- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Марокко: октябрь 2019 г.

В октябре продолжилась история о марокканской журналистке Хаджар Раиссуни, получившей 30 сентября один год тюрьмы строгого режима по обвинению в «незаконном аборте» и «сексуальных отношениях вне брака». 2 октября десятки ее сторонников вышли на манифестацию в центре Рабата у парламента. Ее участники осудили марокканскую юстицию, которая, по их оценке, действует «по команде». Одновременно с репортером арабоязычной газеты «Ахбар аль-Яум» тюремные сроки получили ее жених, ее гинеколог и еще два медработника.

Женщина все время утверждала, что обращение к врачу последовало после внутреннего кровотечения.

После ареста Х.Раиссуни была подвергнута принудительному медицинскому обследованию, что дало повод ее адвокатам подать иск против полиции и прокуратуры, обвинив их в «пытках и бесчеловечном обращении». Принудительное медицинское обследование было выполнено без решения суда, без анестезии и против воли женщины.

Прерывание беременности карается уголовным кодексом Марокко. Для женщины это от 6 месяцев до 2 лет тюрьмы, для врача – от 1 до 5 лет тюрьмы. За сексуальные отношения вне брака предусмотрено наказание от 1 до 12 месяцев тюрьмы.

14 октября группа лиц, подписавших манифест «вне закона» — а таких набралось свыше 10 тысяч человек – потребовала от марокканской прокуратуры приостановить исполнение «убивающих свободы» законов, предусматривающих тюремное заключение для лиц, обвиненных во внебрачном сексе, адюльтере и абортах. Текст этого манифеста был распространен 23 сентября, за неделю до вынесения приговора Х.Раиссуни. Его соавторами выступили кинорежиссер Сония Терраб и франко-марокканская писательница Лейла Слимани. Беспрецедентный случай – подписавшие манифест признали, что нарушали существующие марокканские законы.

16 октября король Мухаммед VI помиловал Х.Раиссуни. Об этом сообщило Министерство юстиции в своем коммюнике. Помилование касалось всех лиц, причастных к этому «делу». Это решение было мотивировано «заботой» короля о «сохранении будущего для двух возлюбленных, которые намеревались создать семью в соответствии с религиозными предписаниями и законами, несмотря на ошибки, которые они совершили», утверждалось в коммюнике.

25 октября хозяин издания «Ахбар аль-Яум» Тауфик Буашрин, приговоренный ранее к 12 годам строгого режима по обвинению в сексуальном насилии (он это обвинение всегда отвергал, утверждая об отношениях по согласию с 8 «потерпевшими»), выразил надежду, что после Х.Раиссуни в отношении его также будет вынесен «справедливый» приговор в суде второй инстанции. 26 октября он вместо 12 лет тюрьмы получил 15. Столько в Марокко не получают даже террористы.

3 октября генсек ООН Антониу Гутерриш заявил, что надеется на сохранение политической «динамики» в вопросе западносахарского урегулирования, достигнутого в 2018 году, вопреки продолжавшемуся к тому моменту уже 4 месяца отсутствию спецпредставителя генсека ООН по Западной Сахаре. По оценке генсека ООН, бывший эмиссар ООН по Западной Сахаре Хорст Кехлер, покинувший этот пост в мае с.г. по состоянию здоровья, «сумел восстановить динамику политического процесса через проведение «круглых столов» с участием Марокко, Фронта ПОЛИСАРИО, Алжира и Мавритании». «Главное, чтобы этот результат не был потерян», — отметил А.Гутерриш.

Известно, что после продолжительного периода отсутствия диалога в декабре 2018 г. и марте 2019 г. в Швейцарии прошли два «круглых стола», не приведших к каким-либо практическим результатам.

По оценке генсека ООН, за период с апреля по сентябрь «ситуация в Западной Сахаре оставалась относительно спокойной вопреки некоторым неопределенностям, режим прекращения огня между сторонами соблюдался». Он сообщил, что за это время зона ответственности Миссии ООН в Западной Сахаре (Minurso), сотрудники которой следят за соблюдением режима прекращения огня, была разделена на три сектора, в каждом из которых Миссия располагает по вертолету. Она получила доступ к данным европейских спутников дистанционного зондирования Земли, что позволяет ее сотрудникам быстрее выявлять проблемные места в сахарских провинциях. Создан механизм ежемесячных консультаций между военными двух сторон, но он пока не работает из-за отсутствия доверия между ними.

