- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Подходы китайских специалистов к определению военных расходов Израиля

Обозреватели китайского военно-технического издания «Бинци чжиши» («Знание об оружии») отмечают, что изучение распределения централизованных денежных фондов государства на военные нужды имеет важное значение для оценки масштабов и направлений строительства вооруженных сил зарубежных государств. Изменение подходов к формированию и распределению военных расходов в конкретных государствах, периодическое изменение формы представления и степени детализации сведений по расходам на военные нужды в материалах и бюджетных документах национальных органов управления и международных организаций требуют постоянного совершенствования научно-методического аппарата по определению состава и структуры общих военных расходов. Китайские специалисты отмечают, что по Израилю ранее подобных методических разработок не проводилось, а практическую значимость подобным исследованиям придает положение Израиля как страны, являющейся стратегическим союзником США в Ближневосточном регионе, участвующей в военном конфликте на территории соседней Сирии, а также неурегулированность палестино-израильских отношений. Особо стоит отметить, что Израиль официально не представляет отчетность по военному финансированию с 2010 года в регистрах ООН, а зарубежные исследовательские организации формируют данные о военных расходах Израиля на основе бюджетных документов. Известно, что основным документом, отражающим расходы на военные нужды Израиля, является государственный бюджет, ежегодно издаваемый Министерством финансов Израиля. В соответствии с принятой в стране процедурой планирования и принятия бюджета, он содержит финансовые показатели на текущий и следующий финансовые годы. Финансовый год в Израиле начинается 1 апреля. Все особенности по порядку и процедуре формирования и исполнения бюджета закреплены в «Законе о государственном бюджете Израиля» в соответствии с положениями «Основного закона о государственной экономике».  Рассматривается и утверждается проект бюджета в Кнессете (парламенте). Формирование бюджета является сложной многоступенчатой процедурой, а его утверждение в парламенте осуществляется по предлагаемым министерствами и ведомствами статьям, которые могут включать внутренние взаиморасчёты. Помимо налогов в доходную часть государственного бюджета включены собственные доходы министерств и ведомств, в том числе Министерства обороны, от различного рода предпринимательской деятельности (сдачи помещений и земель в аренду, продажи имущества, продажи ВВТ другим странам, оказания услуг и прочее). Анализ китайскими специалистами издания «Бинци чжиши» структуры государственного бюджета Израиля показал, что бюджет Министерства обороны полностью содержится в разделе функциональной классификации «Общественный порядок и безопасность». В связи с этим, официальным военным бюджетом Израиля принимается бюджет Министерства обороны. Расходы Министерства обороны направляются на обеспечение боевой подготовки и МТО войск, содержание военнослужащих и гражданских служащих МО, закупки ВВТ у предприятий национальной промышленности и иностранных производителей, финансирование программ НИОКР и прочие расходы. Помимо этого, средства на строительство вооруженных сил выделяются по бюджетам некоторых гражданских министерств и по отдельным целевым статьям госбюджета и представляют собой скрытые расходы. Их определение существенно затруднено, поскольку выделение их из бюджетных статей на основании открытых материалов не представляется возможным.  Данные средства проходят по статьям ведомственной классификации, которые носят общий характер, что затрудняет выделение конкретных сумм, направляемых в интересах военной деятельности. Поэтому для выявления прочих военных расходов необходимо проведение дальнейших исследований элементов и подэлементов ведомственной и экономической классификации государственного бюджета.

[1]

Структура официальных военных расходов Израиля

Таким образом, показатель военного бюджета образует величину общих военных расходов — суммарную величину расходов государства на военные цели.

[2]

Структура общих военных расходов Израиля

Китайские специалисты отмечают, что помимо собственных источников военного финансирования в Израиле  есть еще и внешние. В качестве главного внешнего источника финансирования выступает ежегодная безвозмездная военная помощь США. С 1999 года выделение средств осуществляется на основе «Меморандума о взаимопонимании» между правительствами США и Израиля в формате десятилетнего цикла. В частности, в сентябре 2016 года с учетом окончания в 2018 году очередного соглашения, было заключен новый пакет на 38 млрд. долл. (на 2019-2028 годы). Ввиду того, что данные средства являются целевыми средствами, получаемыми извне в рамках военно-технического сотрудничества, включение их в общие военные расходы неверно, так как они не являются продуктом национальной экономики. Вместе с тем, они могут быть учтены для оценки общего объема средств, за счет которых осуществляется строительство и содержание ВС Израиля. Военная помощь США Израилю осуществляется по двум основным программам: Foreign Military Financing — FMF («Финансирование военной помощи иностранным государствам»), администрируемая Государственным департаментом США и Israel Missile Defense — IMD («Противоракетная оборона Израиля») по линии американского Министерства обороны. Часть выделяемых средств – 25-30% –  идет на финансирование НИОКР и закупки военной продукции у военной промышленности Израиля, остальные – на прямые поставки из США ВВТ и другой продукции военного назначения. Данные поставки осуществляются в рамках следующих программ:

