- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

К вопросу об экологических проблемах нефтегазовой отрасли некоторых стран Персидского залива

       Проблема сжигания попутного нефтяного газа (ПНГ)

           Одной из наиболее острых в нефтегазовом секторе сегодня является проблема сжигания попутного нефтяного газа (ПНГ). Она не только влечет за собой экономические, экологические, социальные потери и риски для государства, но становится еще более актуальной при нарастании мировой тенденции по переводу экономики к низкоуглеродному и энергоэффективному способу развития. Главный аспект данной проблемы — экологический. Сжигание попутного нефтяного газа сопровождается выбросом в атмосферу больших объемов вредных веществ (миллионы тонн CO2), что влечет за собой ухудшение состояния окружающей среды, уничтожение невозобновляемых природных ресурсов, развивает негативные общепланетарные процессы, которые крайне отрицательно влияют на климат[i] [1]. Особенно остро эта проблема стоит в странах Персидского залива.

Например, выброс углекислого газа в КСА составляет 601 млн тонн CO2 в год. По данным ВОЗ, столица Саудовской Аравии Эр-Рияд — один из самых загрязненных городов мира. Проблема промышленных отходов усугубляется непростыми природными условиями, в частности, частыми и порой ужасающими песчаными бурями, а также проблемой недостатка водных ресурсов. В 2015 году бывший министр нефти КСА Али аль-Наими сказал, что королевство в ближайшем будущем планирует стать «мировой державой в области солнечной и ветровой энергии» и может начать экспорт готовой электроэнергии вместо ископаемых видов топлива уже в ближайшие годы. Али аль-Наими заявил,что Саудовская Аравия однажды откажетсяот использования нефти, газа и угля, потому что  большую часть ископаемых видов топлива нужно оставить в земле,чтобы избежать рискованных уровней воздействия на климат. Саудовская Аравия, как и остальные государства Персидского Залива, использующие нефть на своих внутренних рынках, уже давно говорит о своих планах развивать использование возобновимых источников энергии.

Согласно данным 2018 года, в ОАЭ показатель выбросов СО2 достиг 0,426 кг на единицу ВВП[ii] [2], несмотря на высокую долю природного газа в генерации электроэнергии в стране интенсивность выбросов углекислого газа за десять лет выросла на 53,4%[iii] [3].

Катар — один из лидеров  по количеству выбросов углерода в мире. Основную часть углеродного следа Катара составляет использованная энергия, которая как и вода, в этой стране бесплатны, несмотря на энергозатратные процедуры по переработке солено морской воды в пресную. Каждый год потребность в электричестве в Катаре возрастает на 7%, так как объемы использования потребляющих ее кондиционеров и десалинаторов в пустыне постоянно увеличиваются. Из-за высоких температур (ночью температура редко опускается ниже 32 градусов, а в течение дня она может взлететь до 48 градусов по Цельсию) в Катаре установили кондиционеры на стадионах, торговых центрах и на рынках под открытым небом. Кондиционеры могут работать для временного охлаждения жителей Катара, но это экологическая проблема: страна использует ископаемое топливо для выработки электроэнергии, необходимой для работы устройств. Это ископаемое топливо, в свою очередь, производит выбросы углерода, которые способствуют глобальному потеплению. Хотя подписавшие Парижское соглашение согласились попытаться не допустить повышения температуры до 2 градусов Цельсия выше доиндустриального уровня, Катар уже превысил этот порог, что означает, что нынешняя ситуация в стране может предвещать будущее всей планеты. Ученый по климатическим данным Беркли Зек Хаусфатер сказал  The Washington Post с одном из своих интервью, что «в Катаре наблюдается одно из самых быстрых потеплений в мире, по крайней мере, за пределами Арктики.  Изменения могут помочь нам понять, чего может ожидать остальной мир, если мы не примем меры по сокращению выбросов парниковых газов»[iv] [4].

Согласно последним данным на конец октября с. г., катарские исследователи сейчас разрабатывают технологию переработки природного газа, которая может уменьшить углеродный след Катара[v] [5]. Доха заявляет о своем намерении поддерживать глобальную безопасность обеспечения энергоресурсами и в то же время вносить позитивный вклад в состояние окружающей среды. Катар также планирует использовать CO2 для третичного метода добычи нефти (EOR).        

 

      Нефтегазовые загрязнения вод Персидского залива

 

        В 2017 году СКАНЭКС и Институт океанологии РАН (ИО РАН) реализовали пилотный проект по спутниковому мониторингу Персидского залива. Результаты исследований еще раз подтвердили информацию о его серьезном нефтяном загрязнении. Известно, что акватория Персидского залива подвергается нефтяному загрязнению постоянно: по сообщениям информагентств загрязненность его вод неуклонно возрастает в результате добычи нефти, которая ведется на 34 месторождениях и более чем из 800 скважинах, танкерных перевозок (до 20-30 тыс. танкеров ежегодно), утечек нефти на трубопроводах, стандартных судовых операций и аварий судов[vi] [6]. По оценкам экспертов в воды залива тем или иным путем попадает в среднем от 100 до 160 тыс. тонн нефти и нефтепродуктов ежегодно, а уровень нефтяного загрязнения превышает средний мировой показатель в 47 раз.

