- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О проблеме трудовой миграции в Бахрейне

Помимо экономических аспектов, трудовая миграция в Бахрейне оказывает влияние и на политические процессы стране, а особенности и тенденции, складывающиеся на рынке труда королевства, существенно отличаются от соседних государств-членов ССАГПЗ.

По состоянию на 2018 год численность населения, проживающего в Бахрейне, оценивалась в 1 501 тыс. человек. Из них более 820 тыс. (55 %) были иностранные граждане, которые прибыли в страну на заработки.

Бахрейн был первой страной на Аравийском полуострове, в которой в 1932 году обнаружены крупные запасы нефти. Одновременно с этим началось развитие нефтедобывающей промышленности, что обусловило спрос на рабочих и специалистов инженерных, технических специальностей и профессий, который не мог быть удовлетворен за счет внутреннего рынка труда. Первоначально руководство Bapco Petroleum использовало рабочих из числа иранских граждан, которые были более квалифицированы по сравнению с коренными жителями, а наличие тесных исторических, культурных и экономических связей между двумя странами способствовало такой миграции. Однако опасения властей (как династии аль-Халифа, так и британской администрации) касательно расширения иранского влияния обусловили привлечение рабочей силы из Индии, затем из Пакистана и Бангладеш. При этом с первых лет коренные жители стали выражать недовольство политикой властей в сфере регулирования рынка труда. С целью защиты собственных граждан были созданы профсоюзы, неоднократно имели место народные демонстрации. Доля трудовых мигрантов в общем населении Бахрейна оставалась на уровне 20% до 1973 года, после чего в связи с экономическим ростом она увеличилась до 30 %. Но до конца 2010-х гг. количество иностранцев в стране не превышало численности коренных жителей.

В 1970-х годах благоприятная ситуация в экономике позволила в значительной степени решить проблему обеспечения собственных граждан занятостью. Правительство существенно расширило штаты министерств, ведомств и иных структур, а также государственных компаний Bapco Petroleum, Alba, Gulf Air и других, особенно в части административно-управленческих и общехозяйственных подразделений, укомплектовав их коренными жителями. Иностранные граждане продолжали трудиться на менее привлекательных должностях, связанных с тяжелыми условиями труда, а также требующих наличия специальной квалификации. Экономические проблемы 1980-х и 1990-х гг, связанные с ситуацией на мировых рынках энергоносителей, вынудили правительство запустить процесс диверсификации. Их итогом стало расширение финансового сектора, туризма, торговли и сферы услуг, что способствовало снижению проблемы безработицы.

Реформирование рынка труда началось в 2004 году, основная его цель заключается в постепенной замене иностранных граждан местными жителями. В этих целях в течение последующих лет были проведены мероприятия, направленные на либерализацию рынка труда и снижение разницы в заработной плате коренных жителей и мигрантов, введение платы со стороны работодателей за наем иностранцев, законодательно расширены базовые права и социальные гарантии (выходные пособия, медицинское страхование) для мигрантов в целях максимального уравнивания их статуса с местными жителями. В 2017 году введены так называемые «гибкие рабочие визы» (flexi permit), которые предполагают разрешение жить в стране и трудиться на любой работе в течение двух лет при условии соответствия определенным критериям. В 2018 году для большинства работодателей введено требование об обязательном найме одного рабочего из числа коренных жителей не 4-х иностранцев. В 2009 году Бахрейн стал первой страной, где была реформирована система «кафала» (привязка работника к конкретному работодателю) в целях повышения мобильности трудового рынка. Многие шаги, направленные на расширение прав и свобод трудовых мигрантов, впервые реализованы именно в королевстве.

Полный перечень законодательных и административных инициатив в этой сфере достаточно широкий, поэтому, перечислить его в рамках одной статьи невозможно. Отметим, что они направлены главным образом на ликвидацию экономической целесообразности найма иностранного гражданина по сравнению с коренным жителем для работодателя путем уравнивания их прав и уровня оплаты труда, а также на стимулирование повышения занятости собственных граждан с помощью административных мер. То есть, используется комплексный подход.

Во многом необходимость реформ обусловлена недовольством широких слоев населения проблемой безработицы и несправедливой (по их мнению) политикой властей в отношении рынка труда, что является одной из причин массовых протестов, которые периодически вспыхивают в стране.

Ответственным за регулирование рынка труда является созданный в 2006 году The Labour Market Regulatory Authority (LMRA) – исполнительный орган, подотчетный правительству.

Очевидно, что итогом такой реформы должно стать появление тенденции к повышению заработной платы и, как следствие, удорожание себестоимости товаров, работ и услуг, производимых в королевстве. В связи с этим власти указывают, что это будет иметь ограниченный эффект на инвестиции в страну, так как низкая стоимость рабочей силы не самая важная составляющая экономической привлекательности Бахрейна в глазах иностранных бизнесменов.