– Foreign Military Sales — FMS («Военные продажи иностранным государствам»);

– Direct Commercial Sales — DCS («Прямые коммерческие продажи»);

– Excess Defense Articles — EDA («Передача военных излишков»).

Военная помощь США Израилю

Годы Финансирование военной помощи иностранным государствам, млн долл. Противоракетная оборона Израиля,

млн долл.

Всего, млн долл.
2014 3 100 729 3 829
2015 3 100 620 3 720
2016 3 100 488 3 588
2017 3 175 601 3 776
2018

(оценка)

3 100 500 3 600
2019

(оценка)

3 300 500 3 800
ИТОГО,

2014-2018

15 575 2 938 18 513

Объем военной помощи Израилю со стороны правительства США за последние пять лет оценивается китайскими специалистами в 18,5 млрд долл. С учетом данных сумм, выделяемых на фактически законодательно закрепленной основе, в отношении Израиля можно говорить о таком понятии, как совокупные финансовые ресурсы на военные нужды.

В целом в предлагаемом китайскими специалистами издания «Бинци чжиши» подходе были проанализированы  объемы выделяемых на военное строительство средств. По данным издания, отмечается рост общих военных расходов. Наиболее интенсивный рост в номинальном исчислении наблюдался в 2017 году (на 2,6 млрд шекелей, 3,8%), что связано с увеличением доходов МО от продаж ВВТ и расходов на выполнение плана «Гидеон». В 2018 году общие военные расходы Израиля сократились и составили 70,5 млрд шекелей, что в номинальном исчислении (текущих ценах) на 1,5% меньше, чем в 2017 году, а в реальном исчислении на 2,7%, по причине уменьшения доходов МО от продаж ВВТ.  В среднем за период 2014-2019 годов доля общих военных расходов в ВВП страны составила 5,6% при некотором снижении значений данного показателя на протяжении периода. Доля общих военных расходов в государственном бюджете на данный период составила в среднем 14,6%. С 2014 по 2019 год общие военные расходы Израиля в текущих ценах увеличились на 9,1%, а в постоянных ценах увеличение составило 2,5%.

 

Финансирование военного строительства в Израиле

Показатели 2014 2015 2016 2017 2018 2019
Военный бюджет,

в том числе:

в текущих ценах, млрд шекелей 66,8 68,2 69,0 71,6 70,5 72,9
в постоянных ценах
(2015 г.=100%), млрд шекелей
68,6 68,2 68,3 70,8 68,9 70,3
в текущих ценах, млрд долл. 18,4 17,5 18,2 19,7 19,4 20,1
Изменение общих военных расходов, %:  

 

в текущих ценах 7,9 2,1 1,2 3,8 -1,5 3,4
в постоянных ценах 7,0 -0,6 0,1 3,7 -2,7 2,0
Доля общих военных расходов, %            
в валовом внутреннем продукте 6,0 5,8 5,6 5,6 5,3 5,3
в государственном бюджете 15,5 15,5 14,9 14,5 13,6 13,5
Военная помощь США, млрд долл. 3,8 3,7 3,6 3,8 3,6 3,8
Совокупные финансовые ресурсы на военные нужды, млрд долл. 22,2 21,2 21,8 23,5 23,0 23,9

Как отмечают китайские эксперты, ежегодное увеличение общих военных расходов, военного бюджета и расходов МО является свидетельством постепенного выполнения руководством Израиля задач изложенных в плане «Гидеон» (План развития вооруженных сил с 2016 по 2020 годы), заключающийся в следующем:

Основной целью выполнения плана является приведение национальных вооруженных сил в соответствие современным требованиям изменившейся военно-политической обстановки в Ближневосточном регионе.

Таким образом, рассмотренный специалистами издания «Бинци чжиши» подход  позволяет выявить состав общих военных расходов и особенности финансирования военного строительства Израиля, в том числе следующе основные моменты: