- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Южный Судан: о причинах отсрочки формирования коалиционного правительства и интересах США и региональных игроков

Соединенные Штаты намерены пересмотреть свои отношения с властями Южного Судана из-за их неспособности сформировать правительство. Об этом говорится в опубликованном в среду 13 ноября заявлении Госдепартамента США. «То, что они (президент Южного Судана Сальва Киир и лидер вооруженных повстанцев Риек Машар — прим. ТАСС) оказались неспособны реализовать это фундаментальное проявление политической воли, ставит под угрозу дальнейшее развитие мирного процесса в стране. В свете последних событий США пересмотрят свои отношения с правительством Южного Судана», — говорится в тексте. «Мы будем работать на двусторонней основе и с международным сообществом, чтобы принять меры против всех тех, кто препятствует мирному процессу в Южном Судане», — сказала пресс-секретарь Госдепартамента США Морган Ортагус в кратком заявлении. Американский чиновник также усомнился в «пригодности» президента Сальвы Киира и лидера вооруженной оппозиции Риека Машара возглавить страну, где кровавая гражданская война привела к перемещению миллионов людей «Их неспособность добиться этой основной демонстрации политической воли для народа Южного Судана ставит под сомнение их пригодность продолжать руководить мирным процессом страны», — сказала она. «Мы будем работать на двусторонней основе и с международным сообществом, чтобы принять меры против всех тех, кто препятствует мирному процессу в Южном Судане», — подчеркнула она. На прошлой неделе президент Киир и лидер оппозиции Машар договорились на встрече, состоявшейся в Энтеббе (Уганда), отложить достижение ключевых контрольных показателей в рамках мирного соглашения на 100 дней. В однодневной встрече, проходившей под председательством президента Уганды Йовери Мусевени Кагуты, также приняли участие глава Суверенного совета Судана Абдель Фаттах аль-Бурхан и специальный посланник Кении в Южном Судане Калонзо Мусьока. Задержка с формированием переходного правительства национального единства к 12 ноября произошла после того, как основная оппозиционная группа пригрозила отказаться от этого срока, заявив, что меры по обеспечению безопасности в стране являются неполными. Южный Судан погрузился в гражданскую войну в середине декабря 2013 года, когда президент Киир обвинил своего бывшего заместителя Машара в подготовке государственного переворота. В сентябре 2018 года Киир и Машар подписали в Эфиопии мирное соглашение, согласно которому повстанцы прекращают огонь, а Машар восстанавливается в должности вице-президента страны. Одновременно должно быть сформировано новое правительство с участием представителей оппозиции, а часть бывших повстанцев интегрирована в правительственные вооруженные силы.  Однако почти сразу возникли трудности с реализацией соглашения. Так, первоначальный срок формирования нового правительства — 12 мая 2019 года — не был соблюден. Дополнительным соглашением была назначена новая дата — 12 ноября текущего года. 7 ноября президент и лидер повстанцев договорились продлить срок формирования правительства еще на 100 дней — до второй половины февраля 2020 года.  Согласно поступающей информации, Кииру и Машару не удается договориться по ряду ключевых вопросов, включая интеграцию бывших повстанцев в правительственные вооруженные силы и новому административному делению Южного Судана. В этих условиях Машар предлагал отодвинуть на шесть месяцев предельный срок для формирования нового правительства страны. В свою очередь Киир пригрозил, что сформирует правительство национального единства без Машара, если последний не пойдет на компромисс. В результате сейчас принято решение продлить еще на 100 дней переговоры, чтобы продолжить попытки преодолеть сохраняющиеся разногласия. Как отметила южноафриканская телерадиокорпорация Эс-эй-би-си, очередная и вторая по счету отсрочка формирования коалиционного правительства Южного Судана представляет собой серьезную неудачу международного сообщества, которое оказывало сильнейшее давление на стороны с целью выполнения взятых ими обязательств и создания нового правительства к 12 ноября.
