских качеств школьников путем выражения гордости за нацию и следования традиционным правилам и законам. История Саудовской Аравии представлена как простирающаяся на доисламскую Аравию, вопреки религиозной позиции, которая часто придает этому периоду истории очень негативный оттенок с учетом «язычества» доисламских цивилизаций. Новые учебники призваны продемонстрировать кризис идей панарабизма и панисламизма, которые постоянно беспокоили руководство страны. Подчеркивание национальной идентичности и лояльности к государству при изображении Саудовской Аравии как родины халифатов является способом перенаправления нынешнего основного религиозного тренда воспитания лояльности к государству на чисто националистический. Два учебника, которые больше всего пострадали от недавних изменений, были «История» и «Социальные исследования и гражданство», поскольку они несут на себе основную нагрузку в рамках позиционирования нового видения истории со стороны нового саудовского руководства. В качестве одной из центральных тем этой новой учебной программы является артикулирование «особенности хорошего гражданина» Саудовской Аравии и его ответственности перед государством. В учебнике «Социальные исследования и гражданство» «гражданство описывается как принадлежность к государству и отстаивание его ценностей и принципов, осуществление прав и обязанностей и лояльность руководству и нации в целях обеспечения безопасности и процветания». Изучение «Обязанностей хорошего гражданина» вводятся уже в четвертом классе, требуя от учащихся различать первичные и вторичные источники, чтобы «предотвратить распространение поддельных или неточных новостей». При этом учащиеся подписываются «на исповедование принципа Аманы (доверие / честность), которая описывается как противоположность Хаине (измене)». Хороший гражданин — это «человек хорошего поведения, который следует умеренным исламским учениям, имеет сильное чувство принадлежности к конкретной стране, упорно трудится и играет активную роль в продвижении целей и процветания страны». Следование умеренным исламским учениям не только считается частью кодекса принципов «хорошего гражданина Саудовской Аравии», но также используется, чтобы подчеркнуть принципиальную важность Саудовской Аравии в регионе и в еще более широком смысле — во всем мусульманском мире. Это, возможно, объясняет, почему религиозные учебники не были затронуты изменениями, внесенными в школьную программу. Религиозная идентичность остается неизменной, как и образ Саудовской Аравии как «родины ислама» и «Центра мира», который отмечается на первых страницах новых учебников. Религия не только является частью саудовской идентичности, но и используется для того, чтобы вызвать сравнение с уроками прошлого. Например, глава о хаварии (группа, которая восстала против халифа Али) сравнивает это движение с тем современным состоянием мира, что описывается как «современный хаварий», который также способствует беспорядкам и хаосу, не придерживаясь верности своему правителю. Намек на события «арабской весны», во главе процессов которой во многих странах стояли приверженцы «политического ислама» в лице «Братьев-мусульман», более чем очевиден.
Таким образом, подчеркивание национальной идентичности и лояльности к государству при изображении Саудовской Аравии как родины халифатов является способом перенаправления общего тренда по воспитанию у подрастающего поколения лояльности к государству. История Саудовской Аравии и королевской семьи сознательно переплетается, чтобы представить учащимся сложную, но убедительную идею исключительной роли своей страны. Новые учебники подчеркивают преемственность с прошлым, прославляя исламские, а также доисламские цивилизации, существовавших на Аравийском полуострове, в отличие от предыдущих учебников, которые не проливали позитивного света на доисламскую эпоху. Например, доисламская Набатейская цивилизация на северо-западе Саудовской Аравии связана с Аль-Ула, одной из самых важных туристических достопримечательностей Саудовской Аравии и важной частью плана видения страны до 2030 года. Добавим, что и личным проектом наследного принца КСА Мухаммеда бен Сальмана, в развитие и культивирование которого вкладываются сейчас миллиарды долларов. Позиционирование этих мест в школьных учебниках является беспрецедентным и демонстрирует интерес государства к включению доисламской истории в саудовское национальную повестку дня. Кроме того, чтобы подчеркнуть эту преемственность, история Саудовской Аравии и роль королевской семьи изображаются как уходящие в прошлое в период истории за 200 лет до рождения ислама. Это также продемонстрировано на иллюстрации в учебнике «Социальные исследования и гражданство», того тезиса, что династии Омейядов и Аббасидов возникли в Саудовской Аравии. Кроме того, история трех саудовских государств подробно дается в контексте сражений и конфронтаций с османами, которые позиционируются в явно негативном свете. Учебник «История» описывает наследие предыдущих королей, а король Сальман бен Абдель Азиз изображается как тот, кто позволил женщинам получить больше прав и доступ к полному гражданству. Напомним, что  власти королевства 1 августа разрешили женщинам оформлять загранпаспорта и покидать территорию страны без разрешения мужчины-опекуна. Кроме того, женщины получили право самостоятельно регистрировать новорожденного ребенка (до этого только муж или достигший 18 лет родственник мужского пола мог сообщить в государственные органы о рождении), подавать заявление о заключении или расторжении брака, а также иметь право на опеку над несовершеннолетними. Однако до сих пор женщинам запрещено без согласия опекуна выходить замуж, открывать счет в банке, делать медицинские операции. Помимо этого, женщинам не разрешается наследовать столько же денег, сколько и мужчинам, носить открытые наряды. В связи с этим событием, и вообще — в контексте реформ, которые затеял и пытается реализовать сейчас наследный принц КСА, американские эксперты отмечают, что монархия, в конце концов, скорректировала свою позицию в отношении прав женщин, расширила культурный опыт и смягчила ряд табу, которые ранее приводили к фатальным последствиям для нарушителей. Вместе с тем, во многих отношениях монархия просто пытается синхронизировать некоторые ожидания молодого поколения саудовцев, а не принципиально старается привить им новые умонастроения. Это видно на многих примерах, но если мы коснулись прав женщин, то женские активистки до сих пор находятся в саудовской тюрьме, что уже вызвало серьезное осложнения саудовской-канадских отношений. Представители этих поколений, особенно те, кто родился после 1980 года (включая наследника престола Мухаммеда бен Сальмана, родившегося в 1985 году), имеют опыт, который входит на сегодня с противоречия с настроениями консервативного духовенства, которые до недавнего времени больше всего определяли моральный и культурный вектор развития королевства. В этой связи рискнем все-таки предположить, что суть осуществляемых наследным принцем косметических реформ и уступок в большей степени является отголоском борьбы за власть со все тем же духовенством, которое является в значительной степени одним из двух главных оппонентов его прихода на трон. В этой связи культивирование идеи национализма и обращение к языческому периоду истории Саудовской Аравии направлено прежде всего на ослабление монополии духовенства в формировании повестки дня внутренней и внешней политики монархии. Новое изображение истории Саудовской Аравии является важным способом перекалибровки саудовской идентичности. Фотография короля Сальмана, танцующего традиционную Арду, призвана подчеркнуть центральную роль идентичности Неджда. Более того, фраза «Нахват аль-Уджа» (выражение Неджда, прославляющее ад-Дирию, прародину семьи Аль Сауд) описывается как националистический лозунг, который переопределяет саудовскую идентичность вокруг обычаев и традиций Неджда. Это неудивительно, учитывая растущий акцент на идентичности Неджда в формирующемся национальном нарративе страны за последние несколько лет.
