- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в зоне Сахеля: октябрь 2019 г.

В октябре в очередной раз стало очевидным, что джихадистское кольцо сжимается вокруг Буркина-Фасо, где половина страны – приграничные регионы и столица Уагадугу – оказались в «красной» зоне, где то и дело происходят теракты. До 2015 г. эта страна не ощущала того, что происходило у соседей. Однако затем она получила сполна, причем ситуацию усложнило то, что на ее территории действуют джихадистские группировки, связанные как с «Аль-Каидой», так и с «Исламским государством»  (обе запрещены в РФ). С того времени в результате вылазок джихадистов погибли свыше 1 тысячи человек, при том, что плохо оснащенная буркинийская армия никак не смогла противостоять этому. Как следствие – растет число случаев межобщинных инцидентов, в отсутствие государства стихийно стали возникать отряды самообороны. С августа 2018г. Джихадисты все чаще стали использовать на автомобильных дорогах самодельные взрывные устройства. Как следствие – мобильные армейские патрули стали редкостью, что в очередной раз подтвердило отступление государства.

Как то решить проблему пытается французский контингент «Бархан», по данным командования которого число антитеррористических операций в Буркина-Фасо резко возросло за последние месяцы.

4 октября Генштаб французской армии сообщил, что «по просьбе властей Буркина-Фасо контингент «Бархан» дважды в период с 20 по 25 сентября оказал решающую поддержку буркинийским военным в провинции Сум».

В Мали 1 октября усиленный батальон малийской армии под командованием штаба контингента «Г5 Сахель» при поддержке авиации попытался выбить джихадистов с позиций, захваченным ими днем ранее в центральной части Мали в ходе атак на два полевых лагеря малийских военных.

Один из атакованных джихадистами полевых лагерей в районе Булкеси близ границы с Буркина-Фасо был базой малийского батальона из состава контингента «Г5 Сахель». Он относился к «элитному» полку «красных беретов» — десантников. Предполагалось, что его атаковали джихадисты из группировки «Ансарул Ислам», действующей главным образом на севере Буркина-Фасо.

Одновременно был атакован полевой лагерь роты малийской армии в Мондоро, что в 100 км от Булкеси.

Согласно первым предварительным данным, в результате двух атак погибли по меньшей мере 25 малийских военных. Во втором случае речь также сначала пошла о 10 военных, попавших в плен к джихадистам. Потом заговорили о 78 солдатах, пропавших без вести. Джихадисты потеряли 15 человек убитыми. В обоих случаях малийские военные бежали из атакованных лагерей. Джихадистам достались склады оружия и боеприпасов, а также автотехника. Не имея возможности забрать с собой, они сожгли два бронеавтомобиля типа Сougar.

В любом случае это был очередной тяжелый удар по имиджу малийских военных и контингента «Г5 Сахель», показавший, что сколько бы денег не будет вложено в подготовку тех и других, на земле вряд ли что либо изменится. Эти атаки показали также неспособность властей Мали контролировать территорию страны.

К исходу 1 октября малийским военным при поддержке французских военных из контингента «Бархан» и буркинийских военных удалось восстановить контроль над базой в Булкеси. Джихадисты оставили ее после боя, продолжавшегося весь день. Еще утром того же дня был восстановлен контроль над базой в Мондоро.

2 октября отставной генерал Синко Кулибали осудил «некомпетентность режима», указав на «важность его свержения для того, чтобы остановить страдания народа».

3 октября было официально объявлено, что в результате атак джихадистов на два полевых лагеря малийские военные потеряли 38 человек убитыми. И было очевидно, что это – не окончательные данные. К 7 октября число убитых военных при нападении на Булкеси достигло 40.

6 октября президент Мали Ибрагим Бубакар Кейта назвал «домыслами» спекуляции по поводу возможности военного переворота в стране после очередного удара, нанесенного 1 октября по имиджу малийских военных. Он признал, что несмотря на присутствие в Мали военных миссий ООН (15 тысяч человек), Африканского союза (5 тысяч человек) и Франции (4,5 тысяч человек) «мы находимся в состоянии войны, то есть то, что произошло в Булкеси, может произойти, к сожалению, где угодно». При этом он признал, что гарнизон в Булкеси «был одним из самых защищенных наших мест». Он дал понять таким образом, что осознает: боеспособность «красных беретов» более высокая, нежели у других формирований малийской армии.

9 октября связанная с «Аль-Каидой» (запрещена в РФ) «Группа поддержки ислама и мусульман» (ГПИМ) взяла на себя ответственность за атаки в Булкеси и Мондоро. По данным ГПИМ, в ходе двух атак были убиты по меньшей мере 85 малийских военных. Джихадисты захватили двух офицеров, в том числе в звании «полковник» — это был командир базы в Булкеси.

6 октября на северо-востоке Мали в районе Агельхок на самодельном взрывном устройстве подорвалась машина Миссии ООН в Мали (Minusma). В результате теракта один миротворец из Чада погиб, 5 получили ранения.

