- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об интервью президента Сирии Башара Асада телекомпании Russia Today

12 ноября президент Сирии Башар Асад дал интервью российской телекомпании Russia Today. Данное интервью является наиболее масштабным выступлением сирийского президента в СМИ за последние два года, отражающим его взгляды на геополитическую ситуацию, сложившуюся вокруг Сирии, отношения этой страны с Западом и с Турцией, на пути и методы национального примирения. Интервьюером был  известный корреспондент данной телекомпании Афшин Раттанси, а сама беседа проходила на английском языке, что неудивительно, учитывая прекрасное владение этим языком сирийского лидера, получившего в свое время медицинское образование в Великобритании.

В дискурсе сирийского президента целесообразно выделить пять важных пунктов. Некоторые из них были озвучены впервые. Во-первых, президент Сирии коснулся внешнеполитических причин конфликта в этой ближневосточной стране, вылившемся в затяжную гражданскую войну. Он отверг предположение о том, что главной причиной враждебности к нему со стороны аравийских монархий стал отказ в строительстве через территорию САР газопровода из Катара, идущего в Европу. Ранее рядом исследователей выдвигалось предположение о том, что президент Сирии отверг этот проект в интересах России, чтобы не создавать конкуренцию «Газпрому» на европейском рынке. Б.Асад отметил, что причиной войны послужил не возможный катарский газопровод по линии юг-север, а проект иранского газопровода по линии восток-запад через территорию Ирака и Сирии к Средиземному морю. Правительства Катара и Саудовской Аравии, по его словам, настойчиво отговаривали его от реализации данного проекта и склоняли к тому, чтобы свернуть сотрудничество с Ираном. Данное утверждение совпадает с информацией, сообщенной два года назад бывшим премьер-министром Катара шейхом Хамадом бен Джасемом о том, что в начале кризиса аравийские монархии предлагали сирийскому правительству финансовую помощь в размере 15 млрд долларов при условии отказа от альянса с Ираном.

Во-вторых, сирийский президент обвинил США в поддержке таких террористических организаций как «Исламское государство» и «Джебхат ан-Нусра» (запрещены в России). Он также обвинил США в намерении захватить углеводородные богатства САР. Сирийский лидер выразил убеждение в том, что Абу Бакр аль-Багдади специально был подготовлен американцами на роль лидера террористической организации. Он констатировал: «Он находился в их тюрьмах, под их наблюдением, а затем американцы его освободили. Это не могло произойти без того, чтобы этому террористу не была отведена какая-то роль. Это была роль самозванного халифа якобы всех мусульман. Мы не  верим в недавнюю историю об его убийстве. Может быть, он был убит, но не так, как об этом рассказывают. Наконец, почему американцы не предъявят его тело? Когда американцы казнили Саддама Хусейна, они засняли это на пленку. Когда они убили сыновей Саддама, они показали их трупы. Когда они убили Каддафи, они показали это ужасное убийство и его тело. А где тела Усамы бен Ладена и Абу Бакра аль-Багдади?».   Башар Асад, в частности, отметил: «С тех пор как ИГ стало грабить сирийские нефтяные запасы, у него были два партнера – Эрдоган со своей бандой и американцы, прежде всего, ЦРУ. Даже, когда некоторые курды стали расхищать сирийскую нефть, американцы были их партнерами. Таким образом, все здесь связано с деньгами и все связано с нефтью. Трамп сам об этом откровенно сказал. Конечно, мы рассержены, каждый сириец рассержен. Конечно, это грабеж. Но сейчас нет международного права и международного порядка, поэтому жаловаться некому. Откровенно говоря, то, чем Америка занимается после Второй мировой войны – это грабеж. Необязательно во время войны. Причем США отнимают у народов не только их природные богатства. Они отнимают их суверенные права и надежду».

В-третьих, сирийский президент еще раз озвучил непримиримую позицию официального Дамаска по отношению к Турции.   Корреспондент RT затронул вопрос об отрицательном отношении президента Турции Р.Т.Эрдогана к курдским вооруженным формированиям на севере Сирии, и спросил, может ли это стать точкой соприкосновения между Дамаском и Анкарой. На это президент САР достаточно сердито ответил: «Повесткой дня Эрдогана является разрушение сирийского государства с помощью «Братьев-мусульман», а повесткой дня американцев – достижение этого через своих марионеток, в том числе из курдов. Это две части одной и той же повестки. Они действуют в тандеме. Предлогом для сохранения американского военного присутствия в Сирии служат отряды СНС». В то же время он не исключил диалога с СДС и предоставления автономии сирийским курдам: «СДС состоят не только из курдов, но и из арабов. Да и среди курдов далеко не все являются сторонниками СДС. Можно сказать, что большинство курдов поддерживают сирийское правительство. Что касается той части курдов, которая называет себя СНС, то они поддерживаются американцами, их оружием, их деньгами, вместе с американцами осуществляют контрабанду нефти. Говоря откровенно, среди них немало американских агентов. Тем не менее, мы ведем с ними диалог. В настоящее время мы находимся в переходном периоде. Пока бойцы курдов сохраняют оружие, но позже они должны влиться в ряды сирийской армии. Некоторые из них сказали «нет». Другие буквально в последние дни сказали «Да». Тем не менее, мы не теряем надежды их интегрировать». Башар Асад опроверг информацию о том, что он вел прямые контакты с президентом Турции Р.Т.Эрдоганом. Он отметил: «Я не вел переговоров с Эрдоганом. Было бы нелепо вести контакты с человеком, который отдал приказ об оккупации твоей страны. Переговоры несколько раз проходили на уровне служб безопасности при посредничестве России. Но всякий раз они кончались ничем. Сразу оговорюсь, мы не воспринимаем турок в качестве врагов. Турецкий народ – наш сосед, у нас с ним общая история и мы не собираемся с ним враждовать. Врагами являются Эрдоган, его политика и его банда». Одновременно Башар Асад заверил в то, что освобождение Идлиба от террористов остается на повестке дня сирийского правительства. Однако руководство САР не спешит форсировать этот процесс, предоставляя время для мирных сирийцев покинуть территорию, контролируемую экстремистами. Президент Сирии отметил, что «Джебхат ан-Нусра», у которой нет шансов остаться в будущей Сирии, всячески препятствует такому исходу.

В-четвертых, Башар Асад фактически поставил крест на переговорном процессе в Женеве, подчеркнув, что для Дамаска он не имеет никакого значения. При этом он подчеркнул важность переговорного процесса в Сочи. Он сказал: «Женевский процесс с самого начала был американской выдумкой.  То, что им не удалось в первые месяцы сделать с помощью демонстраций, а затем с помощью террористов, они решили добиться этого через политический процесс. Он задумали этот процесс, чтобы создать временный орган власти и оттеснить законное правительство в Сирии. Но благодаря России, был запущен переговорный процесс в Сочи, и сейчас мы полагаемся только на него».

В-пятых, Башар Асад сказал о том, что, к сожалению, не приходится ждать в ближайшее время полного восстановления сирийской экономики. Это связано с тем, что США накладывают санкции на американские и европейские фирмы, желающие участвовать в восстановительном процессе в Сирии. Однако восстановительный процесс будет проходить постепенно. Залогом оптимизма президента является человеческий потенциал сирийского народа, а также возможности союзников и друзей Сирии – России, Ирана и Китая.