- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Китайские специалисты о политическом курсе Ливана

Известно, что деятельность руководства Ливанской Республики во внешней и внутренней политике базируется на следующих принципах: главным противником Ливана является Израиль, проводящий агрессивную политику на ливанском операционном направлении и оккупирующий часть ливанской территории; отказ от участия в каких-либо вооруженных конфликтах, в первую очередь — в сирийском кризисе; применение национальных вооруженных сил возможно исключительно в случае агрессии для защиты суверенитета и территориальной целостности страны; необходимо оказывать содействие усилиям мирового сообщества по предотвращению войн и вооруженных конфликтов; отказ от размещения на территории государства иностранных войск; достижение национального согласия; повышение уровня жизни ливанских граждан; создание благоприятных условий для поступательного экономического развития. При этом в качестве первоочередной задачи ставится защита национальных интересов от внутренних и внешних угроз.

По данным китайского издания «Бинци чжиши» к национальным интересам Ливана относятся: сохранение суверенитета и территориальной целостности государства; обеспечение законности, поддержание правопорядка; недопущение социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, распространения экстремизма и терроризма; укрепление международных позиций Ливана путем развития равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами; соблюдение конституционных прав и свобод, обеспечение личной безопасности граждан страны, повышение качества и уровня их жизни. Исходя из этого, основными направлениями деятельности ливанского руководства в настоящее время являются: недопущение развязывания Израилем очередного вооруженного конфликта в регионе, поддержание стабильности в сфере внутренней безопасности, борьба с терроризмом, предотвращение перерастания политического кризиса и межконфессионального противостояния в открытое вооруженное противоборство, достижение внутриливанского согласия, укрепление позиций страны на международной арене, оздоровление национальной экономики и сокращение внешнего государственного долга, в том числе за счет иностранной помощи. Ливанские власти в рамках решения данного круга задач принимают меры в интересах реализации программ военного строительства, а также повышения боевых и мобилизационных возможностей национальных силовых структур до уровня, обеспечивающего внутриполитическую стабильность и защиту национальных интересов. Особое внимание было уделено оснащению и подготовке частей и подразделений, принимающих непосредственное участие в противодействии террористическим группировкам, проникающим с территории соседней Сирии в северные и северо-восточные районы Ливана.

По данным китайских специалистов, существенное влияние на политический курс Ливана оказывает нестабильная внутриполитическая ситуация, кризисное состояние экономики, зависимость от иностранной финансовой и военно-технической помощи, разнонаправленное воздействие США, Франции, КСА и Ирана на подконтрольные им политические силы. Известно, что военное строительство в Ливане регулируется Конституцией и рядом других законодательных актов, среди которых можно выделить принятый в 1983 году «Закон об обороне». В мирное время вопросы внешней и внутренней политики, обороны страны и использования вооруженных сил решает Высший совет обороны (ВСО), который возглавляет президент. Постоянными членами ВСО являются: премьер-министр, министры обороны, иностранных и внутренних дел, финансов, экономики и торговли. В случае необходимости на заседания ВСО приглашаются командующий ливанской армией, а также ряд ключевых министров.

Вооруженные силы Ливанской Республики в соответствии с Конституцией страны (принята в 1926 г.) и Законом о национальной обороне (утвержден Указом № 102 от 16.09.1983 г.) предназначены для решения трех основных задач: оборона, обеспечение безопасности и развитие государства. Эти задачи направлены на защиту нации, сохранение суверенитета и государственной власти, соблюдение конституционной законности, сохранение безопасности, а также обеспечение социальной стабильности и развитие общества. В настоящее время ливанское руководство к основным угрозам национальной безопасности относит: возможное проведение ВС Израиля очередной силовой акции в Ливане, внутренний вооруженный конфликт в Сирии, активизация деятельности международных террористических, радикальных исламских и палестинских организаций, а также ухудшение макроэкономических показателей — постоянно увеличивающийся внешний долг (около 78,3 млрд. долл. США) и усиливающаяся зависимость от импорта основных энергоносителей (более 75% ввозится из-за рубежа).

По мнению китайских специалистов, в сложившейся ситуации реализация политического курса обеспечивается развитием отношений с США, Китаем, европейскими государствами, Россией, а также ведущими странами региона, в первую очередь с Саудовской Аравией, Египтом, Сирией, Ираном и Катаром. Двустороннее сотрудничество с ними охватывает политическую, экономическую, военную и военно-техническую сферы.

Отмечается, что отношения с США и их союзниками по НАТО рассматриваются в Бейруте как основополагающие во внешней политике. Руководство Ливанской Республики понимает, что без поддержки Вашингтона ему придется столкнуться с серьезными политическими и экономическими проблемами и потерять возможность на приемлемое для себя решение конфликта с Израилем. В свою очередь Вашингтон, учитывая выгодное географическое положение Ливана в регионе, его близость к границам Сирии и странам Ближнего Востока, предусматривает использование ливанцев в реализации своих планов. Среди западноевропейских стран Ливан поддерживает тесные контакты с Францией, Великобританией и Германией, которые оказывают ему разностороннюю политическую и экономическую помощь, а также военно-техническое содействие на безвозмездной и льготной основах. Кроме того, развиваются двусторонние связи с Италией, Нидерландами, Бельгией и Испанией.

По мнению китайских специалистов, ливано-сирийские отношения остаются сложными. Непосредственное влияние на их состояние оказывают нерешенность проблем демаркации совместной границы и судьба пропавших без вести ливанцев в годы сирийского военного присутствия в стране. Руководство Ливана стремится занимать нейтральную позицию в отношении событий в соседней стране, пытается пресекать все попытки незаконной поддержки сирийской вооруженной оппозиции, а также осуждает иностранное военное вмешательство во внутренний конфликт в Сирии, призывая всех его участников к конструктивному диалогу. Бейрут стремится играть более активную роль и в решении региональных проблем, в первую очередь через свое участие в деятельности Лиги арабских государств (ЛАГ) и процессе ближневосточного урегулирования. При этом руководство Ливана считает приоритетным урегулирование сирийского кризиса, решение проблемы палестинских беженцев на основе соответствующих резолюций СБ ООН и арабской мирной инициативы, принятой саммитом ЛАГ в 2002 г.

В заключении хотелось бы отметить, что ливанское руководство также придает важное значение развитию многопланового сотрудничества с Россией. Представляется возможным согласиться с китайскими специалистами в том, что общими являются позиции сторон по ближневосточному урегулированию, ядерной программе Ирана, Ираку, Сирии. Кроме того, ливанское военное руководство демонстрирует серьезную заинтересованность и готовность развивать отношения с Россией в военной области, рассчитывая при этом на безвозмездную помощь со стороны Москвы.