- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Судане и Южном Судане: сентябрь 2019 г.

1 сентября в Судане продолжились консультации относительно состава нового правительства страны, которое согласно первоначальным планам должно было быть объявлено 4 днями ранее, 28 августа. Поэтому не состоялась планировавшаяся на 1 сентября первая встреча правительства с Суверенным советом, который должен наблюдать за переходным периодом. Задержка с формированием правительства была связана с тем, что «Альянс за свободу и изменения» (АСИ) – лидер протестного движения, приведшего к падению режима Омара аль-Башира в апреле – представил список своих кандидатов на министерские посты только 27 августа. В тот день назначенный 21 августа на пост премьер-министра Абдалла Хамдок подтвердил, что получил список из 49 кандидатов на 14 министерских портфелей.

Со своей стороны АСИ подтвердил, что идет «детальный и конструктивный» диалог с А.Хамдоком относительно состава нового кабинета.

Напомним, что Суверенный совет появился 17 августа в результате соглашения между Военным переходным советом (ВПС) и лидерами протестного движения. Тогда предполагалось, что Суверенный совет, состоящий из 5 военных и 6 гражданских, будет руководить страной в 39-месячный переходный период вместе с парламентом и правительством. Военный будет во главе этой инстанции первые 21 месяц, затем его сменит гражданский. Премьер-министр будет назначен АСИ и утвержден Суверенным советом. АСИ должен был представить кандидатуры министров, за исключением  глав Минобороны и МВД. Этих двух должен был представить ВПС. Представители протестного движения получат 201 из 300 мест в парламенте. Остальные партии могли претендовать на оставшиеся 99 мест при условии, что они не были связаны с режимом О.аль-Башира. Состав парламента должен быть утвержден в течение 3-х месяцев со дня подписания соглашения. Разведывательное сообщество под новым названием «Службы общей разведки» будет находиться в подчинении правительства и Суверенного совета. Соглашение гарантировало свободу вероисповедания и свободу выражения мнений. Оно предусматривало также подписание мирных соглашений с повстанцами в Дарфуре, а также в штатах Голубой Нил и Южный Кордофан.

Уже 19 сентября новые власти Судана аннулировали смертные приговоры в отношении 8 боевиков из региона Дарфур. 8 ранее приговоренных состояли в «Армии освобождения Судана» (АОС), возглавляемой Абдель Вахидом Нуром. Одновременно были освобождены 18 боевиков из различных повстанческих движений Дарфура.

31 августа 4 групп дарфурских повстанцев достигли общей позиции, согласно которой они «буду вести переговоры с переходными властями».

3 сентября премьер-министр Судана А.Хамдок призвал Вашингтон убрать Судан из американского «черного списка» стран, поддерживающих терроризм. В тот же день на встрече с членами Суверенного совета премьер сообщил, что хотел бы сформировать кабинет, в котором наиболее широко были представлены различные штаты Судана «равновесием» в нем мужчин и женщин.

5 сентября А.Хамдок назвал состав своего кабинета. В него вошли 18 человек, в том числе 4 женщины. Одна из них – Асма Мохаммед Абдалла – стала министром иностранных дел Судана. Он же заявил, что «первым приоритетом переходного правительства будет прекращение войны и строительство прочного мира». Пост министра информации занял Фейсал Мохаммед Салех, министра молодежи и спорта – Валаа Иссам /ж/.

73-летняя карьерная дипломат Асма Мохаммед Абдалла стала первой женщиной во главе МИД Судана, в котором она работала с 1971 г. В ходе ее карьеры она дошла до поста министра – делегата при МИД страны. Своей должности она лишилась в 1991 году, два года спустя после военного переворота, совершенного О.аль-Баширом при поддержке исламистов. После этого она долгое время проживала в Марокко, затем вернулась в Судан, где организовала малый бизнес в виде бюро по переводам. Во время протестного движения она никак не проявила себя и поэтому практически не известна суданцам. Мадам министр образование получила в США. Ее супруг одно время был чиновником в ООН.

8 сентября новое правительство Судана было приведено к присяге. Планируется, что оно будет работать в переходный период продолжительностью 39 месяцев.

7 сентября в ходе процесса над бывшим главой Судана О.аль-Баширом, обвиненным в коррумпированности и наличии при нем незаконной иностранной валюты, один из свидетелей показал, что экс-президент передал командованию полувоенных «Сил быстрой поддержки» (СБП) 5 млн евро. СБП подозреваются в совершении военных преступлений в Дарфуре и расправах над участниками протестного движения. Известно, что в месте жительства О.аль-Башира при обыске были изъяты около 7 млн евро, 35 тысяч долларов и около 6 млн суданских фунтов. 31 августа в суде О.аль-Башир показал, что эти средства – остаток от 25 млн долларов, переданных ему саудовским наследным принцем Мухамедом бен Сальманом. Он утверждал, что эти средства «не использовались в личных целях, а расходовались в качестве подарков». Про выделение 5 млн евро для СБП рассказал в суде бывший советник О.аль-Башира генерал Ясир Башир. Получателем средств был Абдельрахим Дагло – брат Мохаммеда Хамдана Дагло, главаря СБП и бывшего заместителя главы ВПС. По словам генерала, доступ в комнату, где хранилась наличка, имел только О.аль-Башир.

