- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О проблеме трудовой миграции в Омане

В качестве одной из причин народных протестов, которые вспыхивали в Омане в 2011 году, экспертами указывалась недовольство граждан султаната проблемами безработицы, стагнацией роста заработной платы, несправедливым (по их мнению) регулированием рынка труда, коррупцией в вопросах трудоустройства и политикой властей в сфере трудовой миграции.

Подобные вызовы, с одной стороны, характерны в той или иной степени для всех стран-членов ССАГПЗ. С другой стороны, в султанате Оман они обусловлены спецификой исторического развития, экономической ситуации и политической обстановки.

В отличие от других стран Персидского залива, миграция для Омана не только явление, вызванное особенностью экономической ситуации, сложившейся в XX столетии, связанной с ростом доходов от продажи углеводородов. Она является неотъемлемой частью исторического развития страны и оказала существенное влияние на ее культуру, экономические связи и внешнюю политику. К примеру, многие элементы в архитектуре Маската сформированы под влиянием индийских строителей, а традиционный головной убор жителей Омана заимствован из Африки.

Торговые отношения арабской страны с регионом Восточной Африки были основаны еще в средние века, а индийские купцы стали посещать оманские порты в XV веке. Позднее в период Оманской Империи (1696 – 1856) более глубокий уровень кооперации был установлен с Белуджистаном, частью территории современного Ирана, Восточной Африкой, некоторыми районами Аравийского полуострова, а Оман стал транзитной точкой для лиц, путешествующих между этими регионами. Еще до получения независимости многие представители народа белуджи поселились в арабской стране, некоторые были зачислены в вооруженные силы. Отдельные жители Омана мигрировали в Восточную Африку, Пакистан и Иран, а в период 1940-1960-х гг. также уезжали на заработки в нефтедобывающие страны Персидского залива. Ситуация изменилась после открытия собственных месторождений в 1964 году и прихода к власти султана Кабуса в 1970 году. Социально-экономическая обстановка стала заметно улучшаться, а гражданам Омана, проживающим за границей, было предложено вернуться в страну.

После событий 1973 года, итогом которых стал беспрецедентный рост доходов от продажи энергоносителей, последовала широкомасштабная модернизация, строительство инфраструктуры и существенное улучшение качества жизни населения. Индекс развития человеческого потенциала в период с 1970 по 2010 гг. почти удвоился, что было одним из самых быстрых изменений показателя в мире. Уже в середине 1970-х страна начала импортировать рабочую силу, основу которой составили граждане таких стран Азии, как Пакистан, Бангладеш, Индия. Это объясняется наличием экономических и политических связей между двумя регионами.

Однако точная статистика по трудовым мигрантам, прибывшим из-за границы в Омане в 1970 – 1980 гг. не регистрировалась, а перепись населения была проведена только в 1993 году. Тогда зарубежные мигранты составили 61% от общего количества занятых, а на коренных жителей пришлось 39%. Общая численность населения была оценена в 2 017 тыс. человек, из которых 26 % были иностранцы.

Отметим, что современная экономическая наука оценивает влияние трудовой миграции на экономический рост государств-реципиентов неоднозначно. К ее преимуществам для страны, импортирующей рабочую силу, относятся такие факторы, как

— смягчение проблемы дефицита трудовых ресурсов;

— расширение возможностей развития новых и нетрадиционных отраслей экономики;

— снижение расходов бюджета;

— стимулирование развития местной промышленности, сферы услуг и торговли за счет повышения внутреннего спроса со стороны мигрантов;

— поддержка конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности принимающего государства.

В случае Омана все перечисленные факторы имели место быть, а трудовая миграция не только способствовала развитию индустрии и сферы услуг, повышению инвестиционной привлекательности, но и стала крайне важным, а, в некоторых случаем, основным условием для развития ряда отраслей.

К недостаткам, которым способствует импорт рабочей силы, относятся:

— осложнение ситуации на внутреннем рынке труда, в том числе в виде ограничения доступа к нему для собственных граждан;

— замедление внедрения современных трудосберегающих технологий и развития собственного кадрового потенциала;

— отток денежной массы из страны;

— рост нелегального бизнеса, связанного с мигрантами;

— деградация некоторых отраслей, использующих традиционные методы хозяйствования (в случае Омана очень сильный удар был нанесен по агропромышленному комплексу, где приход иностранных рабочих нарушил многие традиции, складывающиеся веками и известные только местному населению);

— угроза безопасности, обострение противоречий между коренными жителями и иностранными тружениками.

Все эти факторы также характерны для Омана.

Добавим также, что большая часть экономических исследований посвящена трудовой миграции из развивающихся стран в направлении развитых. Ситуация в ССАГПЗ, уникальна: государства региона относятся к развивающимся, что обусловило привлечение рабочей силы не только для укомплектования низко привлекательных для занятости сегментов, но, зачастую, в те сегменты, которые требуют более высокой квалификации. Это значительно поспособствовало тому, что собственная кадровая база в странах ССАГПЗ, в том числе в Омане, а также система образования и подготовки специалистов, не получив должного стимулирования и развития, сегодня не учитывает потребности рынка и неадекватна складывающимся тенденциям в экономике.

Особо отметим, что в случае ряда государств ЕС потребность в привлечении трудовых мигрантов в значительной степени обусловлена особенностями демографической ситуации, которые заключаются в невысокой рождаемости и дефиците населения трудоспособного возраста, что способствует превышению спроса на рабочую силу над ее внутренним предложением. В случае арабских стран демографическая обстановка иная, которая, наоборот, обуславливает превышение числа желающих получить работу над количеством рабочих мест. Это влечет за собой тенденцию к обострению проблемы безработицы.

При этом руководство султаната довольно быстро осознало негативные последствия трудовой миграции. В 1988 году была законодательно провозглашена политика «оманизации», цель которой заключается в постепенной замене иностранных мигрантов гражданами Омана, что должно способствовать общему экономическому росту, снижению государственных расходов, сокращению оттока денежной массы, облегчению проблему безработицы.

Законодательство страны стало предусматривать следующие меры:

— введение профессиональных квот для мигрантов и резервирование ряда профессий только за гражданами Омана (юристы, бухгалтера, некоторые руководители, учителя, медсестры, водители такси, отдельные технические специалисты и др.). При этом список подобных профессий периодически обновляется, однако на протяжении лет власти стараются максимально расширить его. Однако зачастую практика показывает низкую эффективность и невозможность соблюдения подобных мер (отсутствие собственной кадровой базы, нежелание бизнес структур работать с собственными гражданами). Это ведет в том числе к некоторым махинациям со стороны работодателей;

— проведение Министерством экономики регулярных исследований рынка труда, определение потребности в новых специальностях, на основании этого – разработка программа обучений работников и обязательных требований в отношении работодателей направлять подчиненных из числа коренных жителей на эти мероприятия, создание программ по развитию предпринимательства среди молодежи;

— контроль притока иностранной рабочей силы, ее распределения и недопущения превышения установленных ориентиров;

— с 1994 года – взимание платы за наем иностранцев, которые формируют фонды, финансирующие программы обучения. Такие платежи получили неофициальное название «взносы на обучение»;

— депортация нелегальных работников;

— введение дополнительных налогов на иностранные переводы;

— контроль соблюдения работодателями ориентиров по «оманизации», разработка поощрительных мер в виде присуждения государственных контрактов, выплаты денежных премий из специальных фондов, ограничение государственной помощи тем представителям бизнеса, которые не стремятся работать с коренными жителями и др.

Политика «оманизации» ведется непрерывно, ответственным за нее является специальный комитет, созданный в 1988 году и подотчетный правительству. Списки ограничений (постоянные или временные запреты на прием иностранцев и т.д.) постоянно расширяются или, наоборот, сокращаются в зависимости от экономической ситуации.

В 1995 году было заявлено о цели увеличить долю трудящихся оманцев до 95% в государственных структурах и до 70 % в частном секторе к 2020 году. Некоторые успехи были достигнуты уже в первые годы. Так, за период с 1995 по 1998 гг. доля коренных жителей в частном секторе увеличилась с 14 до 17 %, а в государственном – с 77 до 80 %. Удалось существенно «оманизировать» банковский и нефтегазовый сектора.  С учетом высоких темпов роста рынка труда (более 5 % в год) это соответствовало намеченным планам, а доля иностранцев во второй половине 1990-х и до 2003 года демонстрировала тенденцию к снижению.

Однако с последующие годы в связи с улучшением общей экономической обстановки в стране рынок труда стар расширяться быстрыми темпами, вместе с ним увеличивалась и численность экспатриантов. Тоже самое наблюдалось и в других государствах-членах ССАГПЗ. Если в 1993 – 2003 гг. количество зарегистрированных иностранцев в стране колебалось от 500 до 600 тыс., а их доля среди коренного населения снизилась с 26% в 1993 году до 24% в 2003 году, то уже в 2009 году показатель достиг 1,2 млн, или 37% от общего населения.

Некоторый спад (с 1,2 млн до 800 тыс.) наблюдался в 2010 году, когда была проведена перепись населения. Это объясняется как финансовым кризисом 2009 года, так и принятием административных мер, а именно массовой «очисткой» силами полиции нелегальных мигрантов и уменьшением количества выданных виз. Основной целью последних мероприятий было улучшение статистических показателей. Ввиду этого можно предположить, что реальное количество иностранцев на рынке труда в Омане существенно выше официально заявленных данных.

Однако в последующие годы рост численности трудовых мигрантов продолжился.

