- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О роли Китая, Японии и Южной Кореи в деятельности Ирана в энергетической сфере

Исламская Республика Иран (ИРИ) является одним из мировых ли­деров по количеству разведанных запасов углеводородов, которые состав­ляют около 160 млрд баррелей нефти (9% мировых запасов, более 12% за­пасов стран-членов ОПЕК) и природного газа — 33,6 трлн куб. метров (около 15% мировых запасов). Нефтяная, нефтеперерабатывающая и газо­вая отрасли являются наиболее развитыми сферами иранской экономики. После заключения 14 июля 2015 г. между Тегераном и «шестеркой» международных посредников Совместного всеобъемлющего плана дейст­вий по урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы, а также отмены в январе 2016 года международных экономических санк­ций Тегеран нарастил объемы добычи нефти до 3,7 млн баррелей в сутки. Одновременно был увеличен среднесуточный экспорт нефти, в основном ази­атским покупателям (Китай, Индия, Япония, Республика Корея), и доведен до 1,9 млн баррелей. Согласно официальным статистическим данным Организации стран экспортеров нефти Иран занимает третье место по добыче нефти после Саудовской Аравии и Ирака.

Министр нефти ИРИ Б.Зангане в октябре 2016 года в г. Тегеран в хо­де второй международной энергетической конференции изложил планы иранского руководства по дальнейшему развитию национальной нефтега­зовой сферы па ближайшие пять лет. Б.Зангане отметил, что отрасль игра­ет важную роль в развитии страны и одним из направлений ее модерниза­ции является привлечение максимального количества иностранных инве­стиций, в том числе за счет компании-инвесторов путем предложения им новых нефтяных контрактов (Iranian Petroleum Contract, IPC). Министерство нефти подготовило список месторождений, которые Тегеран планирует в первую очередь представить иностранным инвесто­рам для разработки и модернизации. К основным из них относятся: «Север­ный» и «Южный Азадеган» (оценочные запасы нефти — 26 млрд баррелей), «Сусенгерд» (8,8 млрд баррелей), «Южный Парс» (7,5 млрд баррелей), «Дехлоран» (5 млрд баррелей), «Ядаваран» (3,2 млрд баррелей), «Азар» (2.5 млрд баррелей).

В зарубежных СМИ отмечается тот факт, что Иран, предпринимая шаги по привлечению к разработке нефтегазо­вых месторождений максимального количества иностранных компаний, особенно европейских, планировал укрепить свои связи с ведущими госу­дарствами Европейского союза (ЕС) и снизить вероятность введения  против него новых экономических санкций. Так, Тегеран был намерен в 2017 и 2018 годах увеличить объемы экспорта углеводородов, особенно в страны Европейского союза, чтобы повысить уровень конкуренции па европейском энергетическом рынке, в том числе с российскими компаниями. По информации из американских источников к этому моменту уже были подписаны первые контракты на поставку нефти в некоторые страны ЕС (Австрия, Польша, Венгрия).

Известно, что в газодобывающей сфере Тегеран также достиг определенных успе­хов, увеличив объемы извлекаемого топлива до отметки в 730 млн куб. м. в сутки. Основное повышение коснулось самого крупного национального месторождения в Персидском заливе «Южный Парс» (около 560 млн куб. м., основная часть которых будет направлена на экспорт в соседние страны). Для этого Тегеран ведет актив­ное обустройство и пытается с помощью новых коммерческих кон­трактов привлечь иностранные инвестиции не только из стран-соседей. По данным японского издания «Санкэй синбун» (Sankei Shimbum, официальное издание Либерально-демократической партии Японии) в настоящее время Тегеран экспортирует газ в Турцию (30 млн куб. м. в сутки), Армению (2 млн куб. м.) и Ирак (25 млн куб. м.). Багдад при­обретает топливо для своих южных районов (г.Басра) на основе подписан­ного в конце 2013 года договора, согласно которому Тегеран построил газопровод диаметром 48 дюймов протяженностью 227 км. В соответствии с контрактом, начиная с 2017 года предусмотрено увеличение объемов поставок до 35 млн куб. м газа в сутки на ближайшие пять лет. Кроме того, Тегеран и Багдад ведут переговоры о подписании второ­го контракта па поставку 25 млн куб. м газа в сутки в столицу Ирака г.Багдад. В этих целях предполагается строительство трубопровода протя­женностью 130 км.

Японские обозреватели новостного портала Sankei News отмечают, что в перспективе Иран намерен поставлять природный газ в ряд стран ССАГПЗ. Предварительные переговоры па этот счет были проведены с Кувейтом и Оманом. Между Тегераном и Маскатом подписан меморандум о взаимопонимании по вопросу ускорения работ по заключению контрак­тов на поставку иранского газа и строительство но дну Персидского залива газопровода. Отмечается, что потенциальными рынками сбыта к востоку от Ирана является в первую очередь Пакистан, а также Индия и Китай.

