Формула «два государства для двух народов», подразумевающая создание независимого палестинского арабского государства в качестве пути к урегулированию арабо-израильского конфликта, легла в основу Норвежских соглашений, подписанных в 1994 году Израилем и Организацией освобождения Палестины (ООП). При этом она рассматривалась и продолжает рассматриваться в качестве огромной, буквально непомерной уступки обеими сторонами конфликта.
Что касается сионистского движения, результатом усилий которого стало создание независимого еврейского Государства Израиль, то следует помнить, что изначально оно претендовало на создание «еврейского национального очага» на всей территории исторической Эрец-Исраэль, то есть на обоих берегах реки Иордан, включая территорию нынешней Иордании и часть территории нынешней Сирии. Таким образом, территория так называемой «Западной Эрец-Исраэль», то есть британской подмандатной территории Палестина/Эрец-Исраэль межу Иорданом и Средиземным морем, которая была разделена решением ООН от 25 ноября 1947 года между евреями и арабами, составляла лишь меньшую часть той территории, на которую еврейское национальное движение претендовало изначально.
Что же касается ООП, то эта организация была создана в 1964 году, то есть за 3 года до Шестидневной войны, в результате которой под контроль Израиля перешли Иудея и Самария (Западный берег, пользуясь арабской терминологией) вместе с Восточным Иерусалимом и сектор Газа, с декларированной целью создания независимого палестинского арабского государства на всей территории британской подмандатной территории Палестина/Эрец-Исраэль, то есть иными словами – с декларированной целью ликвидации еврейского государства, которое, исходя из изначально декларируемой идеологии ООП, не имело права на существование ни на какой территории.
После Шестидневной войны во внутриизраильском политическом дискурсе основное место заняло противостояние между «левыми» и «правыми». Первые настаивали на удержании перешедших под контроль Израиля территорий в качестве «залога», который будет возвращен арабам после того, как они признают право еврейского государства на существование и установят с ним мир. Вторые настаивали на то, что упомянутые территории являются неотъемлемой частью исторической родины еврейского народа и должны быть заселены евреями (путем развития поселенческого движения) и включены в состав еврейского государства.
Надо отметить, что между двумя этими крайними точками зрения имелась и имеется масса промежуточных вариантов, подразумевающая включение в состав Израиля лишь части упомянутых территории (наиболее стратегически важных; тех, где уже сформировалось еврейское большинство). Из-за колоссального символического значения Иерусалима как столицы еврейского государства как «правые», так и «левые» соглашались с тем, что Восточный Иерусалим должен остаться в составе Государства Израиль навечно. Именно это сделало возможным принятие Кнессетом уже в 1967 году закона о воссоединении Западного и Восточного Иерусалима под израильским суверенитетом.
За прошедшую четверть века Норвежские соглашения показали свою несостоятельность. Созданная на их основании Палестинская национальная администрация (ПНА), контролируемая ООП, неэффективна и насквозь коррумпирована. При этом она постоянно использует обвинения в адрес Израиля в качестве «громоотвода» для недовольства населения. Переговорный процесс уже дано зашел в тупик. Минимальные политические требования руководства ПНА, подразумевающие создания на ее основе независимого палестинского арабского государства на всей территории Иудеи и Самарии, включая Восточный Иерусалим, неприемлемы даже для самого «левого»израильского правительства. Никакой серьезный израильский политик не будет всерьез говорить о выселении полумиллиона израильских граждан, проживающих в Иудее и Самарии, передачи арабам стратегического рубежа на реке Иордан, выселении четверти миллиона евреев из восточных кварталов Иерусалима, передачу под контроль арабов иерусалимского Старого города, включая Стену плача, приближение границы на считанные километры от международного аэропорта Бен-Гурион, разрешение на переселение на территорию Израиля миллионом потомков палестинских арабских беженцев войны 1948-1949 гг. и т.д. и т.п.
Не менее важно то, что уже более десятилетия сектор Газа представляет собой фактически независимое государственное образование, управляемое исламистским движением ХАМАС, которое де-факто не входит в состав ООП, возглавляемую движением ФАТХ и не подчиняется властям ПНА. ХАМАС, в отличие от ФАТХа, даже на словах не признает права Израиля на существование в каких бы то ни было границах и открыто ставит своей конечной задачей создание исламского государства на всей территории бывшей британской подмандатной территории Палестина/Эрец-Исраэль. Нынешнее состояние отсутствие широкомасштабного военного конфликта с еврейским государством ХАМАС рассматривает в качестве временного перемирия, которое рано или поздно должно быть нарушено, и готовится к новому кругу широкомасштабного военного противостояния с ЦАХАЛом, опираясь при этом на данном этапе главным образом на поддержку Ирана.
