- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О финансировании Министерства обороны Афганистана в 2018-2019 годах

По сообщениям зарубежных СМИ, Министерство обороны Исламской Республики Афганистан (ИРА) реализовало бюджет ведомства на 1397 год по афганскому календарю (21 марта 2018 года — 20 марта 2019 года). Целями мероприятий отчетный период являлись определение потребностей афганского военного ведомства и возможностей по их удовлетворению в связи с уточнением сумм, выделенных на нужды военного ведомства, а также подготовка предложений иностранным спонсорам по дофинансированию наиболее важных проектов. По информации китайских источников на нужды министерства обороны было выделено 70938,00 млн афгани (около 1,043 млрд долларов США), что на 3 млн афгани больше, чем в прошлом году.

Известно, что бюджет Министерства обороны формируется из четырех источников: собственные средства ИРА, средства фонда Объединенного командования по подготовке силовых структур Афганистана (ОКПССА), средства фонда обеспечения личной безопасности и средства Трастового фонда НАТО. В настоящее время специалисты военного ведомства не располагают данными по объемам финансирования, которые будут доступны из двух последних источников. Данная ситуация связана с тем, что иностранные партнеры, учитывая высокий уровень коррупции в стране, приняли решение выделять указанные средства только на конкретные проекты и лично осуществлять инспекторский контроль их расходования без привлечения афганских представителей. Данные меры, по мнению американцев и их союзников, позволят обеспечить их целенаправленное расходование и исключить коррупционную составляющую.

По оценкам американских специалистов основными статьями расходов силового ведомства Афганистана в 2018-2019 году стали: денежное довольствие военнослужащих, тыловое обеспечение подразделений, а также капитальное строительство. На эти цели было направлено более 94% финансирования стран-доноров, после прекращения которого правительство Афганистана будет неспособно самостоятельно обеспечить выплаты по указанным статьям. Отмечается, что ведомство постоянно сталкивается с недостатком финансирования и нуждается в увеличении выделяемых денежных средств. Необходимость повышения суммы, предназначенной для Афганской национальной армии (АНА), обосновывалось усилиями, предпринимаемыми афганскими национальными силами безопасности, по поддержанию безопасности в период подготовки к парламентским выборам, а также противодействию боевикам движения «Талибан», которые объявили о начале наступательной операции под условным наименованием «Аль-Хандак». Кроме того, подразделения АНА вынуждены вести боевые действия против других региональных и международных террористических группировок, действующих на территории страны, прежде всего, против «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России).

Китайские специалисты отмечают, что особую озабоченность военного ведомства Афганистана вызывает плохое состояние находящегося в АНА вооружения и военной техники. Существующие темпы поставок образцов стандарта НАТО, а также их слабые тактико-технические характеристики для климатических условий ИРА, не позволяют говорить об увеличении боевой мощи частей и соединений АНА. Кроме того, существенный урон боевой готовности подразделений наносит воровство военного имущества. Представители НАТО отмечают, что имеющиеся возможности по финансированию афганского Министерства обороны ограничены. Меры аудита оприходования средств на нужды Министерства обороны определены на законодательном уровне, но фактически не действуют в условиях высокого уровня коррупции среди афганских чиновников. Президент ИРА М.Ашраф Гани практически ежемесячно заявлял о намерении искоренить воровство в государственном аппарате, но данные обещания так и остаются просто словами, не подтверждёнными какими-либо реальными действиями главы государства.

Достоверно известно, что афганские генералы возмущены тем, что иностранные советники не учитывают пожелания по увеличению расходов на закупку и ремонт вооружения и военной техники. Представители НАТО приняли решение основную часть средств, предназначенных для военного ведомства, направить на выплаты и социальное обеспечение военнослужащих, а также тыловое обслуживание. Кроме того, руководство силового ведомства Афганистана отмечает факт существенного недостатка финансирования по ряду других статей. В среднем объем планируемых расходов на 10-15 % ниже требуемого для нормальной деятельности уровня. При этом, к основным статьям финансирования, кроме выплаты зарплат различным категориям военнослужащих, являются: приобретение продуктов питания, ремонт генераторов и объектов инфраструктуры, аренда жилья для персонала, поддержание в исправном состоянии средств связи, а также инженерного имущества.

Таким образом, анализ оценок американских и китайских специалистов показывает, что несмотря на усиление активности террористических группировок и повышение интенсивности участия подразделений и частей в боевых действиях, выделенное количество денежных средств для Мини­стерства обороны Афганистана недостаточно для полноценного функцио-

нирования силового ведомства. В условиях полной зависимости от объема иностранных инвестиций командование афганской армии не способно реа­лизовывать свои планы по оптимизации структуры и повышению боевой готовности. Особенно серьезно данная проблема проявляется при опреде­лении образцов вооружения и военной техники, закупаемых для Афгани­стана за счет средств стран-доноров. Все это приводит к снижению бое­способности армейских подразделений и уровня безопасности в стране.