- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Эр-Риядское соглашение по Йемену и его перспективы

Обострение летом текущего года военного конфликта в Йемене вывело гуманитарный кризис в этой стране на новый уровень эскалации. С появлением новой оси противостояния между правительством в Адене, за которым стоит Саудовская Аравия, и Южным переходными советом (ЮПС), который опекают ОАЭ, многие эксперты рефреном заговорили об угрозе расползания регионального конфликта в Йемене, и прямого столкновения влиятельных соседних государств. Ситуация стала разворачиваться по совершенно непредсказуемому сценарию тотального хаоса. Такой сценарий ставил бы крест на растущих усилиях ООН по сохранению Йемена как суверенного государства и недопущению там гуманитарной катастрофы.

В начале ноября при посредничестве Саудовской Аравии и ее союзников удалось найти приемлемые для борющихся за влияние в Адене развязки. Заключённое 5 ноября текущего года так называемое «Эр-Риядское соглашение» между международно признанным правительством в Адене во главе с А.Хади и южными сепаратистами оставляет шанс на сохранение условной  территориальной целостности Йемена, по крайней мере в рамках всего антихоуситского блока. Инициатором мирного процесса выступила Саудовская Аравия, обеспокоенная ослаблением антихоуситской коалиции и заинтересованная в их консолидации и централизации вокруг йеменской столицы. Именно она и будет в составе специальной комиссии мониторить и контролировать выполнение сформулированных в соглашении задач.

В конкретном плане новое мирное соглашение предусматривает формирование нового технократического правительства с 24 министерскими портфелями, которые получат в равных пропорциях элиты как южных, так и северных провинций страны за исключением бывшей столицы Саны и прилегающих к ней территорий, находящихся в зоне влияния хуситов.

Пожалуй, еще более важным стало решение о восстановлении контроля правительства в Адене,  который де-факто с августа контролировался южными повстанцами. Этот шаг призван стать не только символичным в плане консолидации власти в Адене, но и в практическом плане важен для восстановления политической стабильности и восстановления безопасности и порядка.

В части военного управления и командования, мирное соглашение предписывает объединение всех военизированных групп под единое командование с подчинением министерствам внутренних дел и обороны в формируемом коалиционном правительстве. Это наиболее трудновыполнимый, но принципиально важный элемент новых договоренностей, который станет катализатором реальной реинтеграции всех йеменских нехоуситских провинций под командование Адена.  К середине ноября вновь формируемым военным подразделениям в Адене стали переходить под охрану и контроль важнейшие государственные и инфраструктурные объекты города, включая портовые мощности. Также есть сведения, что Южный переходный совет и правительство Хади договорились о совместном формировании и комплектации новых сил специального назначения и спецслужб. Насколько выполнимым и прочным будет этот пункт договоренностей? Ведь еще недавно между ними здесь шли активные боевые действия за влияние, и c конца лета ЮПС контролировал Аден,  с каждым месяцем уверенно расширял зону своего влияния.

Для перспектив экономического развития Йемена важность Эр-Риядского соглашения трудно переоценить. Снятие военной напряженности позволит нарастить производство и экспорт нефти и газа, что приведет к росту доходной части бюджета (80% прибыли поступает от углеводородов) и позволит отчасти стабилизовать национальное экономическое развитие. Так, по оценкам независимых экспертов, прямой экономический ущерб в результате экспансии ОАЭ через южных повстанцев в ключевые энергетические сектора Йемена составляет 5 млрд долларов США за последние 5 лет. После 2015 года около 10 международных энергетических компаний и инвесторов в нефтегазовом секторе покинули йеменский рынок. Также была свернута деятельность местного частного сектора и предпринимательства. Схожие цифры недавно озвучил и Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) — согласно результатам проведенного исследования совместно с Министерством планирования Йемена общие потери ВВП Йемена в период пятилетней войны (2015-2019) составил 66 млрд долларов США. Эти потери в основном обернулись потерей рабочих мест и сокращением социальных программ и механизмов социальной защиты.

Наконец, мирное соглашение позволит стабилизировать налоговую и банковскую систему  и в частности улучшить налоговые сборы с освобожденных провинций. Принципиально важно, что соглашение предусматривает перевод всех государственных доходов, а также налоговых сборов и пошлин Центральный банк Йемена в Адене. По Эр-Риядскому соглашению также будут упорядочены государственные расходы и ассигнования на нужды регионов — новый состав совета депутатов (парламента) будет напрямую контролировать этот процесс по более прозрачной и понятное схеме, чем ранее. Следует ожидать повышения эффективности бюджетной политики и сокращения бюджетного дефицита, который в этой финансовом году составляет 2 млрд долларов США.