3 октября стало известно, что Франция пытается убедить своих европейских партнеров в необходимости поддержать страны Сахеля в их борьбе против джихадистских группировок путем направления в регион подразделений сил специального назначения в поддержку контингента «Бархан» численностью 4,5 тысяч человек. Пока на призыв Парижа откликнулась только Эстония, которая ранее выделила в состав контингента «Бархан» 50 солдат и намерена отправить в регион еще столько же.

8 октября США в очередной раз устроили демарш в ООН, заявив о нетерпимости ситуации в Мали, когда стороны мирного соглашения 2015 года пользуются присутствием в стране Minusma, но сами ничего не делают для реализации взятых на себя обязательств. «Несмотря на значительные усилия Minusma, общая тенденция (развития событий в Мали) вызывает чрезвычайную озабоченность», — заявила представитель США в ООН Келли Крафт. Фактически она вновь подняла идею о необходимости завершения миссии Minusma, ежегодная стоимость которой превышает 1 млрд долларов и которая регулярно несет большие потери. «Если все стороны (в Мали) нечего не делают для изменения сложившегося статус-кво, тогда мы должны быть готовы предложить другой подход», — заявила К.Крафт.

В ответ на это заявление Франция и представитель ООН в Мали вновь утверждали о достигнутом прогрессе в процессе политического урегулирования.

11 октября премьер-министр Мали Бубу Сиссе дал старт в районе Мопти операции по добровольному разоружению бойцов отрядов местной самообороны, составленных из пель и догонов, а также пожелавших сложить оружие джихадистов. Считается, что их общая численность в центральной части Мали достигает примерно 8,5 тысяч бойцов. Эта операция скопирована с аналогичной, проводившейся ранее на севере страны в рамках Алжирских мирных соглашений 2015 года. В первый день операции оружие сдали примерно 200 человек. Стоит отметить, что соглашение о прекращении вражды, подписанное в начале августа вооруженными группами пель и догонов в ходе предыдущего визита в регион премьер-министра, не помешало продолжению насилия.

16 октября правительство Мали продлило на один год начиная с 31 октября срок действия чрезвычайного положения в стране, введенного после террористической атаки на один из отелей Бамако в ноябре 2015 г.

17 октября командование контингента «Г5 Сахель» объявило, что региональные силы возобновили антитеррористические операции с начала октября после нескольких месяцев паузы. Одна из них позволила захватить большую партию оружия на севере Нигера. Она проводилась в период с 1 по 10 октября в районе Мадамы с участием батальона армии Нигера при поддержке подразделения армии Чада и французского контингента «Бархан». Операция стала первой после того, как в конце июля контингент «Г5 Сахель» возглавил генерал Умару Намата Газама из Нигера. В ходе операции был перехвачен грузовик с большой партией оружия на борту, следовавший из Ливии. Интересно, а сколько таких грузовиков не удалось перехватить?

18 октября командование малийской армии отрапортовало о «нейтрализации» 50 боевиков в центральной части страны, что стало ответом на потери, понесенные в начале месяца. При этом признавалось, что остаются пропавшими без вести 27 солдат, пропавших в ходе атак на полевые лагеря в Булкеси и Мондоро. Относительно 40 погибших уточнялось, что 38 солдат погибли в Булкеси, в то время как в Мондоро погибли 2 гражданских.

19 октября в районе Агельхок на северо-востоке Мали неизвестные атаковали блок-пост альянса проправительственных формирований «Платформа». В результате атаки погибли 6 человек, 4 пропали без вести.

25 октября стало известно, что боевики одной из джихадистских группировок убили на севере Мали 5 бойцов вооруженной группы «Ганда изо» племени сонгаи, представители которой подписали мирные соглашения 2015 г. Погибшие входили в охрану по охране рудника по добыче марганца в Тассига, находящегося в 60 км от границы с Нигером.

Группа «Ганда изо» была создана в 2009 году как группа самообороны племени сонгаи, проживающего в долине реки Нигер. Она использовалась малийскими  властями в борьбе против туарегов – сепаратистов в регионе Гао.

25 октября стало известно о похищении в Кориенце в центральной части Мали (150 км к северу от Мопти) джихадистами 6 школьных учителей, которые преподавали на французском языке. В настоящее время в Мали из-за действий джихадистов и межплеменной розни закрыты свыше 900 школ, две трети из них – в центральной части страны. 28 октября учителя были освобождены. Сообщившее об этом правительство Мали не стало уточнять детали их освобождения.

В целом, атака на военную базу в Булкеси стала очередным признаком активизации джихадистских групп в Сахеле, которые ставят перед собой все более и более амбициозные задачи. Одна из очевидных целей атаки – вынудить малийских военных оставить этой район, где сходятся караванные пути, по которым идет контрабанда, наркотрафик, переброска мигрантов.