Как известно, в 2015 г. О.аль-Башир сделал резкий поворот в своей международной политике, примкнув к военной коалиции во главе с Эр-Риядом и отправив своих солдат в Йемен. Одновременно он разорвал отношения с Ираном.

10 сентября три африканских непостоянных члена Совбеза ООН – ЮАР, Кот-д`Ивуар и Экваториальная Гвинея – потребовали отмены санкций против Судана, и в частности, вывода этой страны из американского «черного списка» стран, поддерживающих терроризм. В совместном заявлении эти три страны, равно как присоединившийся к ним представитель Африканского союза (АС) при ООН напомнили, что Совет мира и безопасности АС уже снял санкции против Судана с учетом положительного развития событий в этой стране.

13 сентября правозащитная организация «Международная амнистия» (МА) потребовала предать правосудию тех, кто нес ответственность за силовое подавление протестных выступлений в Судане, при котором погибли свыше 250 человек.

16 сентября в Хартуме с визитом побывал глава МИД Франции Жан-Ив Ле Дриан. Это был первый визит подобного уровня за более чем 10 лет. В программе визита были встречи с главой МИД Судана, премьером и главой Суверенного совета генералом Абдель Фаттахом аль-Бурханом, а так же с представителями протестного движения.

22 сентября суданский премьер А.Хамдок назначил комиссию, которая была призвана провести расследование об обстоятельствах бойни в Хартуме, когда погибли свыше 250 человек.

25 сентября вновь «нарисовались» СБП, сообщившие, что они арестовали 138 африканцев, в том числе несколько десятков суданцев при попытке незаконного проникновения в Ливию.

26 сентября Судан решил закрыть свои границы с Ливией и ЦАР по «причинам безопасности, связанным с угрозами для безопасности и экономики Судана». Это было первое решение подобного рода новых суданских властей. Соответствующее решение принял Суверенный совет.

По имеющимся данным, многие повстанцы Дарфура за последнее время перетекли в Ливию с тем, чтобы воевать на стороне Ливийской национальной армии (ЛНА) во главе с фельдмаршалом Халифой Хафтаром.

 

В Южном Судане главной новостью месяца стало прибытие 9 сентября в Джубу лидера повстанцев Риека Машара. Там он должен был встретиться с президентом Южного Судана Сальвой Кииром с тем, чтобы придать новый импульс мирному процессу. До этого Р.Машар проживал в изгнании в Хартуме. В Джубу Р.Машар прибыл на борту суданского самолета. До него в столицу Южного Судана прибыли два самолета со сподвижниками лидера повстанцев.

Как сообщили в правительстве Южного Судана, «президент С.Киир встретится с Р.Машаром, назначенным первым вице-президентом». Предыдущая встреча двух политиков состоялась в апреле в Ватикане.

Предполагалось, что визит в Джубу Р.Машара продлится 2 дня и подготовит намечавшееся на начало ноября формирование переходного правительства национального единства, как это предусмотрено в мирном соглашении, подписанном в сентябре 2018г. в Аддис-Абебе. Это правительство должно было быть сформированным еще в мае, однако Р.Машар, озабоченный отсутствием условий безопасности в Джубе, добился отсрочки с созданием правительства на 6 месяцев.

В ходе поездки в Джубу Р.Машара сопровождал, в частности, глава СБП Мохаммед Хамдан Дагло, который провел раздельные переговоры с представителями различных групп суданских повстанцев, присутствовавших в столице Южного Судана.

11 сентября С.Киир и Р.Машар подвердили их обязательство сформировать переходное правительство национального единства до середины ноября, а именно – 12 ноября. Оба политика обсудили также возможность присоединения к мирному соглашению вооруженных группировок, которые оказались вне этой договоренности.

12 сентября в Джубу прибыл с 2-дневным визитом премьер-министр Судана А.Хамдок. Это был его первый зарубежный визит на посту премьера. В ходе визита он встретился с С.Кииром и представителями суданской оппозиции.

В целом, сейчас очень сложно говорить о том, как сложатся дела у правительства Судана во главе с А.Хамдоком. Самой «черной лошадкой» в этой ситуации являются СБП с учетом того, что они продолжают оставаться реальной военной силой.