- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О внутренних причинах иракского кризиса и возможном зарубежном влиянии на него. Часть 2

Политические круги Ирака, стремящиеся спасти положение, продолжают консультации по поводу мер по стабилизации ситуации. По информации портала «Аль-Монитор», 28 октября состоялись переговоры между лидерами двух парламентских блоков: «Саирун» (Муктада ас-Садр) и «Аль-Фатх» (Хади аль-Амири). Последний является также влиятельным полевым командиром «Аль-Хашед аш-Шааби». В ее ходе была достигнута договоренность пожертвовать фигурой Аделя Абдель Махди, но не проводить новых парламентских выборов. При этом Муктада ас-Садр хочет упрочить свои позиции в новом кабинете министров, а Хади аль-Амири – сохранить неприкосновенность «Аль-Хашед аш-Шааби» и их влияние на политическую и экономическую ситуацию в стране.

По сообщению ряда СМИ, иностранное вмешательство в процессы, идущие в Ираке, действительно имело место. По информации ливанской газеты «Аль-Ахбар», протесты начались стихийно, однако затем были широко использованы противниками Ирана для достижения своих целей. Ливанские журналисты утверждают, что активисты протестного движения получили около 150 млн долларов США от иракской резидентуры ЦРУ. Однако это деньги не американского, а «заливного» происхождения. По словам одного из руководителей иракских спецслужб, пожелавшего остаться неназванным, деньги распространялись по двум каналам. Во-первых, через американское посольство в Багдаде. Во-вторых, через резидентуру ЦРУ США в Сулеймании (Иракский Курдистан). В числе разработчиков данной операции СМИ выделяют министра КСА по делам ССАГПЗ и бывшего посла в Ираке Тамера ас-Сабхана и руководителя спецслужб ОАЭ Тахнуна бен Зайеда. В числе исполнителей операции выделяют проживающего в эмиграции в Дубае опального руководителя спецслужб палестинской партии ФАТХ Мухаммеда Дахлана. Ранее катарские СМИ сообщали о причастности Дахлана к подрывной деятельности против правительства Р.Т.Эрдогана в Турции и еще нескольким деликатным акциям в интересах ОАЭ на Ближнем Востоке.

Журналисты газеты «Аль-Ахбар» выделяют три главные причины недовольства американцев правительством Аделя Абдель Махди. Во-первых, это тесные экономические связи Ирака с Ираном и значительный товарооборот (Иран поставляет иракцам природный газ и электроэнергию), что служит экономике ИРИ, ослабленной санкциями, значительным подспорьем. Во-вторых, альянс нынешнего премьера с проиранскими вооруженными формированиями «Аль-Хашед аш-Шааби», получившими в 2018 году по решению парламента страны легальный статус. В-третьих, произошедшее в начале октября открытие пограничного перехода Аль-Каим-Аль Бу-Камаль на иракско-сирийской границе. Данный шаг способствует открытию сухопутной магистрали, связывающей столицы государств «оси сопротивления» Тегеран-Багдад-Дамаск-Бейрут. В перспективе он открывает прямой путь иранцам к побережью Средиземного моря. Эта магистраль также способна стать звеном китайского проекта «Один пояс, один путь». Большое недовольство в Вашингтоне вызвал и прозвучавший 27 августа с.г. запрос 80 иракских парламентариев (в основном из блока «Аль-Фатх», представляющего интересы «Аль-Хашед аш-Шааби» о выводе из страны всех американских военнослужащих. Данный демарш был совершен после бомбардировки израильскими беспилотниками баз этих проиранских вооруженных формирований на севере Ирака, совершенной с ведома США.

Некоторые влиятельные политики Ирака также обвиняют внешние силы в провоцировании бунтов в стране. Так, руководитель вооруженных формирований «Асаиб Ахль аль-Хакк» Кайс аль-Хазали заявил о том, что «Иракские, региональные и международные силы стремятся посеять фитну (раскол) и хаос в Ираке. США, Израиль и Объединенные Арабские Эмираты в сотрудничестве с одним из трех иракских президентов (имеются в виду президент  республики, премьер-министр и спикер парламента –  авт.) и одним из руководителей спецслужб являются частями заговора, цель которого – принести хаос в Ирак». Под «одним из президентов» имеется в виду, конечно, Бархам Салих. Премьер-министр Адель Абдель Махди явно не заинтересован в свержении своего правительства, а спикер парламента Мухаммед аль-Халбуси тесно связан с иранцами. Кроме того, Халбуси суннит и явно не имеет влияния на шиитскую «улицу». Хазали также заявил о том, что иностранные агенты, инфильтрованные в среду протестующих, готовят планы убийства шиитских религиозных лидеров Ирака. По его сведениям среди организаторов протестных выступлений имеются бывшие активисты партии Баас. Последние утверждения надо воспринимать с осторожностью. Известно, что неформальный религиозный лидер шиитов Ирака великий аятолла Али ас-Систани  в начале октября поддержал митингующих, назвав их требования легитимными. Кроме того, его сын Мухаммед Реза ас-Систани в ходе одной из встреч с генералом Касемом Сулеймани сказал иранскому эмиссару, что «Если Исламская Республика будет обращаться с Ираком так, как вы это делали до этого, вы можете потерять нашу страну».

Совершенно ясно, что иранцы не собираются сдавать Ирак без боя. Во-первых, безопасность Ирана напрямую зависит от ситуации на западном фланге, что наглядно демонстрирует вся история двадцатого века. Примером этому может служить ирано-иракская война 1980-1988 годов, когда неуемные политические амбиции Саддама Хусейна и его режима вызвали гибель миллиона иранцев, нанесли колоссальный ущерб иранской экономике. Отсюда естественное стремление иранцев иметь на западной границе стратегического партнера и проверенного союзника.

Вторым фактором исключительной важности Ирака для Тегерана является наличие на территории Ирака шиитских святынь – городов Неджефа и Кербелы, имеющих огромное символическое значение для коллективного сознания шиитов. На территории Неджефа расположена гробница Имама Али, в Кербеле похоронен третий Имам шиитов Хусейн, являющийся средоточием культа мученичества. Особое внимание иранцев к этим культовым местам проявилось летом 2014 года во время наступления «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России), когда иранцы были готовы ввести свои вооруженные силы на иракскую территорию для защиты этих сакральных центров.

В-третьих, Ирак имеет большое значение для Ирана как нефтедобывающая страна и потенциальный конкурент на рынке нефти. В 2018 году в Ираке было добыто 4520 млн баррелей нефти, что вновь превратило это государство в одного из крупнейших экспортеров «черного золота» в мире. В-четвертых, Ирак занимает важное место во внешнеэкономических отношениях Ирана. Объем торговли между двумя государствами составил 12 млрд долларов США.

Верховный лидер ИРИ Али Хаменеи в одной из речей 1 ноября коротко остановился на  протестах в Ираке. Он отметил, что «Здесь имеет место иностранное подстрекательство. Согласно предписаниям Аллаха в Священном Коране, подстрекательство хуже убийства». По его мнению, лучшим выходом для протестующих является «удовлетворение их законных требований в рамках легитимных структур». Он добавил, что США  и разведки некоторых региональных государств стремятся разрушить легальные структуры и создать вакуум в Ираке и в Ливане.

В настоящее время перспективы разрешения политического кризиса в Ираке, некогда одном из наиболее влиятельных арабских государств, истерзанном пятнадцатью годами нестабильности и гражданских войн, представляются неясными. Экономический кризис, порожденный масштабной коррупцией и неэффективным управлением, усугубляется борьбой иракских партий и группировок, руководствующихся своими эгоистическими интересами. Наблюдатели отмечают существование, по крайней мере, нескольких влиятельных сил, не заинтересованных в усилении государственных институтов в Ираке. К ним можно отнести блок «Аль-Фатх» Хади аль-Амири, представляющий интересы «Аль-Хашед аш-Шааби», Демократическую партию Курдистана (ДПК) клана Барзани и суннитское движение Хамиса аль-Ханджара. Всем этим акторам проще иметь дело со слабым правительством в Багдаде. Одновременно на внутренние неурядицы накладывается противостояние между Ираном и США в регионе, а также напряженность в отношениях Тегерана с КСА и ОАЭ. Представляется, что без урегулирования военно-политического кризиса в отношениях Ирана с аравийскими монархиями и создания мер доверия в регионе Персидского залива построить в Ираке стабильное и сильное государство, отвечающее интересам своих граждан, будет достаточно сложно.