- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Ливии: октябрь 2019 г.

2 октября ливийские дела обсуждались в Риме, где с визитом побывал госсекретарь США Майк Помпео. На совместной пресс-конференции с главой МИД Италии Луиджи Ди Майо по завершении переговоров с итальянскими официальными лицами было заявлено, что «только политическое решение» позволит урегулировать ливийский кризис. «Наши подходы (к урегулированию ливийского кризиса) очень похожи: заставить снизить уровень насилия, прийти к прекращению огня и убедить все стороны как в Ливии, так и вне ее, что политическое решение является единственным путем выхода из кризиса», — заявил М.Помпео. Там же был выражен оптимизм по поводу результатов предстоящей международной конференции по Ливии в Берлине.

3 октября Совет Безопасности ООН единогласно продлил на один год мандат европейской военно-морской миссии «София», главной задачей которой является контроль судов в Средиземном море, заподозренных в перевозке незаконных иммигрантов. Это решение было принято несмотря на то, что в зоне операции близ берегов Ливии с марта нет кораблей стран – участниц операции. Корабли были выведены из этого района после того, как Италия отказалась принимать в своих портах задержанных иммигрантов. В настоящее время функционирует только воздушная часть операции «София». Еще одной задачей миссии «София», развернутой в 2015 г., является контроль за соблюдением эмбарго на поставки оружия в Ливию. В июне с.г. Совбез ООН продлил на год разрешение участникам операции применять силу при контроле судов, заподозренных в нарушении эмбарго.

5 октября силы, лояльные правительству национального согласия (ПНС), обвинили Ливийскую национальную армию (ЛНА) фельдмаршала Халифы Хафтара в бомбардировке гражданского аэропорта в Мисурате. В результате удара беспилотников по аэропорту были повреждены два самолета. На время были приостановлены полеты. Аэропорт Мисураты (200 км к востоку от Триполи) находится в зоне, контролируемой ПНС. После закрытия в сентябре аэродрома в Митиге близ Триполи аэродром Мисураты является единственным действующим на западе Ливии.

7 октября авиаудар был нанесен по концлагерю с иммигрантами в Джангузе – западном пригороде ливийской столицы. В результате удара ранения получили по меньшей мере 6 человек, в том числе дети. ПНС и Миссия ООН в Ливии (Manul) обвинили в нанесении удара ЛНА. Со своей стороны представитель последней Ахмад аль-Мисмари отрицал какую-либо причастность ЛНА к этому налету. По данным Manul, в нанесении удара участвовал один самолет, который сбросил 4 неуправляемые авиабомбы. По тем же данным, в месте размещения иммигрантов нет каких-либо военных объектов. Manul осудила эту бомбардировку, заметив, что она представляет собой «серьезное нарушение международного гуманитарного права и может расцениваться как военное преступление».

14 октября удару с воздуха подвергся жилой квартал Аль-Фернадж в юго-восточном предместье ливийской столицы близ кампуса столичного университета. Погибли по меньшей мере 3 ребенка, 8 человек получили ранения. ПНС тут же обвинило ЛНА в нанесении этого удара. Со своей стороны представитель ЛНА подтвердил нанесение авиаудара «по лагерю разведывательных служб (ПНС) в Аль-Фернадж, который служит в настоящее время в качестве командного пункта». По данным Manul, авиаудар наносил один самолет из состава ВВС ЛНА.

18 октября командование ЛНА объявило, что ее самолеты нанесли серию ударов с воздуха по военным объектам в секторе, находящемся под контролем формирований ПНС. Ударам подвергся город Мисурата, милицейские формирования выходцев из которого воюют на стороне ПНС. «ВВС ЛНА подвергли ударам объекты в Мисурате, которые милицейские формирования и террористические группы используют для складирования вооружений и турецких средств ПВО», — сообщил А.аль-Мисмари. По его словам, «авиаудары вызвали серию сильных взрывов, поскольку на складах сдетонировали хранившиеся там боеприпасы».

По данным командования сил ПНС, при отражении авиаударов был сбит ударный беспилотник ЛНА. Это удалось сделать с помощью переносного зенитного ракетного комплекса.

В ливийской «войне по доверенности» ЛНА использует ударные беспилотники Wing Loong китайского производства, поставленные при содействии ОАЭ, силы ПНС используют ударные беспилотники Bayraktar турецкого производства.

