- Организация авиационной промышленности отвечает за развитие национального авиастроения. В нее входят:
- компания «Авиационная промышленность Ирана»;
- компания «Авиастроительная промышленность Ирана»;
- компания по восстановительному и капитальному ремонту вертолетов (ПЕНХА);
- компания «Авиационная промышленность «Коде»»;
- промышленная группа «Шахид Басир Мазендеран»;
- компания по производству вертолетов «Шахед»;
- научно-исследовательский институт;
- авиационная сервисная компания «Парс»;
- компания по производству легких самолетов из композитных материалов «Фаджр».
Специалисты КИМСИ НОАК отмечают, что компания «Авиационная промышленность Ирана» расположена на западной окраине г.Тегеран в районе аэродрома «Мехрабад». На сегодняшний день ее промышленные площади составляют более 4,5 млн кв. м. Инженерно-технический персонал насчитывает 2500 человек. Исполнительным директором компании является Х.Парване. Основное предназначение промышленных мощностей компании — проведение капитального ремонта гражданских и военных самолетов. Основными задачами компании являются:
- производство по украинской лицензии авиационных двигателей ТВЗ-117 для самолетов ИрАн-140 (Ан-140);
- капитальный ремонт самолетных двигателей JT9D (Боинг-747), JT3D (Боинг-707), YT9D, GT40, DART, Т-56 (С-130), TF-25 (F-106), TF-30 (F-l 11 A), J-79 (F-4), J-85, RD-33 (Миг-29);
- капитальный ремонт вертолетных двигателей Т-53 (AH-1G), Т-55 (СН-47С), РТ6Т-3 (АВ-212), 250-С20 (АВ-206), Т-58, Т-64, Т-400 (АН-1 «Кобра»);
- текущий ремонт самолетных двигателей CF-700 «Фалкон», YT3D;
- производство малых турбореактивных двигателей «Толу-4»;
- проведение среднего и капитального ремонта фюзеляжей, несущих плоскостей и авионики самолетов F-4, F-5, F-14, F-27, С-130, «Фалкон», «Стар», Боинг-707, Боинг-747.
По информации китайских источников компания «Авиастроительная промышленность Ирана» расположена в н.п. Шахиншехр (20 км севернее г.Исфахан). В настоящее время исполнительным директором компании является С.М.Ализаде. Производственные площади компании «Авиастроительная промышленность Ирана» составляют 250 тыс. кв. м. Основной задачей компании является сборка самолетов ИрАн-140 по украинской лицензии. В настоящее время работы на сборочной линии временно приостановлены. Одним из направлений модификации является строительство самолета для осуществления морского патрулирования ИрАн-140МП. С этой целью в компании создана специальная промышленная группа, которая уполномочена осуществлять собственные технические разработки, а также производить закупку необходимого оборудования за рубежом. Другим направлением модификации является проведение доработок самолета ИрАн-140 до транспортного варианта. Компания также занимается серийным производством беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) типа «Абабиль», предназначенных для ведения воздушной разведки и патрулирования местности. Кроме того, предприятие выпускает разведывательные БПЛА «Абабиль-Джет», обладающие малой радиолокационной заметностью и способные совершать полет на расстояние до 700 км. Компания также производит стратегический БПЛА «Фотрос», предназначенный для ведения воздушной разведки, патрулирования местности и нанесения ракетно-бомбового удара.
Компания по восстановительному и капитальному ремонту вертолетов расположена на западной окраине г.Тегеран в районе аэродрома «Мехрабад». Исполнительный директор — бригадный генерал М.Ахмадабади. В настоящее время компания решает следующие задачи:
- проектирование и производство вертолетов;
- производство лопастей, а также отдельных узлов и агрегатов к ним;
- проведение текущего, среднего и капитального ремонтов вертолетов АБ-205, 212, 214А, В, С, «Белл-206», AH-1J/JT «Кобра», СН-47С «Чинук», SH-3D «Си Кинг», RH-53D, Ми-171;
- производство транспортных и боевых вертолетов «Шабовиз» («Проект 2-75», многоцелевой вертолет), «Проект 2061», «Проект 2091».
Компания по производству вертолетов «Шахед» расположена в н.п.Шахиншехр (20 км севернее г.Исфахан) на территории компании «Авиастроительная промышленность Ирана». На основе промышленных мощностей компании «Шахед» организовано сборочное производство вертолетов «Шахед-278», а также лопастей из композитных материалов для различных типов вертолетов.