В этой связи Вашингтон фактически своим заявлением признал этот факт и предложил сменить декорации, то есть приступить к процессу мирного урегулирования уже без основных лиц составе противоборствующих сторон. Сразу отметим, что в данном случае Госдепартамент видимо отдает себе отчет в том, что США имеет дело имеет дело не с демократической страной, где ту или иную фигуру в структуре исполнительной сути можно отправить в отставку и заменить ее более компромиссной фигурой. Южный Судан — это классическая страна, построенная на принципах трайбализма, и там порядок вещей определяют вожди и племенная верхушка. В этой связи американцы видимо делают выбор на смену С.Киира путем чисто дворцового переворота, или, по крайне мере, всячески стимулируют такие тенденции. Согласно данным угандийских спецслужб, определенные группы в их стране поддерживают Амброза Риини Тиика в качестве преемника президента Южного Судана Сальвы Киира. В их докладе Тиик описывается, как сторонник «превосходства динка, который может стремиться к военному господству над нуэрами и общинами Экватории». Он также имеет тесные связи с членом парламента Южного Судана Альдо Аджу Денг Акуэем, Советом старейшин динка (Цзенга) и рассчитывает на своих соплеменников в аппарате военной разведки страны. Тиик поддерживает контакты с угандийскими ополченцами, возглавляемыми такими людьми, как Матионг Анйур и Джонсон Джума Окот, а также с некоторыми членами Народных сил обороны Уганды (НСОУ) в целях совместных действий по нейтрализации элементов Народно-освободительной армии Судана Машара вдоль оси Нимуле-Джуба. НСОУ развернули четыре батальона на границе с Южным Суданом, изолировав тем самым еще одного оппозиционного полевого командира и главу экваториальной группировки NSF Томаса Чирилло. Развертывание этих войск происходит в то время, когда Риек Машар рассматривает вопрос о возвращении в Джубу при поддержке Руанды и Эфиопии. В этой связи подчеркнем, что такая смена декораций во властной структуре динка вряд ли стимулируют серьезный прогресс в деле мирного урегулирования. При этом союз Мусевени и Киира пока демонстрирует стабильность. Согласно военным источникам, президент Уганды недавно направил 50 членов Командования специальных сил (КСС) для обучения офицеров-динка в штате Варрап, а снайперы КСС были включены в президентскую гвардию Киира. И в этой связи американцы уже видимо пришли к выводу о том, что без смены властных декораций в основном спонсоре Джубы в лице угандийского президента, дело мирного урегулирования в Южном Судане вряд ли сдвинется с мертвой точки.
В Вашингтоне это понимают все более отчетливо, что видно из адресатов его санкционного давления. Санкции, недавно объявленные Министерством финансов США в отношении суданского магната и главы Al Cardinal Investment Ашрафа Саида Ахмеда Хусейна, представляют собой явный сигнал для президента Уганды Йовери Мусевени, с которым он, как сообщается, имеет финансовые связи. В своем октябрьском докладе американская НПО The Sentry утверждает, что Ашраф Саид Ахмед Хусейн участвует в непрозрачных деловых сделках, которые приносят пользу этим двум региональным лидерам. Так, в ноябре 2018 года, в качестве благодарности Народным силам обороны Уганды за их роль в рамках противостояния экваториальным повстанцам NSF во главе с Томасом Чирилло, Al Cardinal Investment выступил в качестве посредника между Сальвой Кииром и его угандийским коллегой и передал 300 млн долларов Мусевени. А в меморандуме межправительственного органа по вопросам развития (МОВР), опубликованном 15 августа, указывалось, что Мусевени получает ежемесячные платежи из Южного Судана. В этой связи есть прямой смысл остановится на теме Чирилло с точки зрения его возможного использования американцами.
Отметим, что США в этом контексте не ограничиваются только санкциями. В связи с тем, что различные мирные соглашения не привели к прекращению боевых действий между правящей СНОД в Джубе и оппозиционными партиями, включая СНОД-ИО Машара, различные спонсоры мирного процесса в Южном Судане в настоящее время пытаются найти нового лидера, обладающего достаточным статусом. В этой связи ЦРУ США с начала года очень пристально изучало досье нынешнего лидера повстанческих сил NSF из Экваториальных штатов Южного Судана Томаса Чирилло Свака (Бари) с точки зрения его потенциала решить непрекращающийся конфликт между президентом Южного Судана Сальвой Кииром (динка) и экс-вице-президентом страны Риеком Машаром (нуэр). Согласно ряду данных, с 17 сентября в районе Центральной Экватории, откуда родом Чирилло, наряду с регулярной южносуданской армией — Народно — освободительной армией Судана был развернут и значительный контингент НСОУ. Эта угандийская инициатива расходилась с планами Судана и Соединенных Штатов. Американцы в данном случае использовали военную разведку Судана, которая пестовала этого полевого командира в рамках тогдашнего конфликта между Хартумом и Джубой. При этом тогдашний глава Национальной службы разведки и безопасности (НСРБ) Судана генерал Салах Гош видел в Чирилло угрозу. В связи с этим и сложной внутриполитической обстановкой в Судане Вашингтон тогда в рамках этой поддержки Чирилло решил опираться в большей степени на Аддис-Абебу. Эфиопские спецслужбы в данном случае использовали свои контакты для связи  Чирилло с бывшем начальником штаба армии Южного Судана Ойайем Дэном Аджаком. Бывший директор Национальной службы разведки и безопасности Эфиопии (НСРБ) Гетачев Ассефа также дважды ездил в Судан в 2017 году, чтобы обсудить возможность вооружения сил Чирилло с использованием армейских арсеналов в Эфиопии.
