- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Израильские эксперты о мотивах Махмуда Аббаса провести выборы в ПНА и тактике Израиля

Глава Палестинской национальной администрации (ПНА) Махмуд Аббас (Абу Мазен) предложил поэтапно провести парламентские и президентские выборы на палестинских территориях (Западный берег р. Иордан и сектор Газа), которых там не было 14 лет. Дискуссии о необходимости их проведения не новы, но именно на этот раз ХАМАС и другие палестинские организации согласились с предложением, что рассматривается в качестве важного политического прорыва в процессе достижения межпалестинского согласия.

По мнению Майкла Мильштейна, эксперта Института исследования национальной безопасности (Institute for national security studies, INSS) Тель-Авивского университета, эта идея на данном этапе представляется более реалистичной, чем в прошлом. Инициатором выступил М.Аббас, который предложил сначала избрать Палестинский законодательный совет (ПЗС, парламент ПНА), а затем и главу ПНА[i] [1].

В палестинской политической системе обсуждение вопроса выборов затянулось, главным образом из-за сильной оппозиции со стороны правящего с 2007 года в секторе Газа «Исламского движения сопротивления» (ХАМАС), которое требовало, чтобы парламентские и президентские выборы на всех палестинских территориях состоялись одновременно.

Израильский эксперт выделяет несколько ключевых мотивов усилий М.Аббаса по продвижению выборов.

Во-первых, желание поддержать легитимность на внутриполитической палестинской арене. По мнению эксперта, в течение ряда лет общественность все больше отдаляется от руководства ПНА, критикуя коррупцию в правительстве и паралич политической системы, централизованно управляемой М.Аббасом. Это разочарование выразилось в общественных протестах, как например, против закона о социальном страховании, когда на улицы вышли массы людей. Чтобы восстановить внутреннюю легитимность своего правления, М.Аббас в последние годы пытался делать шаги в сторону демократизации политического процесса в тех сферах, которые не представляли для него угроз. К ним относятся местные выборы, которые проводились только на Западном берегу р. Иордан и без участия ХАМАСа, а также созыв Центрального комитета ФАТХа («правящей партии» в ПНА и основной силы в Организации освобождения Палестины, ООП) и выборы партийного руководства, состоящего исключительно из его сторонников.

Во-вторых, стремление воспрепятствовать любому проникновению в палестинское общество и институты духа «арабской весны». Эксперт INSS полагает, что нынешние народные протесты в Ливане, Египте и Ираке, которые вызваны экономическими проблемами и ​​коррупцией в правительствах тех стран, смущают Рамаллу (столицу ПНА), учитывая сходство ситуации в этих странах с положением дел на палестинских территориях. Предложение провести выборы могло быть задумано М.Аббасом в качестве превентивной меры – как демонстрация очевидной готовности принять внутренние корректирующие меры до того, как на Западном берегу р. Иордан усилится массовый общественный протест, направленный на свержение его режима.

В-третьих, внешнее давление: Европейский союз на протяжении многих лет  критикует руководство ПНА за отсутствие выборов и тот факт, что оно не подтверждает легитимность своего управления. В отличие от предыдущих периодов, отмечает израильский эксперт, США на этот раз не оказывают какого-либо давления на М.Аббаса в связи с разрывом официальных контактов между Рамаллой и Вашингтоном. Катар недавно предпринял усилия, чтобы убедить ПНА и ХАМАС в проведении выборов. При этом Катар предложил ХАМАСу использовать тунисскую модель, то есть принять участие в выборах не напрямую, а через лиц, которые имеют отношение к движению, но не являются его видными членами.

