- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О состоянии и тенденциях развития портового хозяйства в Персидском заливе

Согласно последним статистическим данным Национального центра статистики и информации, за первые семь месяцев этого года объемы, перевалки грузов в основных портах Султаната Оман, выросли более чем на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В сообщении, опубликованном Оманским агентством новостей 9 ноября говорится, что «этот рост является показателем стабильного и устойчивого развития портов страны, который превышает аналогичные темпы роста мирового портового хозяйства, которые не превышают 3,1% во всем мире».

Статистические отчеты свидетельствуют, что контейнерные перевозки и перевалка генеральных грузов в порту Сохар увеличились на 20% и 26%, в то время как в Салале объем входящих контейнеров увеличился на 24%, а обработка генерального карго — на 22%.

Согласно отчету, рост перевалки в Салале имеет место быть, даже, несмотря на приостановку коммерческого движения в порту на 10 дней, из-за ущерба, нанесенного погодными условиями, обусловленными прохождением циклона «Микуно» в конце мая. Работа портовых служб была вскоре восстановлена после устранения всех повреждений и Салала заработала с полной эффективностью.

Стоит отметить, что объем обработки всех контейнерных работ в порту Салала до этого бедствия увеличился на 10%, и затем, работники порта, начиная с июля, приложили немало усилий, чтобы добиться роста обработки грузов после циклона на 6%, по сравнению с периодом до прихода «Микуно».

Из доклада Национального центра статистики и информации следует, что порты Султаната Оман стали свидетелями все более активного роста операций из-за расширения их связи с удаленными международными портами. Это привело к значительному, на 30%, росту числа прибывающих контейнеровозов, увеличению числа грузовых судов на 14% и движению наливных судов на 28%.

Росту грузопотока через порты Омана также способствовала нестабильная обстановка в сфере безопасности морских перевозок через зону Ормуза, недавние атаки неустановленных лиц на танкеры нескольких стран, а также рост напряженности между США и Ираном. Все это заставляет судовладельцев и фрахтователей искать обходные пути, что в случае с грузами, следующими в Персидский залив, приводит их либо в Оман, либо на восточное побережье ОАЭ, где расположены порты Фуджейра, Хорфаккан и Дибба.  Мощности последних по приему и обработке грузов ограничены, поэтому львиная доля таких грузов достается Оману.

Угроза эскалации в зоне Персидского залива, где помимо ирано-американских противоречий, напомним, существует еще и кризис в отношениях между Катаром и саудовской коалицией, не останавливает страны-резиденты от активного развития портового хозяйства. Этому не мешает и рост воздушного сообщения, и наземные перевозки: море было и остается главным путем доставки грузов в Залив и импорта из него нефти и нефтепродуктов.

Компания «Порты Абу-Даби» находится в процессе активного развития портового комплекса «Аль-Дхафра» стоимостью 500 млн дирхамов (136 млн долларов), сообщает информационное агентство эмирата.

В новый комплекс входят порты «Аль-Маграк», «Далма» и « порт сырьевые товары», готовящиеся к завершению к 2020 году.  «Аль-Дхафра» является частью пакета проектов развития, утвержденных Исполнительным советом эмирата Абу-Даби в декабре прошлого года, стоимостью более 3,86 млрд дирхамов.

«Компания «Порты Абу-Даби» инвестирует 500 млн. дирхамов в развитие портов «Аль-Дхафра» в соответствии с усилиями правительства Абу-Даби по развитию этого жизненно важного района и повышению его вклада в экономическое, материально-техническое и социальное развитие эмирата Абу-Даби», — заявил Сейф аль-Мазруи, исполняющий обязанности генерального директора этой компании-оператора.

«В то время как в регионе Аль-Дхафра мы наблюдаем быстрые темпы развития и тенденцию в направлении нового этапа его развития и расширения, администрация портов Абу-Даби стремится сохранить культурное наследие региона, включая морское наследие в сфере рыболовства и ловли жемчуга, одновременно повышая благосостояние граждан и открывая более широкие перспективы для их трудоустройства», — добавил С.аль-Мазруи.