После того, как в марте 2017 года Томас Чирилло ушел с поста заместителя главы администрации СНОД, американское посольство в Джубе помогло ему покинуть страну: он первоначально поселился в Аддис-Абебе. Одновременно началось интенсивное лоббирование его положительного резюме в Конгрессе США, который организовал экс-губернатор Центральной Экватории и бывший советник Киира Клемент Вани Конга, который имеет сильные позиции в США. Отметим, что эта политика в корне расходится с прежней политикой администрации времен Б.Обамы, которая откровенно ставила на С.Киира и помогала ему бороться со своими внутренними оппонентами. Согласно переписке между американским посольством в Джубе и поставщиками услуг безопасности, в 2015 году специальный посланник Барака Обамы Дональд Бут заключил контракт с американской охранной фирмой Burton Rand Associates на поставку южносуданской армии четырех ударных вертолетов стоимостью 45 млн долларов, которые были поставлены через Уганду. Основанная в 2006 году британцем и бывшим управляющим директором известной частной компании Kroll Security International Ричардом Бертоном, компания Burton Rands Associates также тренировала как южносуданскую армию, так и его президентскую гвардию С.Киира. Эти же самые вертолеты, поставленные бесплатно США, использовались южносуданской армией в Джубе в июле 2016 года в попытке выследить Риека Машара, который, тем не менее, сумел бежать в соседнее Конго. Тогда его местоположение в Конго было отслежено самолетом Thrush 510G, который принадлежал ЧВК Frontier Services Group (FSG), совладельцем которой является основатель Blackwater Эрик Принс, и Китайская государственная инвестиционная компания Citic Group. В этой связи отметим два момента.

  1. FSG была нанята Кииром при посредничестве китайцев. Они же и оплатили этот контракт. Это свидетельствует о тесном контакте между ними, который прослеживается не только в Южном Судане, но и в Мозамбике, например. И не только в Африке.
  2. Недавний визит Э.Принса на Украину в рамках изучения возможности покупки «Мотор Сич» был истолкован российскими политологами, как попытка Трампа через своего друга Принса помешать китайцам купить этот стратегический актив. Это не так. По двум причинам: а) Принс уже давно и плодотворно работает с китайцами в Африке; б) Принс не является другом Трампа (последний в свое время провалил его инициативу по замене регулярных сил США в Афганистане на силы его ЧВК), а больше работает с демократами и на Украину приехал в рамках изучения возможности опосредованной покупки украинского актива его основным спонсором в лице ОАЭ при участии все тех же китайцев. Что же касается южносуданского досье, то те же силы Принса, угандийцев и Киира смогли инициативу новой американской администрации по поиску новой сильной фигуры Южном Судане благополучно провалить в самой категоричной степени. И кто кому «друг»?
    Кроме этого отметим, что в настоящее время усилия американцев входят в противоречие с интересами других региональных партнеров, прежде всего Египта. Президент Южного Судана Сальва Киир дал «добро» Каиру развернуть свои войска на границе между его страной и Эфиопией. По нашим сведениям, он разрешил Египту использовать аэродромы Бор, Пибор, Почалла, Палойк и Малакал для переброски своих сил к верховьям большого Нила и Джубе в случае возникновения конфликта с Эфиопией из-за противоречий по вопросу строительства Великой эфиопской плотины Возрождения (ГЭРБ). Правительство Эфиопии, которому стало известно о существовании секретных договоров в сфере безопасности между Сальвой Кииром и его египетским коллегой Абдель Фаттахом ас-Сиси, уже выдвинуло ультиматум Джубе. Суть — вывести части Народно-освободительной армии Судана из Пагака и районов, граничащих с Эфиопией, с тем чтобы Национальная Служба разведки и безопасности и эфиопские национальные силы обороны могли контролировать там возможное развертывание египетской армии. Представители премьер-министра Эфиопии Абия Ахмеда Али также предупредили правительство Сальвы Киира о том, что оно скептически относится к заявлениям Каира о влиянии ГЭРБ на водные потоки Нила и о серьезных последствиях, которые может иметь сохранение присутствия южносуданской армии в пограничном регионе. Этот ультиматум частично подействовал: в последние дни южносуданские военные перевезли свое оружие и боеприпасы из Пагака в Майвут.