В-четвертых, подготовка к ближайшему будущему. М.Аббас знает о подводных течениях в палестинской политической системе в условиях неминуемого приближения окончания срока его пребывания в должности, и он хотел бы укрепить фундамент своей власти на будущее. Одним из основных составляющих этого фундамента является избираемый и функционирующий ПЗС, спикер которого, в соответствии с палестинским законодательством, приступает к исполнению обязанностей президента до следующих выборов, если и когда президент покидает свой пост. С 2006 года председателем ПЗС является член ХАМАСа. Возможно, М.Аббас  намерен созвать новый парламент, чтобы пост спикера занял член ФАТХа (особенно, если ХАМАС все-таки откажется участвовать в выборах, и они пройдут только на Западном берегу р. Иордан).

В-пятых, противодействие «сделке века» администрации Д.Трампа. Проведение выборов может быть направлено на то, чтобы отложить обнародование «сделки века» президентом Д.Трампом в надежде, что идея постепенно будет полностью снята с повестки дня.

Эксперт INSS допускает, что изменение отношения ХАМАСа к выборам, по крайней мере, на декларативном уровне (под лозунгом «Мы готовы»), является результатом опасения, что протестные настроения, охватившие ряд стран региона, также распространятся и на сектор Газа, ситуация в котором представляется более взрывоопасной, нежели на Западном берегу р. Иордан. Не зря ХАМАС рассматривает массовую вспышку народного гнева против своей власти как угрозу, равную внешним вызовам, исходящим, прежде всего, от Израиля. Колебания в руководстве ХАМАСа относительно того, соглашаться на выборы или нет, похоже закончились победой позиции Яхьи Синвара, лидера движения в секторе Газа. Она заключается в том, что выборы в секторе Газа необходимо проводить, даже если они будут только парламентскими, и не будет установлено даты выборов президента. Если произойдет реальный прогресс в организации выборов, могут возникнуть условия для формирования правительства национального единства, которое возьмет на себя гражданское управление сектором Газа. Тем самым, отмечает израильский эксперт, ХАМАС внешне будет освобожден от управления, однако движение не обязано будет отказываться от своего военного крыла. Вероятно, что ХАМАС за кулисами будет стремиться контролировать и влиять на все сферы жизни, в том числе и на политику этого палестинского анклава.

Несмотря на позитивное отношение ПНА и ХАМАСа к выборам, похоже, есть много других барьеров, которые необходимо преодолеть. Первый – это спор о том, когда должны состояться выборы в парламент и на пост главы ПНА. Гибкость ХАМАСа в этом вопросе может привести к прорыву. Однако преодоление этого препятствия никуда не денет прошлый негативный опыт, подозрения между ФАТХом и ХАМАСом сохранятся, что отражается во взаимных обвинениях в неискренности и несерьезности. Это может поставить проведение выборов под угрозу.

В ФАТХе утверждают, что ХАМАС является основным, а Израиль – вторым препятствием для проведения выборов. Там полагают, что, хотя ХАМАС продемонстрировал готовность к их проведению, остаются нерешенными технические вопросы, например, о партии, которая будет бороться в секторе Газа.

Что касается Израиля, то остро стоит вопрос о том, позволить ли жителям Восточного Иерусалима голосовать на выборах, как это было в 1996 и 2006 гг. В руководстве ПНА и ХАМАСа уже дали понять, что проведение выборов зависит от позиции Израиля. Вполне вероятно, некоторые палестинские политические силы хотели бы использовать израильский запрет для того, чтобы в принципе избежать этой головной боли.

В настоящее время в контексте выборов эксперт INSS видит четыре основных сценария.

  1. Полный провал наметившихся усилий в результате неудачи в достижении соглашения между ПНА и ХАМАСом, причем каждая сторона будет обвинять другую в торпедировании инициативы. На данный момент этот сценарий вполне вероятен.
  2. После провала переговоров с ХАМАСом М.Аббас будет настаивать на проведении выборов только на Западном берегу р. Иордан. Многие палестинцы выступают против такой идеи, утверждая, что это углубит раскол между сектором Газа и Западным берегом р. Иордан в интересах Израиля.
  3. Соглашение между ПНА и ХАМАСом о проведении выборов как на Западном берегу р. Иордан, так и в секторе Газа по тунисской модели, т.е. исламское движение примет в них участие через представителей и/или партию, с которыми оно связано.
  4. Полноценные выборы по модели парламентских выборов в ПНА 2006 года.

