- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О первых итогах реализации российско-турецкого меморандума по ситуации на севере Сирии

Международная встреча высокого уровня стран — гарантов астанинского формата (Россия, Иран, Турция) по Сирии планируется в Нур-Султане на начало декабря. Об этом сообщил в понедельник 18 ноября в беседе с корр. ТАСС специальный представитель президента России по Ближнему Востоку и странам Африки, заместитель главы МИД Михаил Богданов. «Встреча в Нур-Султане будет, скорее всего, в начале декабря. Она откладывается на несколько дней, поскольку для наших партнеров были не очень удобны даты в конце ноября. Я думаю, что в ближайшее время согласуют окончательные даты», — сказал он. Тринадцатая международная встреча высокого уровня по Сирии прошла в столице Казахстана 1-2 августа. В переговорах участвовали делегации стран-гарантов, правительства Сирии и сирийской вооруженной оппозиции. В качестве наблюдателей были приглашены представители ООН, Иордании, а также Ливана и Ирака, которые впервые приняли участие в астанинском переговорном процессе. Это сообщение пришло на фоне очередных угроз Анкары возобновить приграничную операцию.  Турция вновь пригрозила возобновить трансграничную операцию «Источник мира» в Сирии, если курдские формирования «Силы народной самообороны» (СНС) не отведут своих бойцов от турецко-сирийской границы. Об этом заявил в понедельник 18 ноября министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу. «США и Россия не сделали необходимые шаги (в рамках достигнутых с Анкарой договоренностей — прим. ТАСС). Если территории не будут очищены [от курдских формирований], то мы вновь начнем операцию», — приводит его слова газета «Ени шафак». По словам главы МИД Турции, Анкара «должна непременно избавиться от угрозы терроризма». 9 октября Анкара объявила о начале на севере Сирии новой военной операции «Источник мира». Ее целью является создание буферной зоны, которая должна стать защитным поясом для турецкой границы. Туда, по замыслу Анкары, смогут вернуться из Турции сирийские беженцы. Государственное сирийское агентство САНА назвало операцию агрессией, мировое сообщество осудило действия Анкары. Таким образом,  надо констатировать, что соглашения между Москвой и Турцией буксуют. Это собственно подтвердил и сам президент Сирии Б.Асад.   Курдские вооруженные формирования не везде отошли на 30 км от границы Сирии с Турцией, как это было предписано российско-турецким меморандумом. Об этом заявил президент Сирии Башар Асад в интервью телеканалу «Россия-24» в пятницу 15 ноября. «Он (отвод сил от границы — прим. ТАСС) уже выполняется в некоторых районах, но он не реализован полностью. Это ожидается. Такие процессы не происходят внезапно и не случаются быстро», — сказал Асад. Сирийский президент подчеркнул, что российско-турецкий меморандум должен выполняться. «Мы сейчас сотрудничаем с Российской Федерацией для реализации этого меморандума в полной мере. После того как он будет реализован, мы обязательно скажем туркам: давайте, начинайте отвод сил», — добавил он. Если взять эти моменты без дипломатических изысков, то налицо нежелание курдских отрядов выходить из зон своей дислокации. То есть, закономерно начинает сбываться прогноз Вашингтона в отношении развития событий. США сомневаются, что России в рамках договоренностей с Турцией в Сочи удастся вывести курдские отряды из района на 30 км от сирийско-турецкой границы. Об этом заявил во вторник 20 октября спецпредставитель США по Сирии Джеймс Джеффри, выступая на слушаниях комитета по иностранным делам Сената. «Россия и Турция в Сочи сегодня также договорились о прекращении огня на остальной части севера Сирии с возможностью патрулирования на 10 км глубже, — сказал он. — Вряд ли [России] удастся вывести курдов из этого района. Турция мало от этого выиграет». Вот в данном случае надо отдавать себе отчет в том, что дело не в ярких способностях американских чиновников в прогнозировании ситуации, а в том, что уже тогда четко Вашингтон прекрасно понимал, какую политику он будет проводить в среднесрочной перспективе. А эта политика по сути концентрируется на двух моментах: контроль над нефтяными месторождениями в Заевфратье, что позволяет решать двуединую задачу: перевести лояльные себе курдские отряды на самофинансирование и тем самым сохранить свою опору на сирийской земле; лишить режим Асада серьезного источника углеводородов, а значит усугублять