- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

К вопросу о визите президента Турции Р.Т.Эрдогана в США для встречи с президентом Д.Трампом. Часть 2

13 ноября 2019 года состоится встреча между президентом США Д.Трампом и президентом Турции Р.Т.Эрдоганом. Для неё, по приглашению американского президента, Р.Т.Эрдоган отправляется в Вашингтон.

Эта встреча должна стать, по сути, первым полноформатным разговором между двумя лидерами. Как заявляет турецкое руководство, в ходе встречи, планируется поднять все наболевшие вопросы турецко-американских отношений. С другой стороны, турецкая оппозиция не упустила возможности обвинить руководство страны в том, что оно – недостаточно принципиально и не отказалось от поездки в условиях, когда президент США Д.Трамп направил свое письмо президенту Р.Т. Эрдогану со словами «не валяй дурака», которые, по оппозиционному мнению, унижают не только непосредственного получателя послания, но и весь турецкий народ.

В результате, Р.Т.Эрдогану не то чтобы пришлось оправдываться за поездку в США. Он был вынужден давать развернутые комментарии, почему он собирается ехать, в подобных обстоятельствах, в Вашингтон. И что он рассчитывает в американской столице обсуждать и получить в сухом остатке. При этом Р.Т.Эрдоган прошел по тонкой грани, когда он должен был выглядеть характерным лидером, не утратившим своего лица из-за «какого-то письма».

Немыслимое дело, что все это президенту Р.Т.Эрдогану пришлось делать в условиях, когда в стране – абсолютно прозападная оппозиция, которая постоянно пытается упрекнуть турецкое руководство в том, что оно отклонило страну с верного, западного курса. И теперь же сама эта оппозиция требует в «столицу Запада» Р.Т.Эрдогана не пустить.

Итог, Р.Т.Эрдоган развернуто выступает в преддверии своего американского визита, подчеркивая, что ни у кого из прочих стран – участниц сирийского процесса, включая Россию, США и Иран, «нет 911-километровой границы с Сирией». И то, что Турция будет продолжать свою антитеррористическую операцию в Сирии «вплоть до последнего террориста». В качестве обоснования, Р.Т.Эрдоган ссылается на условия Аданского соглашения от 1998 г., которое, по словам турецкого лидера, дает турецким военнослужащим право на то, чтобы находиться в стране (строго говоря, и Москва и официальный Дамаск недвусмысленно напоминают Анкаре о том, что это соглашение надо бы перезаключить под условия сегодняшнего дня, но об этом Р.Т.Эрдоган не говорит, пытаясь, до последнего, избежать любого прямого контакта, не говоря уже про признание официального Дамаска – В.К.).

В то время, как весь мир говорит об Абу Бакре аль-Багдади, для Турции террористической целью номер один является Мазлум Кобани, лидер «Сил демократической Сирии» (СДС).

В своем выступлении Р.Т.Эрдоган ещё раз коснулся личности М.Кобани. Цитируем: «Мазлум Кобани участвовал во взрыве в Измирском г. Чешме, в 2005 году во взрыве в Айдыне – Кушадасы, в 2006 году во взрыве в Анталье – Калекапы, в 2008 году – во взрыве в Стамбуле – Гюнгёрен, в атаке смертника на дороге Мерсин – Адана, в нападении на пункт охраны в Хаккари — Шендинли. (Он участвовал) в 2009-м году в нападении на Токат – Решадие, в 2010 году в нападении на три региона в Хаккари – Шендинли, в том же году в Стамбуле – Таксиме произошла атака смертника. В 2012-м году он принял участие в атаках на Диярбакыр – Сильван, Хаккари – Чукурджа и в Анкаре. В 2012-м году (он принял участие) в нападении на Газиантеп. Нет места, где мы не побывал этот человек. Уважаемому президенту (США Д. Трампу) мы передадим вместе с письмом (обещанный возврат письма «не будьте дураком» — В.К.) и эти сведения. Мы сообщим ему о тех шагах, о которых он не знает и которые мы должны будем предпринять. Мы за их головы объявили награду. Джемиль Байик, Дуран Калкан, Мурат Карайылан и так далее. Мы испортили игру, которая преследовала своей целью образование террористического государства».

