- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки иранских экспертов решения о возобновления ядерной программы

После выхода США из ядерной сделки (СВПД), Иран ссылаясь на пункт 34 ядерного соглашения, неоднократно предупреждал, что если Европа не выполнит свои обязательства, Иран постепенно возобновит ядерную программу.

Спустя год после выхода Соединенных Штатов из СВПД Высший совет национальной безопасности Ирана дал Европе 60 дней для выполнения своих обязательств в банковском и нефтяном секторах, угрожая постепенно отказаться от выполнения своих обязательств по ядерному соглашению. Ровно через 60 дней Иран объявил о прекращении своего обязательства относительно того, что не будет  обогащать уран более 3,75%, а также модернизирует тяжеловодный реактор Арака.

Несмотря на то, что в Иране не было оптимистических ожиданий в связи с активизацией контактов между президентами Ирана и Франции во втором полугодии 2019 года, иранские политические силы приветствовали диалог между Парижем и Тегераном. Но в конце 74-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, после резкого изменения позиции Европейской «тройки» — Великобритании, Германии и Франции, дискуссии о возобновлении ядерной программы в Иране усилились.

В начале 2020 года на фоне предстоящих парламентских выборов в Иране тема ядерной программы станет одним из пунктов повестки дня иранских политических сил. Проблема ядерной программы – «красная линия», которую ни одна политическая сила в Иране не пересечет, тем более в предвыборный период.

В этих условиях у иранских властей не было иного выбора, кроме как объявить о  начале четвертого шага в вопросе отказа от своих ядерных обязательств.

4 ноября с участием главы Организации атомной энергии ИРИ Али Акбара Салехи на ядерном объекте в Натанзе состоялся запуск нового поколения  центрифуг IR6, а 6 ноября по приказу президента Ирана был запущен ядерный объект  Фордо.

После объявления Ираном о запуске своих ядерных объектов в Фордо и Натанзе звучали различные оценки относительно дальнейших действий Тегерана на иранской политической арене в том числе отказ от Договора о нераспространении ядерного оружия (NPT) и выход из ядерного соглашения .

В своих комментариях иранские экспертные круги затронули эти важные вопросы, пытаясь проанализировать, какие обстоятельства в нынешней ситуации отвечают интересам Ирана и какие обстоятельства могут создать проблемы в области внешней политики.

Анализируя действия Ирана, политический аналитик Али Ваэз связал их как с внутренними, так и с внешними факторами. В частности, он выразил следующее мнение: «С запуском ядерной программы Иран пытается решить две важные проблемы. Во-первых, оказать давление на страны, подписавшие ядерное соглашение, чтобы уменьшить давление на Иран, и, во-вторых, ответить на критику со стороны иранских политических сил, что правительство Хасана Роухани не может должным образом отреагировать на действия Трампа».

Комментируя позицию Европы по ядерной программе, Махмуд Дехган, эксперт по международным вопросам, сказал: «Европейцы рассматривают четвертый шаг Ирана по отказу от своих обязательств по ядерной сделки как шаг к выходу из ядерной программы, таким образом пытаясь  отказаться от своих обязательств перед Ираном. Но то, что делает Иран, является ответом на действия Европы».

Бывший дипломат, известный эксперт по международным делам Давуд Гермидас-Баванд, ссылаясь на заявления Ирана о необходимости принятия радикальных мер отметил: «Те, круги которые настаивают на выходе из NPT после провала ядерной сделки, не проявляют правильный подход. Отказ Ирана от выполнения своих ядерных обязательств можно рассматривать как предупреждение для европейских стран. Этот шаг Ирана может заставить Европу выполнить свои обязательства, но вопрос выхода из NPT не в интересах Ирана, и в этом случае давление на Иран усилится. По моему мнению, сохранение ядерной сделки отвечает интересам как Ирана, так и Европы и международного сообщества».

Другой иранский эксперт по международным делам Мортаза Маки, анализируя эти события, связанные с ядерной программой, сказал: «Если ядерная сделка будет отменена в результате действий Европы и Соединенных Штатов, и вопрос Ирана снова будет включен в повестку дня Совета Безопасности ООН, то Иран не будет единственной проигравшей стороной».
«Ситуация в регионе сегодня совершенно иная, и ее не следует сравнивать с ситуацией, сложившейся до заключения ядерного соглашения. Европа и США не могут без усилий довести вопрос Ирана в Совет Безопасности ООН. Учитывая напряженность в отношениях между США и Китаем, США и Россией, мы не думаем, что Россия и Китай согласятся с политикой США в отношении Ирана»,- добавил он.

Эксперт по стратегической безопасности Рахман Фахреман Пур проанализировал новые события вокруг ядерной сделки в контексте запуска ядерной установки Фордо, отметив, что во время президентства Барака Обамы вопрос Фордо все еще оставался важным вопросом для США.

«Иран, начиная запуск своей ядерной программы именно с Фордо, хочет показать, что он полон решимости выполнить свои программы. Тем самым Иран пытается выяснить, как Европа отреагирует на его действия. В течение нескольких дней Иран увеличил обогащение урана до 4,5 процента. Конечно, Иран не имеет обогащенного на 20 процентов урана, но его действия показывают, что он движется в этом направлении», — сказал Рахман Фахреман Пур.