Своей гораздо более краткосрочной задачей, чем уничтожение еврейского государства ХАМАС считает захват власти в Иудее и Самарии, хотя бы в тех их частях, которые контролируются сейчас властями ПНА (зоны А и В, пользуясь терминологией Норвежских соглашений). Захватить в этих районах власть силой, как это было сделано им в 2007 году в секторе Газа, ХАМАСу не удается из-за жесткого преследования активистов его вооруженных формирований силовиками ПНА, опирающихся в этом, несмотря на все антиизраильские декларации высшего руководства ПНА, на поддержку ЦАХАЛа и ШАБАКа. Можно было бы ожидать, что в случае проведения демократических выборов среди арабов Иудеи и Самарии, ХАМАС одержал бы победу, главным образом из-за глубокого разочарования населения насквозь коррумпированным и неэффективным управленческим аппаратом, созданным ФАТХом. Именно по этой причине власти ПНА бесконечно откладывают проведение таких выборов.
В таких условиях ХАМАС периодически предпринимает наряду с террористическими актами против израильтян в Иудее и Самарии также пропагандистские акции, имеющие своей целью позиционировать себя в качестве легитимного суверена на данных территориях. Именно в таком контексте следует рассматривать тот факт, что пропагандистский отдел ХАМАСа на Западном берегу только что опубликовал свой отчет о нанесении ущерба палестинским арабам, проживающим в Иудее, Самарии и в Восточном Иерусалиме израильскими властями и поселенцами в течении месяца октябрь 2019 года.
Согласно этому отчету, за указанной период имели место 1913 инцидента такого рода. Весьма показательно, что среди «нарушений прав» упоминается в частности случай, когда палестинский араб в городе Тулькарем попытался ударить ножом израильского военнослужащего и был застрелен. Отчет утверждает, что в течение октября 27 раз была «осквернена мечеть аль-Акса», расположенная на Храмовой горе в Иерусалиме. Однако важно подчеркнуть, что эти «осквернения» выразились в самом факте прихода на Храмовую гору групп евреев. Согласно отчету ХАМАСу за месяц октябрь Храмовую гору посетили 8,5 тысяч евреев. В дополнение к этому, согласно отчету, 27 тысяч мусульманам, проживающим в Иерусалиме, израильскими властями был ограничен доступ на Храмовую гору. Не вдаваясь в дискуссию по поводу приведенной цифры, можно с уверенностью утверждать, что доступ на Храмовую гору был ограничен из опасения, что данные лица могут принять активное участие в массовых беспорядках.
Далее сообщается, что 123 палестинских араба были ранены за этот месяц в ходе инцидентов, когда израильские силы безопасности или поселенцы применяли огнестрельное оружие. 254 палестинских араба были арестованы израильскими силами безопасности. Из них – 105 жителей Иерусалима и 60 жителей Хеврона. Что послужило причиной арестов и применения огнестрельного оружия израильтянами, не сообщается.
Как сообщается, дважды был осквернена «мечеть Ибрагими»(так арабы называю здание над пещерой Махпела). Не вполне ясно, что подразумевается под этим «осквернением», поскольку здание, построенное в I веке до н.э. иудейским царем Иродом над пещерой Махпела в Хевроне функционирует в качестве мечети и синагоги одновременно на регулярной основе.
Отчет пропагандистского отдела ХАМАСа скурпулезно перечисляет все операции израильских силовиков в арабских городах Иудеи и Самарии, все поставленные ими блокпосты, все снесенные ими арабские дома (несомненно, что речь идет о незаконно построенных домах, которые были снесены на основании решений суда), все стычки между арабскими и еврейскими жителями Иудеи и Самарии и т.д. и т.п. Поскольку аналогичные отчеты готовят и пропагандистские структуры ПНА, существенным в данном случае является не соответствие приводимой в данном отчете информации действительности, а сам факт его подготовки и публикации, указывающий на целенаправленное усилие руководства ХАМАСа вытеснить власти ООП из пропагандистской сферы в том, что касается арабского населения Иудеи, Самарии и Восточного Иерусалима.