- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О реакции Германии на сокращение Ираном обязательств по СВПД

В четверг стало известно о получении первой партии урана на иранском объекте Фордо, что стало очередным этапом сокращения Тегераном своих обязательств в рамках ядерной сделки. К предстоящим выходным, как обещают представители Организации по атомной энергии ИРИ, предполагается довести уровень обогащения урана на 4,5 % и начать накапливать его запасы. Пока такие показатели характерны, скорее, для целей производства топлива, в то время как для производства оружия требуется высокообогащенный уран (20 %). Вместе с тем международных игроков, включая ФРГ, такая ситуация всерьез беспокоит, поскольку разрушает дипломатические успехи, достигнутые путем согласования СВПД.

На официальном уровне Берлин призывает Тегеран отказаться от всех сделанных ранее шагов, направленных на отступление от условий соглашения, оценивая нынешнее поведение страны как «неприемлемое». Так, в начале недели федеральный министр иностранных дел Х.Маас отметил, что ИРИ должна «способствовать снижению напряженности», а также «отменить все меры, предпринятые с июля», поскольку в противном случае государство ставит судьбу СВПД под угрозу. Вместе с тем от характеристики возможных практических мер воздействия на Иран министр иностранных дел ФРГ воздерживается. Лишь в одном из интервью он упомянул, что для разрешения ближневосточных кризисов, включая иранский и сирийский, необходимо привлечение России.

Министр обороны Германии А.Крап-Карренбауэр, а по совместительству и председатель ХДС, претендующая на то, чтобы сменить в будущем А.Меркель на посту федерального канцлера, имеет определенные практические идеи. При этом они представляют собой явное вторжение в компетенцию МИД. Несмотря на то, что напрямую об иранской проблематике в связи с эрозией СВПД глава оборонного ведомства пока не высказывалась, на днях она призвала укрепить трехсторонний формат консультаций Германии, Франции и Великобритании, сложившийся в период работы над ядерным соглашением. При этом данная идея важна в контексте того, что между французским президентом Э.Макроном и А.Меркель наблюдается все больше разногласий. Более того, именно Париж ранее активно работал над тем, чтобы обеспечить встречу иранского и американского президентов и не оставляет амбиций стать посредником в этом конфликте.

В рядах самой партии ХДС прозвучал призыв к правительству начать воздействовать на Тегеран экономически с тем, чтобы показать ему, что Европа не смириться с отступлением от соглашения. Примечательно в этом контексте то, что этот подход близок к мнению Э.Макрона. Он, реагируя на сообщения из ИРИ, отметил, что предстоящие недели будут заняты «оказанием давления» на иранский режим с тем, чтобы он вернулся к сделке. Впрочем, каким именно должно быть воздействие, президент Франции не сообщил, а также добавил, что целесообразно и некоторое ослабление санкций.

Среди оппозиционных партий Германии звучит точка зрения, согласно которой виновником неудач в процессе реализации ядерной сделки является президент США Д.Трамп. Так, по мнению представителя парламентской фракции «Зеленых» по внешней политике О.Нурипура ФРГ должна «спасать соглашение» любыми способами. С.Дагделен из «Левой» партии склонна считать, что Берлину следует бороться именно с санкциями США. При этом она делает особый акцент на том, чтобы гарантировать ИРИ доступ к международным банковским услугам и снятие барьеров в экспорте нефти. Впрочем,  нельзя не заметить, что подобная риторика демонстрирует не только отсутствие какой-либо американской инициативы СВПД, но и европейской тоже, т.к. названные ею меры свидетельствуют о несостоятельности INSTEX. Это усугубляет ситуацию еще больше, поскольку, Иран, по сути, пытается привлечь внимание международных игроков, а особенно тех, кто участвовал в работе над СВПД, к своим проблемам, созданным США, а не приступить мгновенно к производству ядерного оружия.

В целом, немецкие эксперты все чаще сходятся во мнении, что открытый этап борьбы за пост федерального канцлера уже стартовал. В подобных условиях важность иранской проблематики возрастает. Особенно это проявляется в случае с Х.Маасом и А.Крамп-Карренбауэр. Несмотря на большую популярность главы МИД, внешнеполитические идеи представляемой им СДПГ традиционно получают меньшую поддержку. У ХДС и ее нового лидера ситуация в корне противоположная.

Еще одним измерением иранской проблематики остается соперничество за внешнеполитическое влияние, характерное как для трансатлантических отношений, так и для диалога ФРГ и Франции уже в рамках ЕС. В первом случае важно, что действия ИРИ разворачиваются на фоне визита в Германию госсекретаря США М.Помпео, что также заметно влияет на позицию, которую озвучивают немецкие политики. Расклад на германо-французском треке таков, что Берлину необходимо предложить свой механизм действий в условиях роста напряженности, одновременно компенсировав этим пока безуспешную активность Парижа в деле организации переговоров представителей ИРИ и США.