Касаясь позиции Европы, иранский эксперт добавил: «Европа показала себя

неспособной выполнить свои обязательства по ядерному соглашению, теперь

она хочет оплатить расходы по соглашению из кармана Соединенных Штатов. Понимая намерения Европы, дипломатия Ирана сейчас пытается создать ситуацию, в которой Соединенные Штаты вступают в игру, поэтому в ближайшие месяцы ключ к решению ядерной проблемы должен быть найден в Тегеране и Вашингтоне, а не в Брюсселе».

В интервью газете Etemad  эксперт Совета по определению политической целесообразности ИРИ Джазанбахш Изади упоминая о запуске ядерной установки Фордо отметил. «Запад очень чувствителен к вопросу Фордо, это связано с рядом факторов. Во-первых, Фордо построен таким образом, что в случае военной атаки не очень легко его повредить».

«Вторая проблема заключается в том, что страны, которые обеспокоены ядерной программой Ирана, отмечают, что, поскольку Иран уже обогащает уран на ядерном объекте в Натанзе, установка Фордо дает Ирану возможность увеличить свои запасы обогащенного урана», — добавил Изади.

Касаясь новой ситуации вокруг ядерной программы и действий Ирана, Изади сказал: «Без воли Ирана и участия Соединенных Штатов ядерное соглашение не было бы подписано, следовательно без США оставаться  в этом соглашении очень маловероятно. Если страны, подписавшие ядерное соглашение, останутся верными своим обязательствам, то Иран заявил, что готов прекратить начатые действия».

Эксперт Совета по определению политической целесообразности ИРИ, ссылаясь на отношения между Ираном и США, отметил: «Пока Дональд Трамп является президентом Соединенных Штатов, маловероятно, что Вашингтон откажется от давления на Иран. Например, когда Барак Обама начинал переговоры по ядерной сделке, он объявил, что есть три варианта: санкции, военные удары и переговоры. Обама выбрал третий вариант. Он, считал, что ядерная сделка была ошибочной, он надеялся, что все проблемы будут решены постепенно, не так, как Трамп, который поставил все проблемы в один пакет, следовательно маловероятно, что  в этих условиях Соединенные Штаты вернутся к ядерной сделке».

По словам эксперта по международному праву Юсефа Молаи, запуск Ираном ядерной программы не нацелен на провал ядерной сделки, но этим шагом Тегеран пытается оказать давление на Европу, чтобы последняя  выполнила свои обязательства.

«Европа не только не согласна с Соединенными Штатами по ядерной проблеме, но и во многих вопросах происходит столкновение интересов. Европейцы предприняли политические усилия, чтобы оказать давление на Соединенные Штаты. Политические действия, однако, должны быть отделены от финансовых и правовых процессов. Отношения с Европой чрезвычайно важны для Ирана, и мы никогда не должны позволять Европе двигаться в одном направлении с Соединенными Штатами», — сказал Молаи.

Эксперт по международным делам Ферейдун Маджлеси, оценивая ситуацию в Иране, сказал: «В настоящее время в регионе происходят военные действия, США ведут экономическую войну с Ираном, и в таких условиях не стоит ожидать каких-либо дружественных шагов». Что касается действий Европы, то «экономические отношения с США важнее для Европы, чем отношения с Ираном».

В статье, опубликованной газете Ebtekar, Мохаммад Али Вакили упомянул мотивы Ирана для запуска ядерной программы и отметил: «Иран приобретает новые  карты, которые он использовал во время ядерной сделки. Если возникнет необходимость снова вести переговоры, Иран будет использовать эти карты. Сегодняшняя ситуация аналогична с ситуацией, сложившейся до ядерного соглашения, с той разницей, что после ядерного соглашения Иран смог увеличить как свои военные, так и финансовые возможности».

Подводя итог, мы можем констатировать, что процессы вокруг ядерной программы соответствуют логике внутренней и внешней политики Ирана. К концу президентства Хасана Роухани ядерная сделка утратит политическое значение, которое имела до 2015 года, до подписания СВПД.

На наш взгляд, запуском ядерной программы Иран преследует несколько целей. Первое обстоятельство заключается в том, что Иран попытается помешать политическим силам спекулировать вопросом ядерного соглашения в преддверии парламентских выборов, а также обвинять друг друга в том, что оно ставит под угрозу интересы Ирана и наносит ущерб суверенитету страны, очевидцами чего мы стали во время президентских выборов 2017 года.

Намекая на выход из NPT, Иран пытается уменьшить давление в связи с обогащением урана, с одной стороны, и пытается подчеркнуть, что он последовательно выполняет свои обязательства по  NPT и IAEA (МАГАТЭ), таким образом пытаясь укрепить свои позиции в правовом поле и создать благоприятные условия для старта  возможного переговорного этапа.

Кроме того, это также тактический прием, направленный на то, чтобы вопрос об обогащении урана был в центре внимания международного сообщества к концу президентских выборов в США, пытаясь повлиять как на американскую, так и на европейскую политическую повестку дня.

Источники:

«Etemad» newspaper, No: 4504, 07 Nov 2019, p. 1

«ArmanMeli» newspaper, No: 581, 7 Nov 2019, p. 1

«Iran» newspaper, No: 7197, 7 Nov 2019, p. 3

«Aftab» newspaper, No: 5593, 10 Nov 2019, p. 1

«Javan» newspaper, No: 5787, 10 Nov 2019, p. 2

«Kayhan» newspaper, No: 22323, 7 Nov 2019, p. 1

«MardomSalari» newspaper, No: 5012, 9 Nov 2019, p. 1

«Sedaye Eslahat» newspaper, No: 932, 7 Nov 2019, p. 1