13 октября ПНС отвергло призыв Лиги арабских государств (ЛАГ) сократить ливийское дипломатическое присутствие в Турции и прекратить любое сотрудничество с Анкарой, которая поддерживает ПНЕ в его борьбе против ЛНА. «Ливийское государство отказывается сокращать свое дипломатическое представительство в Турции или прекращать сотрудничество с Турецкой Республикой», — отмечалось в коммюнике главы МИД ПНЕ. Это заявление последовало несколько часов спустя после того, как министры иностранных дел стран – членов ЛАГ осудили «агрессию Турции» на территорию Сирии, призвав арабские страны больше не сотрудничать с Анкарой и сократить их дипломатические представительства в Турции. К тому дню турецкие военные и протурецкие формирования уже в течение пяти дней проводили военную операцию на севере Сирии против курдских формирований.

Во внутриливийском конфликте ПНС, в рядах сторонников которого сильны позиции «Братьев-мусульман», пользуется поддержкой Турции и Катара. ЛНА поддерживают Египет, ОАЭ и Саудовская Аравия.

При выработке текста заключительного коммюнике встречи глав МИД стран-членов ЛАГ возражения были выражены со стороны Катара и Сомали.

16 октября три африканских страны – непостоянных члена Совета Безопасности ООН – не смогли добиться назначения нового эмиссара ООН в Ливии – западные страны отказались снимать с этого поста ливанца Гасана Саламе. ЮАР, Кот-д`Ивуар и Экваториальная Гвинея хотели изменить статус этого поста с тем, чтобы он назывался совместным эмиссаром Африканского Союза (АС) и ООН по Ливии.

По завершении продолжительной по времени встречи, проходившей за закрытыми дверями, США и европейские участники Совбеза решили «не менять лошадей на переправе». Россия и Китай не приняли какую-либо сторону. Главной целью инициативы африканских стран было увеличить роль АС в урегулировании кризиса в Ливии, однако, по оценке западных дипломатов, эта организация в настоящее время никак не представлена в этой стране.

С момента вступления в должность в июне 2017 г. Г.Саламе уже неоднократно сталкивался с отсутствием четкой поддержки со стороны ряда стран в исполнении его нелегкой миссии. Ситуация усугубилась после начавшегося 4 апреля наступления формирований ЛНА на Триполи, когда ряду стран пришлось выбирать между ПНС и Х.Хафтаром. Летом Г.Саламе предложил план мирного урегулирования из трех пунктов: прекращение огня, проведение международной конференции и организация инклюзивной межливийской конференции. Первый пункт этого плана пока не реализован, однако подготовка к международной конференции ведется. Она должна пройти в Германии до конца года.

22 октября правозащитная организация «Международная амнистия» выразила сожаление в связи с тем, что в результате продолжавшихся к тому моменту уже 7 месяцев боевых действий между силами ПНС и ЛНА многочисленные гражданские жители южных предместий Триполи оказались в буквальном смысле между молотом и наковальней. В этой связи правозащитники заговорили о возможности совершения сторонами военных преступлений в ходе боевых действий, поскольку они используют мало точное оружие типа реактивных снарядов в густозаселенных районах. К тому времени в ходе боевых действий погибли по меньшей мере 1100 человек, в том числе десятки гражданских лиц, около 6 тысяч получили ранения.

В тот же день в результате попадания реактивного снаряда в жилой дом на юге Триполи погибли 2 ребенка, ранения получили их родители.

27 октября во время краткого посещения Ливии глава МИД Германии Хейко Маас заявил, что одной из целей международной конференции по Ливии, которая пройдет в Берлине, будет прекращение иностранного вмешательства в ливийский кризис. По его оценке, это иностранное вмешательство являет собой «фундаментальную проблему». Германский министр встретился в г.Зуара (100 км к западу от Триполи) с главой МИД Ливии в составе ПНС Мухаммедом Тахаром Сиалой и Г.Саламе. До этого его принял глава ПНЕ Фаиз Сарадж.

Дата проведения международной конференции на тот момент еще не была объявлена. Как сообщил Сиала, она должна была пройти в конце ноября – начале декабря. Со своей стороны Г.Саламе выразил надежду на то, что в Берлине удастся преодолеть раскол мирового сообщества по ливийскому вопросу.

Х.Маас заявил, что Германия поддерживает план Г.Саламе, указав на «необходимость реактивации политического процесса в Ливии с тем, чтобы достичь прочного мира» в этой стране.

На самом деле заявленные цели Берлинской конференции представляются вряд ли достижимыми. Во-первых, прекращение огня между противоборствующими сторонами остается несбыточной пока мечтой. Во-вторых, Ливия фактически стала заложницей разногласий между теми, кто руководствуется идеологией «Братьев-мусульман» и теми, кто ее не очень приемлет.