Далее Р.Т.Эрдоган немного интригует публику содержанием своего телефонного разговора с Д.Трампом, после которого он, дескать, и принял решение о том, что надо все-таки ехать в США. То есть, турецкий президент пока не поговорил по телефону с американским коллегой, как можно понять, ещё позволил себе посомневаться в целесообразности личной встречи. Но телефонный разговор его окончательно «убедил».

Процитируем турецкого лидера: «В прошлый вечер, некоторые подсказки, связанные с той встречей, которая состоится, я получил у уважаемого Трампа. Однако, я верю, что при личной встрече на поверхность выйдут куда более чувствительные моменты… Одним из моментов является армянский геноцид. Он сам выразился следующим образом: «Если мы назовем это не геноцидом, а войной – как это будет (выглядеть)?». Я же дал свой ответ: «Во-первых, перед нами не было государства. Такого между нами быть не может. Это была ситуация вынужденного переселения. Были пережиты некоторые трудности. У нас есть озеро Ван. У нас есть остров Акдамар и церковь (на нем). Мы, в качестве государства, провели там реставрационные работы. В настоящее время, каждый год приезжают армяне. Они проводят там ежегодные ритуалы». В Турции проживает приблизительно 100 тысяч армян. Они включают тех армян, которые официально являются моими гражданами. Есть и такие армяне, которые не являются гражданами, но к нам просочились. В настоящее время, сейчас в Нью-Йорке находится группа из 17 человек, представляющих религиозные меньшинства. Они там находятся с целью представления фотовыставки нашего иудейского художника – фотографа, посвященной церкви Акдамар. Следовательно, не всё является тем, что вам объясняют. Очень характерны высказывания нашего армянского гражданина – кандидата в Турции на пост патриарха (надо понимать Константинопольского – В.К.). Я их передал уважаемому Пенсу. Кроме того, есть заявления, поддерживающие операцию «Источник мира», сделанные со стороны других религиозных меньшинств».

Понятно, что Абу Бакр аль-Багдади для Турции не был террористом номер один. Турок больше интересует Рабочая партия Курдистана и её верхушка. Однако, и про аль-Багдади Р.Т.Эрдоган не забыл упомянуть. В частности, про тот факт, что семья ликвидированного (?) США главы «Исламского государства» (ИГ, здесь и далее, запрещенная в РФ террористическая организация – В.К.) задержана турецкими силами безопасности и, в настоящее время, допрашивается. А также про ту борьбу с ИГ, которую Турция введет. Ещё раз скажем о том, что Турция позиционирует себя как №1 в борьбе с этой террористической группировкой.

Процитируем турецкого президента:

«Вплоть до настоящего времени мы задержали 7 тыс. 600 иностранных террористов и направили назад в их страны. Из Сирии мы получаем турецких граждан, их жен и детей, которые были выявлены в связи с желанием присоединиться к ИГ. Мы их судим. Также мы привлекаем к работе соответствующие структуры, которые должны заниматься детьми и обеспечить лечение пережитой ими травмы, в самой здоровой обстановке. В наших тюрьмах находится 1201 боевик. Число тех, кто был в лагерях ИГ в Сирии, сбежал и был нашей страной пойман и снова помещен в тюрьмы, составляет 287 человек. В ходе операции «Щит Евфрата» было ликвидировано 3 тыс. 500 членов ИГ. Мы сейчас захватили многих членов семьи главы ИГ в Азазе. Процесс их допроса продолжается. Я говорю это громко, в мире нет второй такой страны, которая боролась бы с  ИГ, как это делает Турция».