перманентный серьезный топливный и энергетический кризис. При этом апелляции Анкары к американцам по вопросу отвода курдские отрядов являются уже в большей степени фигурой речи. Вашингтон в этой ситуации уже умыл руки. Соединенные Штаты не могут точно сказать, вывели ли курдские отряды, входящие в коалицию «Силы демократической Сирии» (СДС), всех своих бойцов с северо-востока страны. Об этом сообщил в четверг  7 ноября журналистам официальный представитель Пентагона Джонатан Хоффман. «Мы не присутствуем в зоне безопасности в том виде, в котором мы присутствовали ранее, так что у нас нет того же уровня осведомленности относительно того, где размещены все силы СДС. Мы не несем ответственность за выполнение соглашения о прекращении огня, которое было достигнуто в Сочи», — сказал он. «У нас нет полной картины по этому вопросу», — добавил Хоффман. Представителю Пентагона также был задан вопрос о том, продолжают ли Соединенные Штаты поставлять оружие курдскими отрядам. «СДС — наши партнеры, мы все еще работаем с ними в нашей борьбе с ИГ (террористическая группировка «Исламское государство», запрещена в РФ — прим. ТАСС), мы все еще намерены продолжать предоставлять им поддержку и средства, необходимые, чтобы продолжать эту борьбу с ИГ», — ответил он.

Таким образом констатируем, что основным итогом всей этой истории стало только то, что теперь Москва выступает главным гарантом вывода нелояльных себе курдских отрядов из зон их дислокации. А они совершенно не желают это делать (США их к этому не принуждают, а наоборот — поощряют) и никаких рычагов  для того, чтобы заставить курдов отойти, у Москвы нет. Отсюда постоянный прессинг в российскую сторону со стороны Анкары. Он идет практически без перерывов.  Президенты России и Турции Владимир Путин и Тайип Эрдоган обсудили ситуацию в Сирии в ходе телефонного разговора, состоявшегося по инициативе турецкой стороны. Об этом сообщила во вторник 15 октября  пресс-служба Кремля. Прочем телефонный разговор состоялся по требованию турецкого президента.  Как отмечается в сообщении, лидеры двух стран обсудили в том числе ситуацию на севере арабской республики. «Отмечена, в частности, необходимость предотвращения конфликтов между подразделениями турецкой армии и вооруженными силами сирийского правительства», — добавили в Кремле. Там также сообщили, что президент России обратил внимание и на обострение гуманитарной ситуации в районах вдоль сирийско-турецкой границы. «Глава государства считает также недопустимым, чтобы сложившейся ситуацией воспользовались члены террористических организаций, в том числе ИГИЛ (ИГ, запрещена в РФ), которые охраняются сегодня курдскими вооруженными формированиями», — говорится в сообщении. Итоги этого разговора, судя по дальнейшими событиям и реакции Анкары, турок не удовлетворили и динамику вывода курдских отрядов не улучшили. Курдские формирования «Силы народной самообороны» (СНС), которых Анкара считает террористической организацией, все еще не вывели своих бойцов с северо-востока Сирии. С таким утверждением выступил в четверг  7 ноября  президент Турции Р.Т.Эрдоган на пресс-конференции в Анкаре. «С одной стороны мы проводили переговоры [с США], в результате которых террористам было дано 120 часов на то, чтобы уйти, но эти [договоренности] не были выполнены. В рамках нашего соглашения с Россией было дано 150 часов, но террористы не вышли с этих территорий [в Сирии]», — утверждает турецкий лидер. Судя по приведенному выше заявлению мининдел Турции, на сегодня эта ситуация кардинальным образом не поменялась. Рискнем предположить, что и не изменится кардинально в среднесрочной перспективе. При этом курды остаются в орбите влияния американцев, а гарантировать их отвод и защищать от возможных турецких атак должны российские военные полицейские, а Москва обязана регулярно объясняться на эту тему с Анкарой. При этом очевидно, что все радостные реляции российских политологов о том, что курды теперь не будут верить американцам, оказались излишне оптимистичными и плохо сочетающимся  с реальностью.  Это собственно подтвердил и сам президент Асад.  