Всего в ходе реализации проекта в 2017 году было получено и проанализировано более 300 РЛИ с европейских спутников Sentinel-1A и Sentinel-1B, полностью или частично покрывающих Персидский залив (территориальные воды и экономические зоны Ирана, Ирака, Кувейта, Саудовской Аравии, Катара и Объединенных Арабских Эмиратов). В общей сложности на 209 РЛИ было обнаружено 4905 пятен пленочных/нефтяных загрязнений. На основе анализа интегральных карт загрязнения специалистами было сделано заключение, что Персидский залив подвержен серьезному нефтяному загрязнению, главным образом, в результате интенсивной нефтедобычи, транспортировки нефти и активного судоходства. Сложившаяся ситуация угрожает экологии залива, даже при формальном соблюдении общемировых стандартов и требований к охране окружающей среды.

3 ноября 2019 года самый популярный пляж эмирата Фуджейра — Al Aqah — был закрыт после того, как на береговой линии были обнаружены следы разлива нефти. Из-за серьезного инцидента ряд отелей, расположенных близ пляжа, также прекратили работу. Уже в понедельник вода у пляжа Al Aqah не была так загрязнена, как за день до этого, но на берегу остались черные пятна нефти. Сообщается, что муниципальные служащие пытались очистить пляж от загрязнения.

Пляж города Дибба в Фуджейре, расположенный примерно в восьми километрах к северу от места инцидента, также пострадал от разлива. На скалах и камнях на берегу в воскресенье можно было увидеть следы нефти.

Дубай пообещал сократить число вредных выбросов в воздух и улучшить экологическую обстановку, представив новую экологическую стратегию к 2025 году. Соответствующую декларацию C40 Clean Air Cities Declaration, помимо эмирата, подписали в минувшем месяце на саммите в Копенгагене еще 34 города мира: в их числе – Лондон, Берлин, Амман, Сидней и Токио.

Декларация предусматривает в том числе сокращение числа автомобилей, работающих на ископаемом топливе, и меры по поощрению граждан к использованию велосипедов, общественного транспорта, а также пеших прогулок взамен поездок на автомобиле. Как сообщалось на саммите, плохое качество воздуха является причиной минимум 4,2 млн смертей ежегодно. По данным экологической организации «Гринпис», Дубай входит в топ-50 городов мира с высокой концентрацией оксида азота в воздухе, что может провоцировать легочные заболевания.  Кроме того, Дубай признан самым загрязненным городом региона и 10-м по загрязнению городом мира: число автомобилей на улицах вносят свою лепту в эти «достижения». Представители Дубая на конференции заявили, что улучшение качество воздуха – один из основных приоритетов экологической политики, и выразили уверенность, что партнерство с C40 поможет улучшить экологическую обстановку. Меры по улучшению экологической обстановки в городах, подписавших декларацию, должны быть опубликованы в течение двух лет и претворены в жизнь к 2025 году. В настоящее время Дубай пытается улучшить качество воздуха благодаря применению гибридных автомобилей и электрических такси, применению экологичного освещения на улицах и новых экологичных автобусов[vii] [7].

[i] [8] https://neftegaz.ru/science/ecology/331519-reshenie-problemy-szhiganiya-poputnogo-neftyanogo-gaza/ [9]

[ii] [10] Интенсивность выбросов углекислого газа или диоксида углерода представляет собой соотношение выбросов СО2 от сжигания ископаемого топлива (угля, нефти и газа) к валовому внутреннему продукту (ВВП), рассчитанному по паритету покупательной способности (ППС), то есть приведенному к одной валюте по курсам, устанавливаемым по их покупательной способности применительно к определенному набору товаров и услуг.

https://kursiv.kz/news/tendencii-i-issledovaniya/2018-04/reyting-stran-po-intensivnosti-vybrosov-uglekislogo-gaza [11]

[iii] [12] https://kursiv.kz/news/tendencii-i-issledovaniya/2018-04/reyting-stran-po-intensivnosti-vybrosov-uglekislogo-gaza [11]

[iv] [13] https://rwspace.ru/news/katar-konditsioniruet-ulitsy-dlya-borby-s-nevynosimoj-zharoj.html [14]

[v] [15]

https://today.tamu.edu/2019/10/24/qatar-researchers-develop-natural-gas-processing-technology-that-could-reduce-qatars-carbon-footprint/ [16] Qatar Researchers Develop Natural Gas Processing Technology That Could Reduce Qatar’s Carbon Footprint

[vi] [17] http://new.scanex.ru/company/news/sputnikovyy-monitoring-neftyanykh-zagryazneniy-persidskogo-zaliva/ [18]

[vii] [19] https://russianemirates.com/news/uae-news/dubay-poobeshchal-uluchshit-kachestvo-vozdukha/ [20]