Известно, что специалисты компании ПЕНХА спроектировали три новых вертолета: учебный (поршневой двигатель), «Саба» (8 мест, два турбодвигателя, может использоваться для спасения и на море) и «Хома» (14 мест, способен уходить от радаров). В настоящее время опытные образцы проходят этап летных испытаний и стандартизации, на проведение которых требуется два- три года. При этом иранские специалисты испытывают большие трудности с производством двигателей для вышеуказанных машин и занимаются поиском путей получения современных технологий. В 2016 году руководство ПЕНХА проводило переговоры с представителями компании «Вертолеты России» на тему открытия в Иране сертифицированного ремонтного центра российской вертолетной техники, однако данные консультации пока завершились безрезультатно.
Наряду с серийным производством авиационной техники Научно- исследовательский центр компании «Шахед» выполняет опытно-конструкторские работы по проектированию различных типов вертолетов:
- ударного вертолета «Шахед-478»;
- легкого вертолета «Шахед-220» с поршневым двигателем;
- многоцелевого легкого вертолета «Шахед-444».
Авиационная сервисная компания «Парс» создана для ремонта авиационной техники российского (советского) производства. Она расположена на территории авиационной базы «Мехрабад» на западной окраине г.Тегеран. Исполнительный директор Мехди Кадери. Одной из основных задач компании «Парс» является проведение всех видов ремонта вертолетов Ми-17. Кроме того, предприятие занимается проведением среднего ремонта широкофюзеляжных самолетов западного производства гражданского назначения.
Компания «Авиационная промышленность «Коде»» расположена в пяти километрах западнее г.Тегеран. Производственные площади составляют 40 тыс. кв. м. Персонал насчитывает около 400 человек. Основное предназначение — производство беспилотных летательных аппаратов приведенных ниже типов, а также наземного оборудования к ним:
- «Сайеге-1», «Сайеге-2» и «Талаш-2», используемых в качестве воздушных целей для тренировок национальных войск ПВО;
- «Талаш-1», предназначенных для тренировок операторов наземного оборудования для БПЛА;
- «Мохаджер-2» и «Мохаджер-4» — разведывательные БПЛА.
Компания производит ударно-разведывательный БПЛА «Шахед-129», имеющий следующие летно-технические характеристики: дальность полета — до 1 700 км, потолок — до 8 000 м, время полета — до 24 часов. Он способен нести на борту до восьми ракет «Садид-1» или авиационных бомб. Кроме того, на предприятии осуществляется серийное производство разведывательного БПЛА «Шахин» («Ястреб»), который продолжает серию самолетов «Мохаджер-4». Скорость полета — 200 км/ч, потолок — 4 500 м, радиус действия — до 150 км, масса -230 кг. БПЛА оборудован системой управления, позволяющей работать в автоматическом и полуавтоматическом режиме.
Промышленная группа «Шахид Басир Мазендеран» осуществляет производство деталей для сборки летательных аппаратов различных типов в интересах смежных предприятий, входящих в Организацию авиационной промышленности Ирана. Исполнительный директор — А.Шейхпур.
По оценке специалистов КИМСИ НОАК в среднем ежегодно предприятия Организации авиационной промышленности осуществляют капитальный ремонт шести-восьми самолетов различных типов.
- Организация электронной промышленности (ОЭП) является одним из важнейших подразделений военно-промышленного комплекса Ирана. Она объединяет свыше двух десятков компаний и промышленных групп. В число ее основных подразделений входят:
- компания «Электронная промышленность Шираза» (г.Шираз);
- промышленная группа по производству средств связи (г.Тегеран);
- промышленная группа по производству информационных систем (г.Тегеран);
- промышленная группа космических систем (г.Тегеран);
- промышленная группа по производству элементной базы (г.Шираз);
- компания «Оптическая промышленность Исфахана» (г.Исфахан).
Данными предприятиями осуществляется:
- производство широкого спектра проводных, радио- и радиорелейных станций тактического и оперативно-тактического уровня для управления соединениями, частями и подразделениями;
- производство радиолокационных систем;
- производство радиоуправляемых взрывателей;
- производство авиационных боеприпасов для постановки пассивных помех средствам ПВО и РЭБ;
- производство средств оптической разведки, включая приборы ночного видения, лазерные дальномеры;
- производство целеуказателей;
- производство прицелов к стрелковому оружию;
- производство оптических приборов для бронетанковой техники;
- производство систем радиомониторинга;
- разработка и производство многослойных плат и систем на микроконтроллерах, монтаж компьютерных сетей, производство полупроводников, микромодулей, электронной керамики;
- модернизация пусковых установок ПТРК;
- работы по ремонту и испытаниям современной авиационной и морской электронной аппаратуры.