Вместе с тем Тегеран уделяет повышенное внимание развитию и модернизации нефтехимической отрасли страны, руководство которой осуществляется Иранской национальной компанией по переработке нефти и распределению нефтепродуктов (National Iranian Oil Refining and Distri­bution Company — NLORDC). В процессе переработки сырой нефти внутри страны в настоящее время задействованы девять крупных нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) суммарной мощностью 1,45 млн баррелей в сутки. К крупнейшим НПЗ относятся: «Абадан» — 350 тыс. баррелей в сутки, «Исфахан» ­– 280 тыс., «Бендер-Аббас» – 230 тыс., «Тегеран» – 220 тыс. и «Арак» – 70 тыс. баррелей.     Среднесуточное производство нефтепродуктов в Иране (жидкий нефтяной газ, мазут, дизельное топливо и керосин) оценивается в сумму около 270 млн литров, из которых около 68 млн литров составляет бензин. Руководитель NIORDC А.Каземи в январе 2017 года сообщил о под­писании ряда договоров с иностранными компаниями о модернизации оборудования НПЗ страны. В первую очередь Тегеран стремится увели­чить объем выпускаемого в стране топлива, особенно высококачественно­го бензина.

По данным издания «Санкэй синбун» NIORDC заключила договор с китайской компанией Sinosure о перепрофилировании части производственных мощностей НПЗ «Аба­дан», в соответствии с которым предусмотрено сокращение выпуска мазу­та и одновременно увеличение объемов производимого бензина марки «Евро-4» п «Евро-5», а также дизельного топлива. Контракт оценивается в общую сумму около 3 млрд долл. США, первый транш которого составил 1,3 млрд долларов. Тем самым ИРИ стремиться снизить свою зависимость от импорта топлива и в ближайшем будущем стать экспортером бензина в регионе.

Известно, что другим крупным проектом является совершенствование производст­венных процессов на НПЗ в г.Исфахан, где NIORDC ведет сотрудничество с южнокорейской компанией Daelim, в г.Тегеран и г.Бендер-Аббас — с японскими компаниями JCCP и JCCP Corporation. Работы на этих НПЗ также направлены на увеличение производства бензина и дизельного топлива. Кроме того Иран стремиться увеличить выпуск других видов нефте­химической продукции, таких как аммиак, олефины, этилен и пропилен. Руководство завода «Лурестан» ведет переговоры с китайскими партнера­ми о перепрофилировании оборудования и увеличении па 30% производ­ственных мощностей предприятия (в 2016 году около 170 тыс. тонн). Вместе с тем существуют планы ведомства реализовать 28 проектов строительства и модерниза­ции нефтехимических заводов с помощью зарубежных инвестиции.

Для экспорта углеводородов в ИРИ действует Национальная иран­ская танкерная компания (НИТК) в распоряжении которой имеется около 50 танкеров различной классификации. Совокупная грузоподъемность танкерного флота компании на конец 2018 года составляла 15,5 млн тонн. Генеральный директор НИТК А.Сафаи сообщил, что компания планирует арендовать и заказывать строительство судов для перевозки сжиженного природного газа и других специальных судов для транспортировки нефтегазопродуктов и уже ведет с этой целью переговоры с французскими, немецкими, бельгийскими, а также южнокорейскими фирмами. В планах компании строительство и покупка 25 танкеров с общей грузоподъемно­стью 6 миллионов тонн. В январе 2017 года иранская судоходная компания IRISL сообщила о подписании меморандума о соглашении с южнокорейской Daewoo о создании совместной судостроительной организации, которая займется проектированием и строительством судов в интересах ИРИ. Иранская сторона предлагает Daewoo выступить в роли инвестора, а также передать Тегерану соответствующие технологии. Также соглашением предусмотрено строительство па терри­тории Ирана совместного судостроительного завода и сопутствующей ин­фраструктуры.

Таким образом, руководство ИРИ предпринимает практические шаги по увеличению извлекаемых объемов экспорта нефти и газа. В среднесрочной перспективе Иран намерен расширить и модернизировать нацио­нальную нефтедобывающую и перерабатывающую промышленность пу­тем привлечения в отрасль значительных иностранных инвестиций и современных технологий, несмотря на санкционное давление со стороны США. При этом прослеживается несвойственная ранее тенденция – привлечение капиталов и задействование мощностей дальневосточного региона: Китая, Японии и Южной Кореи, поскольку повседневная деятельность данных стран все больше зависит от непрерывных поставок углеводородов из стран Ближнего Востока.