Не забыл президент Р.Т.Эрдоган подчеркнуть и тот факт, что он находится на постоянном контакте с руководством РФ.

Во-первых, Турция в своих договоренностях с США, в любом случае, ориентируется на Россию и на последние по времени российско-турецкие договоренности, достигнутые в Сочи. И надо посылать сигнал в сторону России, что Турция про это не забывает. Турция, в этом смысле, уже научена опытом взаимодействия с Россией, что российская сторона крайне нервозно реагирует на попытки её «кинуть» или, выражаясь деликатнее, «обойти».

Во-вторых, очень важно перед поездкой в США напомнить американцам, что они – уже не единственные, монопольные партнеры Турции в сфере национальной безопасности. На самом деле, единожды встав на этот путь, турки получили большой козырь в отношениях с Западом. До сих пор, все их упоминания о возможности найти альтернативы в своем партнерстве с Россией натыкались на, мягко говоря, недоверие и обвинения в попытках «шантажа», да ещё и необоснованного. Платой за это стало три проекта – кита нынешнего российско-турецкого сотрудничества: «Аккую», «Турецкий поток» и С-400 (остается только удивиться, сколько ещё уроков надо провести Р.Т.Эрдогану с Западом, чтобы те усвоили, что время их монопольного положения в Турции закончилось? – В.К.).

В-третьих, все, что связано с Россией, хорошо «заходит» турецкой публике. Особенно, упоминания про президента РФ В. Путина. Подчеркнем как абсолютный факт: В.В.Путин – самый популярный политик в Турции. Если бы он избирался на пост президента Турции, то имел бы все шансы выиграть выборы с заметным отрывом ещё в первом туре. Это – своего рода парадокс, который возник без особых на то усилий с российской стороны, но должен приниматься во внимание российскими политиками и дипломатами в их диалоге с турецкой стороной. Таким образом, всякий раз, когда Р.Т.Эрдоган упоминает про свои диалоги и договоренности с В.В.Путиным он … приподнимает свои электоральные рейтинги в Турции. Это – парадоксальный факт, чтобы зарубежный политик оказывал столь благотворный эффект на рейтинг политика внутри страны.

Так что, Р.Т.Эрдоган, в своем интервью, не забыл упомянуть про то, что он находится на связи с В. Путиным: «В настоящее время, наши делегации разговаривают и с русскими. В субботу (9 ноября – В.К.) состоится и наш телефонный разговор с уважаемым Путиным. Получим и оттуда информацию по взглядам (на текущую ситуацию – В.К.), и таким образом подготовим почву для той нашей встречи, которая состоится 13-го числа». То есть, Р.Т. Эрдоган четко посылает сигнал американской стороне, что он ориентируется в своих действиях на свои договоренности с Россией, в том числе, при переговорах с американцами.

Вопрос «ехать или не ехать в США» оказался в Турции столь горячим, что к его решению подключились и турецкие обозреватели.

В частности, 8 ноября с.г. в газете Sabah опубликована статья генерального координатора главного мозгового центра Турции – Фонда политических, социальных и экономических исследований (SETAV) — Бухранеттина Дурана под заголовком «Зачем Эрдоган едет в Вашингтон?».

Как Р.Т.Эрдоган, Б.Дуран говорит о том, что президент Турции принял и озвучил свое решение о поездке в США лишь только в ходе своего визита в Венгрию, после телефонного разговора с Д.Трампом. Говорит автор и о той негативной реакции на поездку, которая прозвучала со стороны Народно-республиканской партии.

Ещё один тезис, который Р.Т. Эрдоган активно продвигает в связи с «неуважительным» посланием от Д.Трампа. Тезис заключается в том, что Турция уже ответила, проведя операцию «Источник мира». Тот же тезис приводится и со стороны автора публикации, вкупе с упоминанием о том, что за операцией последовал визит Пенса в Анкару, где было достигнуто турецко-американское соглашение по зоне безопасности.