В Иране с 2014 г. функционирует завод по производству литиевых батарей МОПВС. Площадь предприятия — 17,6 тыс. кв. м, производительность — 5,2 млн ампер-часов различных типов (16) плоских и цилиндрических заряжаемых батарей военного (средства связи, электронные устройства) и гражданского (мобильные телефоны, компьютеры, велосипеды, мотоциклы и электромобили, АКБ, ИБП) назначения. Производственно-исследовательская промышленность литиевых батарей насчитывает 11 цехов и одну испытательную лабораторию.
- Организация морской промышленности (ОМП) включает в свой состав несколько предприятий, занимающихся проектированием и производством вооружения и военной техники для ВМС, в том числе:
- промышленную группу «Шахид Дервиши»;
- промышленную группу «Шахид Джулаи»;
- промышленную группу «Шахид Тамджиди»;
- промышленную группу «Шахид Мусави».
По данным китайских источников мощности промышленной группы «Шахид Дервиши» расположены в 35 км западнее г.Бендер-Аббас. На них производятся десантные средства, включая корабли на воздушной подушке, а также малые подводные лодки типа «Кадир» (класса «Мидджет», проект YUGO) и сверхмалые подводные лодки типа «Сабекат». Кроме того, в цехах группы проводится средний и капитальный ремонт надводных кораблей и катеров, в том числе и российского производства проекта 877ЭКМ.
Предприятия промышленной группы «Шахид Джулаи» расположены в 14 км южнее г. Тегеран, в районе г. Бендер-Аббас, а также в окрестностях г. Хорремшехр. Они заняты в производстве быстроходных катеров «Салман», ракетно-артиллерийских катеров типа «Пейкан», ракетных катеров типа «Моудж», а также больших ракетных катеров типа «Сина». Кроме того, предприятие производит ракетные катера «Серадж» и «Зульфакар».
Эксперты КИМСИ отмечают, что в настоящее время иранские инженеры при помощи северокорейских специалистов ведут исследовательские работы по проектированию и организации производства фрегатов водоизмещением около 3 000 т. Особенностью данного проекта является широкое применение композитных материалов, а также использование элементов технологии «Стелс». Это, по мнению иранских инженеров, позволит значительно уменьшить площадь отражающей поверхности корабля и тем самым снизить его радиолокационную заметность. Одновременно ведутся работы по проектированию дизельной подводной лодки водоизмещением 1200 т. Все работы осуществляются группой иранских и северокорейских специалистов на базе закрытого научно-исследовательского центра МОПВС ИРИ в районе н.п.Нека (15 км западнее н.п.Бехшахр, провинция Мазандаран).
Промышленная группа «Шахид Тамджиди» расположена на территории военно-морской базы Бендер-Энзели (побережье Каспийского моря). На верфи производятся ракетные катера «Моудж-2», а также малые патрульные катера. На мощностях промышленной группы «Шахид Мусави» налажен выпуск корабельных энергетических установок «Боньян-4» (16 цилиндров, мощность — 5 тыс. л.с., масса — 18 тонн).
Военно-промышленная политика
К китайских изданиях отмечается, что военно-промышленная политика ИРИ направлена на своевременное оснащение и материальное обеспечение национальных вооруженных сил эффективными системами вооружения, военной и специальной техникой и имуществом в количествах, необходимых для защиты жизненно важных интересов государства. Ее основными направлениями являются:
- самостоятельная разработка современных технологий, организация и проведение НИОКР по различным направлениям развития вооружения и военной техники ВВТ;
- максимальное использование мощностей собственного ВПК для производства широкого спектра продукции военного назначения;
- освоение производства современных видов ВВТ по иностранным лицензиям;
- организация самостоятельного производства методом «копирования»;
- обеспечение различных видов ремонта и модернизации техники иностранного производства, стоящей на вооружении ВС ИРИ;
- организация закупок технологий, оборудования и вооружения за рубежом.
Таким образом, иранское руководство неуклонно следует стратегии обеспечения национальных вооруженных сил необходимым ВВТ за счет собственных производственных возможностей. Подводя обобщающий итог КИМСИ НОАК приходят к выводу, что несмотря на достигнутые отдельные успехи по разработке новых образцов ВВТ, в иранском ВПК имеются серьезные проблемы, заключающиеся в низком уровне профессиональной подготовки кадров, недостаточном уровне развития технологической базы, а также отсутствии четкой координации действий структурных подразделений. Бесперебойное функционирование большинства предприятий оборонной промышленности в значительной степени зависит от импорта оборудования, запасных частей, комплектующих узлов, деталей, сырья и технологий.