- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Путин в Иране: реакция саудовской «внутренней» прессы

Как это ни парадоксально, но саудовская «внутренняя» (издаваемая в самом королевстве) пресса практически никак не отреагировала на поездку российского президента в Тегеран. Ни в канун этого визита, ни после его завершения печатные издания Саудовской Аравии не комментировали это событие. Разумеется, речь не идет о том, что визит В.В. Путина никоим образом не освещался этими изданиями, — напротив, они сообщали, что эта поездка состоялась, они излагали случившееся, ставя своих читателей в известность о том, что глава российского государства провел встречи с президентом М. Ахмадинеджадом, как и с «духовным лидером» Ирана аятоллой Хаменеи. Естественно, что благодаря этим сообщениям саудовский читатель узнавал о ходе встречи лидеров прикаспийских государств и о подписанных ими соглашениях. Однако, собственно, комментарии в связи с тем, что российский президент впервые в истории двусторонних российско-иранских отношений посетил иранскую столицу, как и в связи с тем, что в ходе проведенных им встреч затрагивалась проблема иранской ядерной программы, несомненно, волнующая саудовское королевство, не стали сколько-либо ощутимой реальностью.

Впрочем, было исключение. Им стала опубликованная 17 октября эр-риядской газетой «Аль-Джазира» (обычно рассматриваемой в качестве выражающей точку зрения саудовской «либеральной» интеллигенции) передовой статьи «Арабское внимание к саммиту прикаспийских государств». Собственно, о чем шла речь в этой статье?

Итак, «Аль-Джазира» писала: «Иран оперся на своих региональных соседей, стремясь избавиться от попыток его изоляции, предпринимаемых Соединенными Штатами. Саммит пяти прикаспийских государств стал, по сути дела, той опорой, на которую опирается Тегеран в его попытках покончить с осуществляемыми американцами усилиями, направленными на то, чтобы наказать его в связи с осуществляемой им ядерной программой. Разумеется, — добавляла далее газета, — все это не могло пройти мимо внимания соседей Ирана по Заливу, поскольку они всегда стремились к созданию в регионе атмосферы безопасности, тем более, что в течение двух последних десятилетий в регионе были развязаны три войны».

По мнению «Аль-Джазиры», «пятисторонняя встреча в верхах, состоявшаяся в Тегеране, усилила возможности политического маневра нескольких сторон, среди которых привлекший наибольшее внимание гость Ирана – российский президент Владимир Путин. Он стал фигурой, привлекшей наибольшее внимание, потому что его приезду предшествовала мощная информационная кампания, связанная с тем, что его специальные службы посоветовал ему не совершать этот визит. Ему говорили, что готовится заговор, направленный на то, чтобы достичь его физического устранения во время его пребывания в Тегеране. Видимо, те, кто распространил это сообщение, стремились поставить Иран в неловкое положение, сказав, что эта страна недостаточно безопасна, чтобы принимать в ней столь важных персон».

Да, конечно, продолжала газета, «Иран и Россия извлекли выгоду из проведенного саммита. Если, — подчеркивала «Аль-Джазира», — Вашингтон всегда стремился добиться изоляции Ирана, как на региональном, так и на международном уровне, то встреча в верхах глав прикаспийских государств, показала, что у Ирана достаточно широкие возможности действия. Что же касается России, то тот же саммит еще раз продемонстрировал, что ее роль в регионе растет, что она очень заинтересована в том, чтобы достичь мощи своего предшественника – Советского Союза в таком регионе, как Каспийское море с его ярко выраженными характеристиками стратегического и военного характера. Эти характеристики Москва стремится использовать, воздействуя на порой доходящие до кризиса ее отношения с американским великаном, который, в свою очередь, стремится укрепиться в регионе Каспийского моря с его 16% мировых запасов нефти, а также иными богатствами, включая, в первую очередь, икру».

Но, отмечала «Аль-Джазира», «в арабском мире хотели бы, чтобы саммит такого уровня послал бы какое-либо послание в отношении Ирака». Для арабского мира это было бы важно, имея в виду присутствие на саммите «двух государств серьезного масштаба – Ирана и России». «Да и другие его участники, — добавляла она, — географически недалеки от Ирака. Для арабского мира было бы важно, если бы эти государства и Россия предприняли шаги, направленные на прекращение внешнего вмешательство во внутренние дела Ирака, того вмешательства, которое подталкивает иракских союзников вмешивающихся сил к еще большей непримиримости. Это вмешательство сегодня важнее, — замечала газета, — чем забота участников саммита о том, чтобы использовать близкую к ним иранскую инфраструктуру».

Далее «Аль-Джазира» заявляла: «Для арабов было бы важно, если бы российское присутствие в Тегеране стало бы фактором, сдерживающим Иран от участия в региональной ядерной гонке, как и фактором, способным открыть Ирану глаза на то, что даже мирная ядерная промышленность требует учета некоторых правил поведения. Учет этих правил тем более необходим, что отказ от опоры на них уже породил существующую ныне напряженность». Наконец, цитируемая передовая статья эр-риядской «Аль-Джазиры» завершалась следующими словами: «Политика, которую следовало бы проводить в регионе, должна быть устремлена к тому, чтобы в максимально высокой степени укрепить взаимопонимание, которое лишь и позволит исключить напряженность и ее возможные последствия».