В программе средней школы также подробно разъясняется борьба с терроризмом и региональные обязанности страны. Об этом свидетельствует обширный анализ усилий королевства по созданию Исламской военной антитеррористической коалиции и Глобального центра по борьбе с экстремистской идеологией (Etidal). Учебники подчеркивают позицию Саудовской Аравии по палестинскому вопросу, изображая Короля Абдель Азиза и его сыновей как сильных сторонников палестинского дела. Усилия короля Сальмана упоминаются в связи с «Иерусалимским саммитом» Лиги арабских государств в Дахране в 2018 году, который подчеркнул «центральную роль палестинского дела в арабском мире». В учебниках также подчеркивается щедрая финансовая помощь Саудовской Аравии таким организациям, как Иерусалимский исламский вакуф и агентство Организации Объединенных Наций по оказанию помощи палестинским беженцам и организации работ. В учебном плане утверждается, что усилия Саудовской Аравии всегда были направлены против «арабских и сионистских врагов» и что королевство всегда поддерживало палестинский народ. Это к вопросу о явно ангажированных заявлениях американских и израильских экспертов, общий смысл которых заключается в том, аравийцы устали от палестинского тупика и взяли курс на нормализацию отношений с Израилем. Что же касается борьбы с террором, то в данном случае важен принципиальный момент, а именно — кого там описывают как террористов, а кого — как борцов за свободу.
Изменения в школьной программе являются своевременными, учитывая, что система образования находится под все более пристальным вниманием как внутри страны, так и за ее пределами. Внутри страны критика учебников обычно указывает на устаревшее религиозное содержание, которое противоречит новому образу жизни Саудовской Аравии и проекту трансформации страны «Видение 2030». Кроме того, растущая озабоченность правительства влиянием «Братьев-мусульман» в системе образования дала государству больше стимулов для внесения поправок и обновления учебников в соответствии с его новым видением страны. В результате новые учебники только подчеркивают нынешнюю политическую позицию Саудовской Аравии, подчеркивая ее гегемонистскую роль в мусульманском мире и открыто критикуя ее врагов. В более глобальном смысле все это надо рассматривать как очередную попытку государства противостоять транснациональным враждебным движениям — политическим и религиозным. Однако включение религиозных учебников в последние изменения означает, что нынешние социальные реформы будут продолжать порождать общий социальный дискомфорт для молодого населения. При этом цели правительства в рамках слома этой тенденции, такие, как создание «динамичного общества», «процветающей экономики» и «амбициозной нации», являются неконкретными и преднамеренно расплывчатыми. Но в любом случае корень проблемы кроется в одной очень ясной и простой вещи: согласия или нет большинства саудовских подданных (и это характерно практически для всех стран ССАПГЗ) пересмотреть свой социальный контракт со своим собственным правительством. И это процесс очень небыстрый, и он не зависит от возраста. Приступая к осуществлению своей стратегии национальной идентичности «сверху вниз», принц не смог найти оптимальных путей превращения своих подданных из пассивных субъектов в активных и продуктивных граждан.
На этом фоне начинают расти чисто националистические настроения как естественная альтернатива общенациональным. Собственно феномен «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) и его поддержка значительной частью населения арабских стран свидетельствует ровно об этом. ИГ — это пусть и уродливая, но попытка заявить о национальной самоидентичности суннитов в противовес к существующим ныне режимам и их доктринам. По сути, кризисы в регионе и за его пределами подпитывают беспрецедентные националистические настроения. Все эти события сопровождаются целенаправленной политикой властей, в которой подчеркивается особая национальная самобытность: но это прямой путь к росту идей политического ислама, то есть условно доктрины «Братьев-мусульман». В конечном счете, эта новая волна национализма может подорвать сам институт монархии в этих странах. И собственно не просто так власти КСА и ОАЭ полагают представителей этих идей в лице «Братьев-мусульман» в качестве одной из главных угроз своей национальной безопасности. И такой сценарий становится все более реальным в рамках возможного падения мировых цен на нефть и сужения возможностей властей в странах ССАПГЗ купировать социальное недовольство путем исключительно субсидий и преференций. Национализм в данном случае попытка найти новое объединяющее саудовскую нацию идеологию взамен явно не срабатывающих в новых реалиях старых идеологем.