На данный момент, по мнению израильского эксперта, последний сценарий крайне маловероятен, особенно в отношении выборов одновременно на Западном берегу р. Иордан, в Восточном Иерусалиме и в секторе Газа. В то же время в последние два десятилетия палестинский политический процесс имел прецеденты, когда кульминацией становились события, которые шли вразрез с ожиданиями и интересами ключевых групп. Речь идет о выборах в ПЗС 2006 года, против которых выступал М.Аббас, но вынужден был их провести под американским давлением. Имеется в виду также израильская военная операция «Нерушимая скала» в секторе Газа в 2014 году, конфликт, которого не хотели ни ХАМАС, ни Израиль, но в который обе стороны были втянуты в результате насилия, вышедшего из-под их контроля. Нынешняя идея выборов может стать результатом такой же динамики, особенно с учетом внутреннего и внешнего давления, направленного на их проведение.

С точки зрения Израиля, до тех пор, пока выборы проводятся исключительно на Западном берегу р. Иордан и без участия ХАМАСа (и нет никаких шансов, что они превратятся в полноценные выборы), нет необходимости их запрещать. Такие выборы не обеспечат М.Аббасу существенной подлинной легитимности; они не будут сопряжены с конкретным риском для Израиля, особенно в плане усиления ХАМАСа на Западном берегу р. Иордан, интеграции исламистов в правительственные учреждения ПНА; и не позволят им получить контроль над частями этой территории.

Но если ПНА и ХАМАС начнут реализовывать соглашение о всеобщих выборах по тунисской модели и по модели выборов в ПЗС 2006 года, Израилю придется вмешаться. Во-первых, Израиль может подвергнуться внешнему давлению, особенно со стороны Европы, которая будет требовать разрешить проведение выборов в Восточном Иерусалиме. Во-вторых, и, что является более серьезной проблемой, такой сценарий создаст риск проникновения ХАМАСа на Западный берег р. Иордан, что может послужить трамплином для захвата институтов ООП, особенно если движение получит на выборах существенную поддержку избирателей.

Учитывая возможность такого сценария, израильскому руководству необходимо рассмотреть несколько вариантов действий, направленных на предотвращение выборов. Это можно сделать следующим образом: полностью запретить голосование в Восточном Иерусалиме; арестовать лидеров и кандидатов от ХАМАСа; не допустить агитацию со стороны организации или партии, представляющей движение на Западном берегу р. Иордан; подорвать организационные усилия по проведению выборов (например, закрыть проезд членов избирательной комиссии с Западного берега р. Иордан в сектор Газа). Эти меры, допускает израильский эксперт, вызовут международную критику, но усиление влияния ХАМАСа на палестинских территориях является для Израиля намного большей проблемой. В любом случае, Израилю предлагается сейчас не высказывать официальную позицию по этому вопросу и понаблюдать за палестинским политическим процессом.

В настоящее время Израилю не стоит рисковать и играть на палестинской арене в контексте всеобщих выборов, даже если такие действия будут основаны на достоверных оценках или опросах общественного мнения, которые свидетельствуют о перевесе ФАТХа над ХАМАСом. К такой осторожности подталкивают уроки парламентских выборов в ПНА 2006 года, которые показали, что спекулятивная политическая авантюра может вылиться для Израиля в негативные стратегические изменения.

[i] [2] Proposed Elections in the Palestinian Authority: Why Now, and How Feasible Are They? // INSS. 10.11.2019 -https://www.inss.org.il/publication/proposed-elections-in-the-palestinian-authority-why-now-and-how-feasible-are-they/