- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Турция-Сирия: Аданское соглашение возвращается за стол переговоров

Сегодня в повестку дня вернулся вопрос Аданского договора подписанного между Сирией и Турцией в 1998 году. Впервые вопрос о важности Аданского договора в контексте нормализации турецко-сирийских двусторонних отношений, достижения региональной стабильности и мира, а так же урегулирования сирийского кризиса был публично поднят президентом РФ Владимиром Путиным в январе этого года в ходе встречи со своим турецкой коллегой Реджепом Тайипом Эрдоганом в Москве.

В краткосрочной перспективе для российской стороны главной целью возобновления Аданского соглашения было предотвращение создания буферной зоны к востоку от реки Евфрат контролируемой Турцией и Соединенными Штатами. В итоге, вопрос о возобновлении Аданского соглашения было закреплено в качестве обязательства в меморандуме о взаимопонимании, который был подписан между В.Путиным и Р.Т.Эрдоганом 22 октября в Сочи.

Согласно четвертому пункту меморандума: «Обе стороны подтверждают важное значение Аданского соглашения, Российская Федерация будет содействовать осуществлению Аданского соглашения в современных условиях».

Отметим, что Аданское соглашение широко и по-разному интерпретировалось в качестве легитимной базы для совместных российско-турецких патрулей на западе и востоке района операции «Источник мира» с глубиной 10 км (6,2 мили).

Важно, что подходы турецкой и российской стороны к Аданскому соглашению в значительной степени отличаются. В.Путин поднял этот вопрос в попытке предотвратить турецко-американское сближение на сирийском фронте, что в дальнейшем использовалось в качестве правовой базы для нормализации турецко-сирийских отношений в условии обязательного посредничества России. Р.Т.Эрдоган, со своей стороны, представил соглашение в качестве документа, узаконивающего турецкие военные интервенции в Сирию. Кроме того, Анкара утверждает, что сирийское правительство не выполняет свои обязательства по Аданскому соглашению и что ее вмешательство стало неизбежным. Официальный Дамаск считает любое турецкое военное присутствие вторжением и оккупацией.

Нужно подчеркнуть, что Аданское соглашение само по себе является достаточно спорным документом. До рассмотрения этого документа, отметим, что оно в целом виде не является общедоступным и прессе периодически появляются отдельные отрывки соглашения.

В 1990-х годах турецко-сирийские отношения достигли точки кипения, когда турецкое правительство решило построить огромную систему плотин на реках Евфрат и Тигр, которые начинаются в Восточной Турции, протекают через Сирию и заканчиваются в Ираке – создавая серьезную угрозу для потока воды в Сирию и причиняя ущерб ее сельскохозяйственным районам.

В ответ сирийское правительство усилило поддержку базирующейся в Сирии Рабочей партии Курдистана (РПК), которая проводила атаки с сирийской территорий против Турции.

Необходимо подчеркнуть, что Аданское соглашение было результатом посреднических усилий Египта и Ирана. Оно удовлетворило требования Турции о том, чтобы Сирия прекратила свою поддержку РПК, объявила группу «террористической» организацией и изгнала из страны ее лидера Абдуллу Оджалана.

Некоторые описали сделку как турецко-сирийскую версию Кемп-Дэвидского соглашения, подписанного между Египтом и Израилем.

Публично доступный текст соглашения не содержит положения, позволяющего Турции входить на 5 километров вглубь Сирии. Турецкие политики и эксперты утверждают, что это право вытекает из секретного положения, которое обе стороны скрыли от общественности. Единственный соответствующий документ, который до сих пор был опубликован, — это письмо от 22 октября 1998 года, которое министр иностранных дел Турции Исмаил Джем направил президенту Европейской комиссии для предоставления информации о сделке. Эксперт по внешней политике Турции Фехим Таштекин пишет. «В письме, копия которого была в моих руках, цитируется «приложение 4», согласно которому сирийская сторона понимает, что ее неспособность принять необходимые меры и обязанности по обеспечению безопасности, указанные в этом соглашении, дает Турция имеет право принимать все необходимые меры безопасности в пределах 5 км вглубь сирийской территории ».

Эксперты не имеют единого мнения и относительно того, является ли соглашение технически договором или декларацией о намерениях. Дело в том, что Аданское соглашение, подписанное заместителем министра иностранных дел Турции Угуром Зиялом и главой сирийского департамента по политическим вопросам генерал-майором Аднаном Бадром аль-Хасаном, не было ратифицировано соответствующими правительствами или парламентами для получения официального статуса межгосударственного соглашения. Некоторые специалисты склонны считать, что этот документ лишь протокол встречи.