Власти Сирии готовы принять в свою армию курдские отряды, чтобы дать отпор Турции на севере Сирии, однако курды пока не готовы к этому. Об этом заявил президент Сирии Башар Асад 15 ноября в интервью телеканалу «Россия-24». Асад отметил, что после подписания Россией и Турцией меморандума Министерство обороны Сирии официально готово принять бойцов курдских отрядов самообороны в состав своей армии в рамках программ, которые будут учитывать особенности этого региона. «Однако ответ, который, как следует понимать, был официальным, таков: они (курды — прим. ТАСС) сейчас не готовы присоединяться к сирийской армии и намерены сохранить при себе оружие в данных регионах», — сказал Асад. По его словам, Дамаск при помощи российской стороны пытается убедить курдские отряды «в том, что присоединение к сирийской армии и борьба против турецких захватчиков является верной и правильной позицией для возвращения территорий, потерянных на севере Сирии». Помимо констатации самого факта неуступчивости курдов в вопросе контактов с Дамаском, в данном случае важен и еще один нюанс: Асад даже не скрывает, что он собирается вместе с курдами воевать с турками в рамках освобождения северных районов  Сирии. Этот момент кардинально на сегодня расходится с позицией по этому вопросу Кремля.  При этом Дамаск зря пытается убедить курдов «дружить», им это не нужно: они продолжают оставаться в плотной зоне опеки США.  Это к вопросу о том, как «все» на Ближнем Востоке перестали верить американским союзникам, о чем мы слышали еще пару недель назад из всех политологических центров. В данных случаях требуется все-таки более трезвые оценки положения дел.

В этой связи видимо надо обратиться к  официальной оценке нашего МИД итогам достигнутых с Турций соглашений.  Меморандум России и Турции о совместных действиях по урегулированию ситуации на северо-востоке Сирии остановил серьезное кровопролитие, проблема противостояния между турками и курдами была переведена в рамки мер по укреплению доверия. Об этом заявил глава МИД РФ Сергей Лавров в интервью для программы Евгения Примакова «Международное обозрение» на телеканале «Россия-24» 2 ноября. Полный текст интервью опубликован на сайте МИД РФ. «Что касается общей ситуации, то, безусловно, договоренностями, которые были достигнуты в Сочи, мы остановили серьезное кровопролитие, перевели проблему противостояния между турками и курдами в рамки мер по укреплению доверия», — сказал Лавров.  Он пояснил, что были образованы две большие зоны к западу и к востоку от той территории, на которую вошли турецкие войска после провала их переговоров с США. «Дальнейшее продвижение было остановлено в результате договоренностей [президента России] Владимира Путина и [президента Турции] Реджепа Тайипа Эрдогана. На оставшихся частях турецко-сирийской границы был обеспечен режим отвода курдских вооруженных формирований с вооружениями. На основную часть этих территорий выдвинулись сирийские пограничники вместе с российской военной полицией», — добавил глава МИД РФ. Он также указал, что после отвода курдов начнется совместное патрулирование российской военной полицией и турецкими военными зоны шириной 10 км от границ, всего расстояние, на которое от границы отведены курдские вооруженные формирования, составляет 30 км. «Есть немало вопросов, которые предстоит решить в ходе реализации этой схемы. Но российские военные полицейские уже обосновались вместе с сирийскими пограничниками. Они общаются с местным населением. Дополнительно направлены военнослужащие для участия в операции. Население их принимает очень хорошо», — сказал Лавров.  Министр обороны РФ Сергей Шойгу 29 октября сообщил, что отвод курдов завершен досрочно. После этого должно начаться совместное российско-турецкое патрулирование на глубину до 10 километров от границы к западу и к востоку от района операции Турции, кроме города Камышлы.  Что же на практике? На практике — курды выходят либо неохотно, либо вообще не выходят, и средств для их принуждения у Москвы нет, о чем свидетельствуют постоянные раздраженные апелляции Р.Т.Эрдогана к России. И предстоящий раунд переговоров в Астане этот вопрос вряд ли решит. Создать «режим отвода» и обеспечить такой отвод — есть вещи разные. Что касается «остановки кровопролития», то уточним, что речь идет о вооруженном противостоянии между протурецкими группами (в большинстве которых костяк составляют откровенные джихадисты) и кадровыми военными Турции и проамериканскими отрядами курдов, которые отказываются сейчас по серьезному кооперироваться с режимом Асада. А зачем Москве надо было останавливать эти боестолкновения? Чтобы сохранить боевой потенциал двух основных вооруженных оппонентов режима Асада?  