- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки китайских специалистов возможности принятия истребителей Су-35 на вооружение ВВС Турецкой Республики

Обозреватели китайских специализированных военно-политических и военно-технических изданий пристально наблюдают за контактами на высшем военно-политическом уровне между Москвой и Анкарой в свете успешной поставки двух полковых комплектов зенитно-ракетной системы С-400 «Триумф», после которых официальный Вашингтон в нарушение подписанных документов исключил ВВС Турецкой Республики из списка получателей малозаметных истребителей пятого поколения F-35.

Следует отметить, что для турецкой стороны такое решение военно-политического руководства США стало очень неприятным сюрпризом, поскольку предприятия оборонно-промышленного комплекса Турции являются подрядчиками в системе кооперации при производстве F-35, а кроме того, с учетом перспективного принятия на вооружение данного истребителя была сформулирована программа опытно-конструкторских работ по некоторым образцам управляемого ракетного вооружения.

Именно палубная версия истребителя F-35 должна была составить основу морской истребительной авиации ВМС Турции в ближайшие несколько лет, ведь именно под этот самолет строится универсальный десантный корабль проекта «Анатолия» с бортовым номером L400.  Без указанных истребителей данный УДК это просто очередной вертолетоносный корабль, боевые возможности которого будут серьезно ограничены.

По данным китайских источников, в такой сложной военно-политической обстановке официальная Анкара была вынуждена  начать переговоры с Москвой на высшем уровне о возможности приобретения партии истребителей Су-35 в количестве 36 (по другим данным 48) ед.

В случае если турецкие военные приобретут 36 боевых самолетов российского производства, то они смогут сформировать три полноценные эскадрильи и разместить их на трех разных направлениях, однако их боевые возможности будут ограничены. Второй вариант  предусматривает закупку 48 боевых машин, что приведет к формированию двух полноценных истребительных полков, гарантирующих надежное прикрытие столичного региона Турецкой Республики и юго-восточного – «сирийского» сектора воздушной границы.

Как сообщают китайские источники, турецкая сторона занимает достаточно активную позицию в переговорном процессе по Су-35 и рассчитывает получить от российской стороны максимально возможное количество боевых самолетов по минимально цене в диапазоне от 50 до 70 млн долл. США за единицу. Существует высокая вероятность того, что российская сторона может подписать контракт на схожих с ЗРС С-400 условиях, т.е. официальной Анкаре будет выделен кредит, средства которого поступят на предприятия ОПК РФ. Тем самым военно-политическое руководство РФ обеспечит безопасность денежных средств и одновременно загрузит на ближайшие три-четыре года ряд предприятий национального ОПК.

В случае реализации любого из вариантов ВВС ТР станут  обладателями наибольшего количества Су-35 после ВВС РФ, на вооружении которых находится около 70 боевых самолетов данной модели. Для сравнения, в настоящий момент крупнейшим зарубежным эксплуатантом Су-35 является одна из бригад Южного Боевого Командования ВВС НОАК.

Обозреватели китайских специализированных изданий отмечают, что в настоящее время основу подразделений оперативно-тактической авиации ВВС ТР составляют одномоторные истребители F-16 нескольких модификаций, которые обладают потенциалом для модернизации в секторе бортовой электроники, РЛС, систем РЭБ. Кроме того, турецкие F-16 можно дополнительно оснастить надфюзеляжными топливными баками.

В таблице ниже приведены данные о количестве самолетов оперативно-тактической авиации ВВС ТР.

Таблица 1

Количественный состав истребителей ВВС ТР

Модель Количество
F-16C Block 30 27
F-16C Block 50 162
F-16-C Block 50+ 14
F-16D Block 30 8
F-16D Block 50 33
F-16D Block 50+ 16
F-4E Phantom 2020 20
F-5 53

 

Основное отличие между модификациями F-16 состоит в двигателях, которые представлены разработками корпораций Pratt&Whitney F-100PW-229 и General Electric F110-GE-129. Мощность данных силовых установок на форсажном режиме достигает около 13000 кгс/см. кв.

К положительным свойствам F-16 можно отнести возможность выполнения пуска боеприпасов большой дальности типа AGM-154 и 158, предназначенных для поражения объектов ПВО.  При необходимости данные самолеты могут быть адаптированы для применения тактического ядерного вооружения.

В отношении РЛС AN/APG-83, которой оснащены некоторые из F-16 ВВС Турции известно, что она позволяет обнаруживать истребитель Су-35 на дальности 150 км, однако большинство образцов управляемых ракет класса «воздух-воздух» американского производства не позволяют в полной мере реализовать потенциал РЛС – недостаточная дальность пуска.

Как известно, Су-35 оснащен двигателем Ал-41Ф1С с максимальной мощностью на форсажном режиме 14500 кгс/см кв. каждый. Кроме того, российские двигатели укомплектованы соплами, позволяющими отклонять вектор тяги (ОВТ) во всех ракурсах, что позволяет пилоту выполнять сложнейшие фигуры высшего пилотажа. Следует отметить, что некоторые китайские специалисты скептически относятся к ценности сложнейших фигур в современном воздушном бою.

Адекватность подобных заявлений находится под большим вопросом, поскольку конструкторы и инженеры Китайской авиастроительной корпорации в кооперации с научными сотрудниками НИИ проектирования тепловой физики Академии Наук КНР и Куньминского политехнического института  достаточно активно работают над совершенствованием конструкции двигателей серии  WS-10 «Тайхан» и WS-15 «Эмэй», оснащенных именно модулем ОВТ.

Большинство китайских специалистов в области боевой авиации достаточно высоко оценивают тактико-технические характеристики СУ-35 и относят его к «поколению 4+++» и даже называют его «дедушкой», поскольку данный самолет вобрал все лучшее от истребителей, которые не обладают малой заметностью. Китайские специалисты отмечают, что на первом этапе проектирования Су-35 российские конструкторы рассчитывали применить дополнительное переднее оперение как на Су-30МКИ, однако отказались от данного варианта в пользу двигателей с ОВТ,  прошедших тестирование на Су-37.

К положительным моментам Су-35 китайские аналитики относят наличие РЛС «Ирбис-Э», которая позволяет обнаруживать крупноразмерные воздушные цели типа «бомбардировщик» на дальности 400 км, а некоторые модели ракеты позволяют вести обстрел на дальностях более 100 км., а именно Р-27ЭМ и Р-37М. Вполне вероятно, что указанная РЛС российского производства способна обнаруживать истребитель типа F-16 на дальности 150 км. Слабым местом Су-35 китайские специалисты называют бортовую электронику и программное обеспечение, которые не позволяют реализовать возможности РЛС.

В дополнение к вышесказанному отметим, что, по мнению китайских специалистов, за счет приобретения Су-35 ВВС Турции смогут в перспективе распределить боевые  задачи между легкими F-16 и более тяжелыми боевыми самолетами российского производства, которые обладают большей дальностью/продолжительностью полета, боевым радиусом и боекомплектом, ориентированным на ведение воздушного  боя на разных дистанциях.

Кроме того, сами по себе Су-35 ВВС Турции не повлияют на общую архитектуру НАТО, поскольку их количество не позволит создать наступательную группировку. Необходимо учитывать, что турецким военным придется дополнительно подготавливать специалистов технической службы, для адекватного обслуживания и ремонта Су-35.