Однако между Турцией и Сирией существует еще один более формальный документ: «Соглашение о совместном сотрудничестве в борьбе с терроризмом и террористическими организациями», подписанное 21 декабря 2010 года министром иностранных дел Турции Ахметом Давутоглу и его сирийским коллегой Валидом Муаллемом. Соглашение из 23 статей вступило в силу 26 апреля 2011 года после одобрения правительства и парламента, в каком-то смысле заменив Аданское соглашение. Срок действия соглашения составлял три года, с условием автоматического продления, если ни одна из сторон не вышла из него. Тем не менее, с началом сирийского конфликта оно стало неактуальным, считает Ф.Таштекин. «Более того, пограничная политика Турции предусматривала передачу оружия и боевиков в Сирию, что способствовало эскалации конфликта. С точки зрения Дамаска, именно Турция грубо нарушила соглашение за последние восемь лет»,- пишет Ф.Таштекин.

Подобно Аданскому соглашению, соглашение 2010 года требует, чтобы Сирия не позволяла РПК и ее дочерним организациям использовать территорию Сирии для создания лагерей, учебных центров и других объектов; и предотвратить финансирование терроризма путем контрабанды и торговли. В статье 7 говорится, что обе стороны «изучат возможности для совместных операций, если возникнет такая необходимость». Очевидно, что в рамках и этого соглашения у Турции не имеется правовая база для военной интервенции в Сирию.

Ф.Таштекин считает, что в целом, и Аданское соглашение, и соглашение 2010 года требуют координации работ на границе между двумя сторонами. «И это то, к чему стремятся русские: заставить Анкару поговорить с Дамаском, установить контакты и работать вместе. Это значит заключить мир с Дамаском»,- заключает Ф.Таштекин.

В отличии от РПК, которую официальный Дамаск признал террористической организацией, «Силы народной самообороны» (СНС) сирийские власти недавно объявили «сепаратистской организацией».

Синем Дженгиз, специалист по Ближнему Востоку, считает, что действия Турции в Сирии в отношении курдов, отныне будут зависеть от того, какой подход Дамаск будет применять к ним.

Отрытым остается так же вопрос «адаптации Аданского соглашения к нынешней ситуации». Анкара и Дамаск имеют противоречивые взгляды на кризис и способы его разрешения.

По мнению турецкого политолога Айдына Сезера: «Настоящая проблема здесь не в самом соглашении, а в том, что Россия ссылается на соглашение, чтобы нормализовать отношения между Анкарой и Дамаском». По словам Сезера, «Россия хочет быстро примирить Эрдогана и Башара Асада, чтобы обуздать влияние Ирана в Сирии».

Тут отметим, что Иран, который так же способствовал возобновлению актуальности Аданского соглашения, в середине октября выступил с предложением стать посредникам в переговорах между Турцией и Сирией. Министр иностранных дел Ирана в твиттере написал: «Аданское соглашение между Турцией и Сирией, все еще действующее, может стать лучшим путем к достижению безопасности. Иран может помочь объединить сирийских курдов, сирийское правительство и Турцию, чтобы сирийская армия вместе с Турцией могла охранять границу».

А.Сезер добавил: «Мы более удобный партнер для России. Россия очень сильна в политическом отношении. Однако, с точки зрения восстановления Сирии, она ничего не может сделать без турецких подрядчиков и продукции. Поэтому Москва попытается заставить Эрдогана сосредоточиться на таких возможностях и указать их как выход для пострадавшей от кризиса турецкой экономики. Вот почему он прокладывает путь к примирению с Асадом, который теперь вернулся в качестве нашего соседа к востоку от Евфрата в результате Сочинской сделки».

Оппозиционные партии Турции также считают, что Аданское соглашение могло бы стать удобным инструментом для  инициации процесса примирения с Дамаском. Кроме того, оппозиция считает, что этот путь поможет вывести Турцию из сирийского болота, поэтому они поощряют правительство идти по этому направлению. Исходя из вышеуказанного, вполне реалистичным становится сценарий, по которой Турция и Сирия садятся за стол переговоров, начиная с обсуждений пунктов Аданского соглашения, не исключая вероятность заключения нового.