В октябре в ходе саммита Россия – Африка в Сочи стало очевидным, что Москва несмотря на требования Претории не пригласила для участия в саммите делегацию сепаратистов из Фронта ПОЛИСАРИО.

9 октября представитель исламистской Партии справедливости и развития (ПСР) Саадэддин эль-Османи представил королю Мухаммеду VI свой новый кабинет, в котором вместо 39 министров остались только 24 министерских поста. Таким образом Марокко получило самое «ужатое» за всю историю страны правительство. В этой связи было заявлено, что проведенные перестановки – «это первый акт новой фазы» реформ, запущенных монархом «с целью укрепить то, что работает хорошо, и поправить то, что не работает».

Король объявил о грядущих изменениях в правительстве еще в июле в речи по случаю 20-летия со дня интронизации. Одновременно он объявил «войну» социальной пропасти, разделяющей марокканцев.

В новый кабинет перешли из старого главы МВД, МИД, министерств экономики, промышленности и сельского хозяйства. В правительстве появились 6 новых человек, в том числе 4 женщины. Перед формированием нового кабинета в нем отказалась участвовать Партия прогресса и социализма. Ее представители входили в прежнее правительство, сформированное в 2017 г.  по итогам парламентских выборов, состоявшихся годом ранее.

Тогда же, в июле, король объявил о предстоящем создании специальной комиссии, призванной определить контуры «новой модели развития»,  призванной «сократить социальное неравенство» и неравенство в социально-экономическом развитии различных регионов. Эта комиссия должна приступить к работе в ближайшее время. Про «новую модель развития» заговорили в Марокко после движений социального протеста в 2017 и 2018 годах в регионах Рифа и Джерады.

11 октября в выступлении на открытии осенней сессии парламента Мухаммед VI призвал банки «присоединиться к усилиям по развитию» страны, облегчив условия предоставления кредитов ряду категорий марокканцев, малым и средним предприятиям.

В настоящее время показатель безработицы среди городской молодежи в возрасте от 15 до 24 лет составляет 43,2%. Среди дипломированных специалистов показатель безработицы составляет 17,2%.

В последнем ежегодном докладе Всемирного банка отмечалось, что около четверти из 35 млн марокканцев «считаются бедными или им угрожает бедность. При этом подчеркивалось, что их число «удивительным образом выросло».

13 октября ушел в отставку глава Всеобщей конфедерации предприятий Марокко (CGEM – объединяет марокканских предпринимателей), бывший глава МИД Марокко Салахеддин Мезуар. Его отставка последовала после того, как на недавнем международном экономическом форуме в Марракеше он приветствовал «мирное (протестное) движение в Алжире». Он при этом утверждал, что «находящаяся у власти в Алжире армия» должна идти в ногу с народом с тем, чтобы «открыть дорогу демократизации страны».

Эти высказывания экс-министра вызвали резкую критику со стороны правительства. Сам С.Мезуар обосновал его отставку «сильным личным давлением». До этого МИД Марокко в коммюнике дезавуировал высказывания экс-министра, осудив все то, что было сказано им в отношении Алжира. «CGEM не может заменить собой правительство его Величества короля в принятии решений по международным вопросам, и в частности, по развитию отношений с соседней страной. Позиция королевства Марокко на этот счет ясная и постоянная, — отмечалось в коммюнике. – Королевство Марокко решило придерживаться политики невмешательства в развитие событий в Алжире. Оно не намерено ни вмешиваться во внутренние события в соседней стране, ни их комментировать».

23 октября в суде второй инстанции прокуратура потребовала смертной казни «с реальным исполнением» для трех марокканцев, убивших от имени «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ) в декабре 2018 г. в Атласе двух туристок из Скандинавии.

Вся троица была приговорена к высшей мере наказания судом первой инстанции 18 июля. Смертная казнь выносится судами Марокко, но не применяется с 1993 года.

25 октября марокканская полиция объявила об аресте 7 марокканцев, подозреваемых в подготовке «широкомасштабных терактов» от имени ИГ. Свои действия они координировали с зарубежными кураторами. Аресты участников группы были проведены в Касабланке, Шефшауене и Уаззане. По данным следствия, арестованные планировали, в частности, создать полевой лагерь в одном из горных массивов.

В целом, отказ Москвы на предложение Претории пригласить в Сочи делегацию Фронта ПОЛИСАРИО прекрасно объясним. И у России, и у Марокко есть две похожие проблемы – Крым и сахарские провинции соответственно. И им выгоднее не мешать друг другу, нежели вставлять палки в колеса.