Область Аль-Дхафра занимает 60% территории эмирата Абу-Даби и является местом сосредоточения основных запасов нефти и газа ОАЭ. Эти положительные факторы способствуют беспрецедентным возможностям роста для инвесторов и компаний, работающих в различных секторах, считает С.аль-Мазруи.

Он пояснил, что проекты портов Абу-Даби в Аль-Дхафре включает сооружение портовых мощностей для поддержки нефтегазового сектора, предоставления услуг по обработке грузов, поддержки логистических услуг и облегчения движения пассажирских судов.

Соседи ОАЭ из Саудовской Аравии также поддерживают высокие темпы развития портового хозяйства.

Портовый комплекс экономического города короля Абдаллы (King Abdullah Economic City, KAEC) 10 ноября принял контейнеровоз MSC MENA, который является одним из крупнейших в мире с вместимостью 23 656 TEU, общей длиной 400 м, шириной 61 м и осадкой 16,5 м., совершивший свой первый визит в королевство. Корабль-гигант расположился на якорной стоянке в порту, с недавних пор, обладающим способностью принимать самые большие корабли в мире.

MSC MENA может перевозить 24 ряда контейнеров с высотой 13 контейнеров на ряд. MSC MENA классифицируется как крупнейший контейнеровоз, который, по мнению транспортных экспертов, способствует снижению расхода топлива, необходимого для перевозки каждого контейнера, тем самым снижая общие транспортные расходы, а также выбросы CO2.

«Прием контейнеровоза класса MSC MENA является признаком растущей конкурентоспособности королевства и важности его глобальной логистической позиции, а также стратегического расположения порта короля Абделлы, который в настоящее время является вторым по величине портом страны», — считает Ахмед Лангави, генеральный директор King Abdullah Economic City. Контейнеры являются основным видом прибывающего груза в королевстве, а его порты находятся среди самых быстрорастущих портов в мире, обладающими необходимыми глубинами и протяженностью причальных стенок для того, чтобы принимать различные типы коммерческих судов, в том числе крупных и крупнейших от международных судоходных компаний.

А.Лангави добавил, что порт обслуживает 10 крупнейших судоходных линий, которые предоставляют интегрированные услуги экспортерам и импортерам, пользуясь его передовыми возможностями и прямой связью со сборочной и реэкспортной зоной и логистическим центром в промышленной долине, в которой располагаются многие местные и международные компании и фабрики, участвующие в расширении местного производства и являющиеся источником занятости для национальных кадров.

Визит наследного принца Мухаммеда бен Сальмана на открытие порта короля Абдаллы в начале этого года в качестве первого самофинансируемого, самоуправляемого, эксплуатируемого и развивающегося частным сектором, предприятия, является свидетельством внимания, уделяемого этому сегменту национальной экономики. Принц, как известно, является крупнейшим сторонником промышленного развития страны и использует свой авторитет для привлечения дополнительных инвестиций и стимулирования роста бизнеса. Порт короля Абдаллы располагает современной и сложной инфраструктурой, включающей самые глубокие в мире доки, глубиной до 18 м. Он также оснащен самыми крупными и грузоподъемными кранами в мире, в системах управления погрузочно-разгрузочными операциями и организации движения транспорта и грузов используются новейшие технологии, позволяющие порту обслуживать такие гигантские контейнеровозы, как MSC MENA.

Внимание, уделяемое руководством стран Персидского залива развитию и совершенствованию портового хозяйства, свидетельствует: морской транспорт не только сохранит лидирующие позиции в обеспечении их внешнеэкономической деятельности, но и продолжит рост. Закономерно, что это обстоятельство будет влиять на значимость поддержания режима безопасного и свободного судоходства в районе Ормуза, собственно Персидского залива, и обуславливать повышенное внимание стран-резидентов к поддержанию на должном уровне военно-морской компоненты их вооруженных сил.