- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об антииранской составляющей в протестном движении в арабских странах

12 ноября Багдад и другие провинции Ирака стали свидетелями возобновления демонстраций студентами колледжей и учениками школ в поддержку демонстрантов на площади Тахрир в центральном Багдаде и других сидячих забастовок в остальных провинциях.

Активисты подчеркивают, что их сидячая забастовка продолжается до тех пор, пока демонстранты не добьются выполнения требований об отставке правительства и привлечении к ответственности убийц протестующих.

Согласно арабским и местным СМИ, в Багдаде и других провинциях «протестующие студенты собрались перед колледжами и школами, а другие отправились на площадь Тахрир в центральной части Багдада». Сообщается о том, что сотни демонстрантов в провинции Майсан вошли в здание местного университета Майсан и закрылись там.

В стихийных акциях протеста по прошествии, почти полутора месяцев с их начала, можно отметить некоторые характерные особенности. К таковым мы относим то, что главной движущей силой протеста вновь, как и в других арабских странах, стала молодежь. Это особенно заметно по мере спада накала протестного движения и его локализации в нескольких центрах. Большая часть протестующих среднего возраста покинули улицы, им надо работать, но молодежь осталась. Проблемы с ее занятостью и социальной незащищенностью стоят в Ираке как нигде остро, тысячи молодых иракцев не могут трудоустроиться после окончания ВУЗов и многие вынуждены уехать из страны. Но не это стало характерным признаком происходящего, а то, что молодежные группировки не признают никаких оппозиционных авторитетов, прежде всего из движения «Саирун» и категорично требуют демонтажа всей государственной структуры Ирака. И то, что, как никогда ранее, в ходе протестов объявила о себе антииранская направленность выступлений. Это, пожалуй, второй главный, после коррупции аспект протестов, сводящийся к лозунгу: «Иран, убирайся из Ирака!».  Сотни баннеров с такими призывами были замечены среди демонстрантов.

Примечательно, что антииранские требования иракской улицы были поддержаны в нескольких иранских и ливанских городах, так, тысячи жителей региона Ахваз (провинция Хузестан) в Иране протестуют против условий, в которых они жили десятилетиями.

Тысячи демонстрантов, главным образом, этнических арабов, в городах Ахваз, Фаллах, Кут-Абдулла вышли на митинги с лозунгами, осуждающими режим в Тегеране и, отвергая то, что они считают политикой дискриминации, маргинализации и лишений, которым подвергается население этого богатого нефтью региона, прилегающего к Ираку.

Арабские демонстранты в провинции Ахваз в Иране заявляют, что «проект К.Сулеймани» и программа режима и протестуют против убийства местного активиста, ахвазкого поэта Хасана Хайдари (30 лет). Таха аль-Ясин, один из активистов, заявил, что иранский режим не только убил поэта Хасана аль-Хайдари, но и не передал его тело своим родственникам.

СМИ в Ахвазе сообщили, что протесты были вызваны смертью Хайдари 10 ноября вскоре после его освобождения из тюрьмы.

Активисты распространили через социальную сеть «Твиттер» видео, показывающее демонстрантов, сжигающих иранские флаги на фоне приветствий толпы. Среди цитат и лозунгов были такие: «Как ты справишься с таким, Сулеймани?», «Свободные арабы» вытеснили Сулеймани и Хаменеи в Ираке, а сегодня в Ахвазе».

Активисты заявляют представителям СМИ, что феномен убийств и физической ликвидации их представителей в Ахвазе не нов. А сам Иран «не справляется с протестами, угрожающих его проекту расширения, как это происходит сейчас в Ливане, Ираке и Ахвазе, Иран отступает, и иллюзии его оккупации четырех арабских столиц начали разрушаться».

Явно выраженная антииранская направленность акций протеста в Ираке, а также в Ливане, по мнению ряда аналитиков, свидетельствует о том, что позиция Ирана далеко не безупречна. Распространение его влияния по всему региону вызвало заметное сопротивление, и в настоящее время внимание Тегерана сосредоточено на Багдаде и Бейруте.

В последние несколько дней на площади Тахрир в Багдаде и на площади Мучеников Бейрута сотни тысяч протестующих оспаривали статус-кво, поддерживаемый в их странах Ираном.

На прошлой неделе, Касем Сулеймани, командующий спецподразделением «Аль-Кудс» КСИР, непосредственно вмешался в иракский кризис, чтобы гарантировать, что Хади аль-Амири, поддерживаемый Тегераном командир ополчения, отказался от своего обязательства свергнуть премьер-министра Ирака, Аделя Абдель Махди.

И в Ираке, и в Ливане значительная часть общества восстает против правящего политического класса, который якобы разделяет власть на многоконфессиональной основе, но, фактически, грабит государственные ресурсы и не предоставляет населению элементарных основных услуг.

Более того, демонстранты не хотят быть частью иранской политики. Протесты в Ираке распространились из Багдада не только на все центральные районы, но и на священные для шиитов города, Неджеф и Кербела.

В Ливане, где демонстрации внутри столицы собрали людей всех конфессий, они простирались до южных пригородов Бейрута и даже до других опорных пунктов «Хизбаллы» на юге Ливана и в долине Бекаа, где вместо желтых флагов «Хизбаллы» можно было увидеть тысячи ливанских флагов.

И в Ираке, и в Ливане, кризис носит почти зеркальный характер. И там, и там, государственное устройство зиждется на религиозных и партийных квотах, и там, и там, процветает коррупция и основные государственные функции исполняютя из рук вон плохо. И, наконец, и там, и там, имеет место быть политическое засилье Ирана, по сути, цементирующее это положение вещей, что «достало» целые слои населения, особенно молодежь.  Не случайно, в социальных сетях Ирака одной из самых популярных иллюстраций последних дней стала набережная в Басре, где установлены десятки статуй старших иракских офицеров, павших в войне с Ираном, указывающих в сторону врага, по ту сторону реки. А одним из главных объектов народного возмущения стали офисы разных партий и группировок проиранской направленности. Десятки их были сожжены.

И не случайно, «таинственные» снайпера, убившие десятки протестующих, ассоциируются среди демонстрантов с членами проиранских военизированных группировок Народного ополчения, «Бадром», прежде всего.

Очевидно, что иранские идеологи в чем-то просчитались.  Их традиционные фетиши про «американский империализм и израильский сионизм» не работают в условиях, когда власть и ресурсы принадлежат поддерживаемыми ими коррупционерам. Избыточным оказался и расчет на шиитскую солидарность, разумеется, под патронажем аятолл из иранского Кума.

Еще одним новшество протестных лозунгов стал такой «Я шиит, ты суннит, но вместе мы иракцы. И мы вместе против иностранного вмешательства в нашу жизнь». Раздаются требования об отмене религиозных вакфов и ликвидации конфессионального признака в светской власти вообще.  Разумеется, можно усматривать во всем этом происки саудовской разведки или Госдепартамента США, но факт остается фактом, Ирана стало «слишком много» и значительная часть населения и в Ираке, и в Ливане не желает с этим мириться. Все меньше людей хотят жить только тем, что где-то, когда-то, кто-то убил неких родственников Пророка и на этом основании надо почитать этнически чуждых пришельцев, к слову, бывших извечными историческими противниками арабов. Особенно, когда те потворствуют местным коррупционерам, захватившим власть, которые занимаются разбазариванием бюджета и бесконечной демагогией.