Одновременно Москва спасла фактически Вашингтон от серьезной дестабилизации своих отношений с Анкарой, дав американцам возможность спокойно передислоцировать свои силы в нефтяные районы Сирии, дистанцироваться от этой ситуации и сохранить лицо. За все это Москва получила издевательскую благодарность от президента США Д.Трампа «за помощь в ликвидации Багдади», о местоположении которого в Идлибе российские спецслужбы ничего не знали; и постоянные претензии со стороны Анкары о срыве подписанных соглашений.  Еще титул главного миротворца и возможность патрулировать вместе с турками часть границы. Все произошедшее надо квалифицировать именно так, а не как «остановку кровопролития». Если брать итоги с военно-политической  точки зрения, то налицо ошибка с оценкой ситуации в принципе. То есть, недостаточность информации в отношении реальных намерений Турции в рамках проведения своей операции и отсутствие анализа о возможной реакции американцев на это. Но самое главное — это ошибка в  планировании собственных шагов в этой ситуации в зависимости от их приоритетности с точки зрения решения основной задачи, которая поставлена перед классической и военной дипломатией президентом РФ В.В.Путиным. Эта задача формулируется в целом как обеспечение условий для начала мирного процесса в рамках внутрисирийского урегулирования. Выполнение этой задачи подразумевает выработку комплекса военно-политических мер в зависимости от их приоритетности, а не просто публичная демонстрация хаотичных шагов в этом направлении. Обеспечение энергетической независимости сирийского режима в этом контексте является задачей «номер один», если мы вспомним энергетической и топливный коллапс в Дамаске и в большинстве контролируемых им районах страны на протяжении практически всего нынешнего года. Таким образом, в рамках последней по времени операции  была совершена ошибка с определением направления основных продвижений сирийских правительственных сил. Основной целью на фоне кратковременной паники в рядах американских войск и их курдских союзников должно было быть не установление контроля над участками границы на фоне надежд развернуть курдов в свою сторону, а стремление установления максимального контроля над энергетическими активами в Заевфратье. Пока из плюсов на этом направлении — установления контроля над двумя действительно крупными ГЭС и одним второстепенным нефтяным месторождением. Из минусов — проигрыш в стратегическом планировании  с точки зрения перспектив взаимоотношений с турками по курдскому вопросу и  потеря возможности установить   фактический контроль над большинством серьезных нефтяных месторождений в Сирии.  Россия никак не будет взаимодействовать с США по вопросу нефтяных полей Сирии, поскольку это достояние сирийского народа. Об этом в четверг 6 ноября заявил журналистам замглавы МИД РФ Сергей Вершинин, комментируя сообщения СМИ о том, что президент США Дональд Трамп одобрил план, согласно которому в Сирии останутся не менее 800 американских военнослужащих, одной из их главных задач будет обеспечение контроля над нефтяными месторождениями.  «Мы по вопросу сирийской нефти с американцами взаимодействовать не будем. Речь идет о сирийской нефти, то есть о достоянии всего сирийского народа, — сказал Вершинин. — Мы убеждены, что именно сирийский народ должен распоряжаться своими природными богатствами, включая нефть». Замглавы российского дипведомства также сообщил, что в ближайшее время состоится встреча в астанинском формате по сирийскому урегулированию. Отвечая на вопрос о готовности РФ помочь сирийской армии в установлении контроля над охранявшимися курдами лагерями с пленными боевиками, Вершинин подчеркнул, что Москва в целом содействует Дамаску в полном установлении контроля над территорией республики.

Во-первых, отметим, что из данного заявления можно сделать вывод, что американцы неоднократно призывали Москву к диалогу по этому вопросу. В реальности Москву поставили перед фактом без особого учета ее мнения по этому вопросу, и никаких переговоров на эту тему американцы вести не собираются. Во-вторых, если брать по сути, эти нефтяные месторождения эксплуатируют как раз представители сирийского народа — как курды, так и местные арабы. Принципиальный вопрос в данном случае не в «народе», а в том, что этот «народ» оппозиционно настроен к режиму Асада. Что же касается о содействии «в целом» освобождению сирийской территории, то тема освобождения от террористов  Идлиба на фоне последних по времени событий видимо окончательно отошла на второй план.