Очевидно, что за Эр-Риядским соглашением стоит Саудовская Аравия. Ясно, что это новая тактическая линия, в арсенале которой преобладают дипломатические, неконфронтационные инструменты. Менее очевидны ее намерения в долгосрочной перспективе. В СМИ активно вбрасываются мысли о том, что это дескать первый шаг к общенациональному примирению. Действительно, помимо прямой посреднической, брокерской роли в соглашении между правительством Хади и южными повстанцами, саудиты также предприняли ряд параллельных мер по умиротворению ситуации с хоуситами и снижению милитаристских заявлений и шагов. Своего рода прощупывание контуров будущего мирного соглашения с хоуситами. Однако что стоит за новыми поворотом Саудовской Аравии в отношении Йемена понять непросто.

Можно увязать смысл последних по времени тактических поворотов саудовской политики в Йемене с извлечением важных уроков лета и начала осени 2019 года. Тогда военная атака хоуситов на нефтяные объекты крупнейшей саудовской компании «Арамко», встряхнули весь мировой нефтяной рынок и стали для Эр-Рияда сильным имиджевым ударом. Вполне возможно, что новая мирная инициатива Саудовской Аравии нацелена на то,  чтобы обезопасить свое нефтяное производство от новых угроз и рисков. Однако здесь могут быть и более глубокие причины, связанные с финансовыми интересами саудовской элиты. Известно, что «Арамко», контролирующая 100% добычи и экспорта нефти Саудовской Аравии, быстро восстановилась после атаки в сентябре.  Уже в ноябре ее капитализация составила почти 2 триллиона долларов США, позволив компании опередить таких гигантов глобального рынка как Google и Amazon. В то же время на конец года намечена приватизация «Арамко» через IPO, в которой примут участие ведущие инвестиционные фонды и компании. На сегодня «Арамко» контролирует 10% мирового экспорта нефти, занимая третье место после США и России. Логично предположить, что власти Саудовской Аравии в преддверии этой сделки стремятся минимизировать любые риски, в том числе исходящие от хоуситов угрозы безопасности. Вероятно, новая саудовская игра вокруг Йемена напрямую связана с предстоящей приватизацией «Арамко».  Ведь в случае повторной успешной атаки хоуситов на нефтяную или иную инфраструктуру страны как раз накануне ожидаемого IPO, имиджевые, политические и финансовые потери для саудовского руководства могут оказаться гораздо более серьезными.

Таким образом, если отбросить конъюнктурные интересы Саудовской Аравии, общее направление Эр-Риядского соглашения в целом позитивно и нацелено на выход из нынешнего политического и гуманитарного тупика. По крайней мере, оно позволяет рассчитывать на частичную централизацию власти и локализацию конфликта как важного шага навстречу всеобщей мирной инициативе и национальному диалогу. Но имеются серьезные проблемы с выполнением данного соглашения, связанные прежде всего с кризисом доверия. Так мирное соглашение предписывало возвращение в Аден правительства А.М.Хади в течение 7 дней после подписания, то есть до 12 ноября. Однако этот пункт пока так и не выполнен — южные сепаратисты отказываются уступать президентский дворец и другие правительственные здания, настаивая на формировании неких совместных комитетов по транзиту власти новым коалиционным органам. Правительство Хади не готово к таким условиям и требует гарантий своей безопасности для возвращения в Аден. При этом другой пункт соглашения подразумевает, что все тяжелое вооружение и армия должны быть выведены из столицы, безопасность в которой будет гарантирована коалиционными силами во главе с Саудовской Аравией — по сути это означает, что Хади в Адене будет охранять только ограниченный контингент королевской охраны и саудиты, но его армейские подразделения будут выведены за город. Вероятно, это обстоятельство блокирует его скорое возвращение в Аден, в том числе в условиях отсутствия реального доверия между бывшими противниками. Затягивание выполнения сторонами важных пунктов Эр-Риядского соглашения — самый существенный риск, который угрожает этой мирной инициативе и усиливает разрыв между договаривающимися сторонами. Если в ближайшие недели прогресса в реализации не будет, есть опасения, что все зафиксированные в этом соглашении добрые намерения так и останутся на бумаге.