Б.Дуран приводит тот перечень вопросов, которые будут на предстоящей встрече между двумя президентами в приоритете. Среди них: «Исламское государство» (ИГ, здесь и далее, запрещенная в РФ террористическая организация – В.К.), зона безопасности и будущее «Сил народной самообороны» (СНС). К тому же, Б.Дуран добавляет такие темы, как: системы ПВО The Patriot, вопрос участия Турции в программе истребителя F-35, а также товарооборот между странами.

Еще один тезис Б.Дурана заключается в том, что в основе тех проблем, которые наблюдаются между США и Турцией с 2013 года лежит «ошибочная сирийская политика США». Речь разумеется идет о том, что со стороны США был попран дух сотрудничества и американцами была оказана материальная и техническая поддержка СНС. Также, США не выдали Турции Фетхуллаха Гюлена. Продолжается история с банком «Халк», вводятся – отменяются против Турции санкции. Из последнего: Палата представителей Конгресса США подготовила два законопроекта (о санкциях против Турции и о событиях 1915-го года — В.К.). И, как указывает Б.Дуран, все эти вопросы должны беспокоить не меньше, чем неуважительное письмо Трампа Эрдогану.

Как подчеркивается Б.Дураном, диалог с США всегда был для Турции в приоритете и Турция всегда держала свои дипломатические каналы открытыми. Некий разрыв начал наблюдаться после нерешенного вопроса с Ф.Гюленом и вооружения американцами СНС. Ситуация с американской стороны, заметным образом, ухудшилась. Как он указывает, Конгресс, медиа и бюрократия погрузились в антитурецкую атмосферу.

Процитируем Б.Дурана: «Трамп же, предпочтя работать с Эрдоганом, от них отделился (то есть, от общеамериканского антитурецкого тренда – В.К). Он таким образом (каким именно, не пояснялся — В.К.) управился с кризисом по С-400, таким образом было достигнуто соглашение по зоне безопасности. Анкара в каденцию Трампа добилась конкретного выигрыша в вопросе удаления СНС от границы на 30 километров».

Тем не менее, как указывает Б.Дуран, Ф.Гюлен и СНС являются, все ещё, самыми критичными вопросами двусторонних отношений. Однако, как он подчеркивает, главное не поставить точку в диалоге, а до самого конца вести переговоры. И, невзирая ни на что, Эрдоган понимает, что Трамп – это главное действующее лицо в США, с кем Турция может говорить.

Именно, по этой причине, невзирая ни на что, Р.Т.Эрдоган предпочел разговор лицом к лицу. Цитируем автора: «История с зоной безопасности ещё не закончена. Мы продолжим идти, шаг за шагом, вплоть до достижения результата. Как с Россией, так и с США должно отслеживаться выполнение договоренностей на уровне первых лиц. Вот Эрдоган, приняв приглашение Трампа, это и делает».

В числе приоритетов Р.Т.Эрдогана на переговорах в Вашингтоне, Б.Дуран называет ход операции «Источник мира», удаление СНС от турецко-сирийской границы, возвращение беженцев в Сирию (в зону безопасности).

Как указывает Б.Дуран, примирение в Сирии является длинной дорогой и для его достижения не должна прерываться связь Турции ни с Россией, ни с США. Улучшение отношений с этими странами, как пишет Б.Дуран, было обеспечено со стороны Эрдогана. Возможны ещё сюрпризы со стороны Конгресса, но как пишет Б.Дуран: «Анкара продолжит давать шанс Трампу и его дипломатии». Эмоциональная реакция, которая могла бы последовать со стороны Турции, не служит турецким интересам. Как указывается Б.Дураном, подход лидера Партии националистического движения Д.Бахчели, поддержавшего Эрдогана, должен быть взять на вооружение руководствами Народно-республиканской партии и Хорошей партии Турции.