В 2011, а затем в 2016 и 2017 гг. в стране имели место народные демонстрации различного масштаба и интенсивности, которые сопровождались требованиями о необходимости решения властями проблемы безработицы и предоставления рабочих мест собственным гражданам, обвинениями в адрес правительства в чрезмерной заботе об иностранных гражданах в ущерб коренным жителям. Упоминается даже о лозунгах националистического характера, направленных против мигрантов. Всякий раз власти пытались пойти на некоторые уступки, главным образом открывая новые вакансии в государственном секторе (в 2011 году – 50 тыс.), была также повышена минимальная заработная плата.

Оценочные данные показывают, что по состоянию на 2018 год численность населения султаната составляет 4 655 тыс. чел, из которых 2 047 (44%) – иностранные граждане. Хотя в последние годы доля экспатриантов иногда демонстрировала тенденцию к снижению, это были незначительные (не более 2-3 %) изменения. Если говорить о рынке труда, то иностранные граждане составляют более 70% рабочей силы в стране. Среди них около 88% — лица мужского пола. Главными экспортерами рабочей силы в Оман являются Индия (37%), Бангладеш (35%), Пакистан (13%), Египет (2%), Филиппины (2%), Шри-Ланка, Уганда, Непал, Танзания, Эфиопия (каждая менее 1%) и другие страны. При этом экспатрианты доминируют в частном секторе: в нем трудится более 80% из числа иностранцев. Еще 15% работают в домашних хозяйствах в качестве прислуги, и только 4% — в государственных предприятиях. В последнем основная доля работающих сохранена за гражданами Омана.

В частном бизнесе наибольшая доля коренных жителей наблюдается в таких секторах, как услуги связи, транспорт, страхование и финансы, сделки с недвижимостью, жилищно-коммунальное хозяйство. Однако вместе эти сферы обеспечивают не более 10 % от рабочих мест в негосударственном секторе султаната.

Наименее затронутые «оманизацией» оказались сельское хозяйство и рыболовство, ресторанный и отельный бизнес, обрабатывающая промышленность, строительство, оптовая и розничная торговля, некоторые сферы обслуживания. Вместе эти отрасли формируют около 80 % от рабочих мест частного сектора страны.

Зарубежные работники являются важной составляющей экономики страны, а замены им нет. При этом они же способствуют ухудшению ситуаций с безработицей, уровень которой оценивается в 13 %.

Таким образом, амбициозные планы по «оманизации» достигнуты не были, значительная часть мер так и осталась на бумаге, а переломить тенденцию не удается. Главной причиной этого является то, что в регулировании рынка труда государство способно применять главным образом административные методы, тогда как необходимых рычагов экономического воздействия нет. Иными словами, использование труда наемных рабочих более выгодно для представителей частного бизнеса не только по причине менее высокого уровня оплаты их труда, но и ввиду их более высокой квалификации, трудолюбия, мобильности. Особенно важно то, что система образования и подготовки кадров в султанате сегодня описывается как неадекватная складывающимся тенденциям и потребностям страны, в результате чего собственный кадровый потенциал не в состоянии удовлетворить спрос на многие необходимые профессии и специальности. Хотя отдельные оманские граждане предпочитают обвинять мигрантов в проблемах с трудоустройством, в значительной степени дело не в них. Упомянутые проблемы невозможно решить посредством принятия законов, а, например, создание системы подготовки кадров потребует масштабных инвестиций, реформ и нескольких лет, если не десятилетий. Без «рыночной руки» регулировать рынок труда крайне сложно.

Если государственный сектор сумел вовлечь в свою активность коренных жителей путем элементарного расширения штатов и административных мер, прибегнув вопросами эффективности и целесообразности, то частный сектор не может позволить себе этого. Даже в оманской прессе описываются жалобы со стороны местных бизнесменов на то, что политика «оманизации» существенно препятствует их деятельности (запутанность законов, дополнительные расходы, коррупция, неэффективность принимаемых мер) и в реальности имеет ограниченный эффект. Широкое распространение получило использование различных «серых» схем или сокрытие информации о нанятых иностранцах в целях ухода от штрафных санкций.

Проблема зависимости от зарубежной трудовой миграции и ее негативного влияния на экономику страны существует во всех государствах-членах ССАГПЗ, однако в султанате Оман она стоит особенно остро. Очевидно, что активная политика властей по регулированию рынка труда продолжится. При этом меры административного характера, а также использование финансовых ресурсов для расширения социальной политики способны улучшить ситуацию, но их эффект будет очень ограниченный и временный, тогда как переломить сложившуюся тенденцию в текущей обстановке невозможно. По этой причине проблему трудовой миграции в Омане следует воспринимать как серьезную угрозу экономическому развитию и политической ситуации, а ее усугубление может иметь крайне негативные последствия, причем даже в ближайшей перспективе.