Хотя реформа рынка труда стартовала 15 лет назад, практический результат остается очень скромным: численность трудовых мигрантов в Бахрейне  имеет тенденцию к увеличению. Так, в 2003 году их количество насчитывало 300 тыс. человек, в 2009 году 660 тыс. человек, а в 2018 – 823 тыс. человек. Некоторый спад (более чем на 50 тыс. человек) наблюдался в 2011 – 2012 гг., что было обусловлено дестабилизацией обстановки в стране, однако потом тенденция продолжилась. Около 49% иностранных трудовых мигрантов представлены гражданами Индии, 20% — Бангладеш, 9% — Пакистана, 5% — Филиппин (единственная диаспора, в которой доминируют женщины), 4% — Египта, а также менее значимые общины Сирии, Йемена, Иордании, Великобритании и других стран. В 2007 году численность иностранцев на территории государства впервые превысила количество коренных жителей королевства. Около 75% иностранных граждан трудоустроены, они составляют до 80% от всех трудящихся королевства. Особенностью является высокая доля рабочих, которые переселились в королевство вместе с семьями (как правило, это выходцы из арабских стран, а также высококвалифицированные специалисты и руководители из азиатского региона). Граждане Бахрейна доминируют в государственном секторе и составляют 15 – 17% частного сектора, большей частью на руководящих должностях, хотя в последние годы они все чаще занимают позиции специалистов. Примерно 15% иностранцев заняты на работах, требующих специального образования и квалификации, а также на руководящих должностях.

Следует указать на еще одну особенность Бахрейна. Согласно ряду наблюдений, в 1990-х гг. темпы роста коренного населения без учета трудовых мигрантов оценивались в 2,4% ежегодно, однако уже с 2000 года они увеличились до 4,2%. Это явление не совпадает с тенденцией, характерной для государств ССАГПЗ и объясняется многими экспертами, а также представителями внутренней оппозиции в Бахрейне не только превышением уровня рождаемости над смертностью, а большим количеством «натурализованных» иностранных граждан. Подобные обвинения звучали в ходе протестов 2011 года и сопровождались обвинениями властей королевства в искусственной деформации конфессиональной структуры общества в политических целях (повышение доли электората, поддерживающего местную власть). То есть, правительство прибегает к «импорту лояльности». Эта тема является закрытой и широко не освещается в СМИ Бахрейна. По утверждению разных представителей оппозиции, численность «искусственно натурализованных» граждан составляет от 50 до 100 тыс. человек. Арифметические подсчеты, проведенные экспертами Европейского университета (г. Флоренция, Италия) путем сопоставления темпов роста населения Бахрейна с аналогичными показателями по региону указывают на 80 тыс. «новых» граждан. В разных источниках утверждается, что все «натурализованные» представлены лицами, исповедующими ислам суннитского толка из числа уроженцев Иордании, Сирии, Египта, а также Индии и Пакистана. Многие из них имеют высшее и среднее образование по специальностям, востребованным на трудовом рынке Бахрейна. Таким образом, правительство решает некоторые политические (повышение доли лояльных граждан) и экономические (импорт квалифицированной рабочей силы) задачи, а королевство – единственная страна в ССАГПЗ, которая предоставляет гражданство некоренным жителям. Имеются утверждения о том, что некоторые «натурализованные» зачислены в штат силовых структур и на другие виды государственной службы, что стало причиной недовольства даже некоторых представителей суннитской общины Бахрейна. Несколько активистов, участвовавших в антиправительственных акциях в 2011 – 2012 гг., утверждали, что их задерживали и избивали «люди в форме, не знающие арабского языка». Судя по анализу имеющихся данных, приток «натурализованных» продолжается.

Официальная статистика утверждает, что уровень безработицы в Бахрейне составляет не более 4%. Однако, судя по косвенным признакам, а также по требованиям протестующих, ситуация в королевстве более сложная. Стоит отметить, что рынок труда в стране относительно активный, имеется развитая индустрия, сфера услуг и обслуживания, которая в состоянии предложить большое количество рабочих мест. Недовольство народных масс проблемой безработицы, которое стало одной из причин массовых протестов в период 2011 – 2012 гг. и политического кризиса в стране, обусловлено не отсутствием рабочих мест, а скорее желанием занимать должности в госструктурах или на руководящих позициях, нежели трудиться на реальной работе (например, на алюминиевом заводе или в сфере торговли). Эти настроения приобретают и политическую окраску, так как преподносятся многими оппозиционерами как признак дискриминации со стороны властей, в том числе по конфессиональному признаку. Вместе с тем, с подобной проблемой со временем могут столкнуться и другие страны региона ССАГПЗ, где уровень образования, трудолюбия и квалификации значительной части населения не соответствует требованиям, складывающимся на рынке труда.