- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Смена руководства в Мавритании дает шанс на восстановление позиций Катара в этой стране и в зоне Сахеля

В августе с.г. В Исламской Республике Мавритания (ИРМ) был утвержден состав нового правительства премьер-министра 58-летнего Исмаила ульд Шейха Сидии. Об этом сообщает в пятницу информационное агентство Магриб Араб Пресс. В состав нового кабинета вошли главы 26 министерств, в прежнем правительстве насчитывалось 24 министерства. Свои портфели сохранили пятеро руководителей ведомств, включая министра иностранных дел и сотрудничества Исмаила ульд Шейха Ахмеда, министра нефти, энергетики и горнодобывающей промышленности Мухаммеда ульд Абдель Фатаха. В рамках нового правительства создано министерство экономики и промышленности, которое теперь будет отвечать также за вопросы привлечения инвестиций и индустриального развития. Четыре министерских портфеля досталось женщинам. Согласно действующим в ИРМ законам, премьер-министр обязан в течение месяца после своего назначения представить на рассмотрение и утверждение Национальной ассамблее (парламенту) программу нового правительства. Сидия, назначенный 3 августа, уже заявил, что планирует на посту премьер-министра «воплощать видение президента и его предвыборную программу, нацеленную на реализацию чаяний всех слоев населения». Новое правительство сформировано неделю спустя после официального вступления в должность нового президента ИРМ 62-летнего Мухаммеда ульд Газуани, бывшего главы Генерального штаба армии, экс-министра обороны. Выступая 1 августа с речью, новый лидер пообещал «служить всем мавританцам и отвечать на их ожидания через реализацию своего проекта, который обеспечит лучшее будущее страны».  Среди приоритетных задач на высшем посту президент назвал «сокращение разрыва между социальными группами, укрепление основ государства, осуществление всеобъемлющего и быстрого развития, в частности, путем улучшения механизмов управления государственными делами». Газуани также обязался «усилить боеспособность армии, работать во имя сохранения единства страны»». Отметим, что окончательная кадровая ротация в аппарате исполнительно власти закончилась только 31 октября, когда премьер-министр Мавритании Исмаил ульд Бедда ульд Шейх Сидия назначил Сиди ульд Мулайе Зейне главой своей личной канцелярии. Сын бывшего губернатора Нуакшота Мухаммеда Лемина ульд Мулайе Зейн до этого был генеральным секретарем зоны свободной торговли Нуадибу на северо-востоке страны. Он сменяет на этом посту Фатиму Минта Дахи, который занимал этот пост менее трех месяцев. Исмаил ульд Бедда ульд Шейх Сидия очень близок к Сиди Мулайе Зейне, с которым премьер-министр работал, когда он был президентом той же зоны свободной торговли. В 2017 году он уступил свое президентство бывшему управляющему директору верфей Нуадибу Ахмеду Тиджани Тиаму.

В этой связи отметим, что избрание нового президента и формирование новой структуры исполнительной власти Мавритании может знаменовать собой и начало нового осторожного поворота страны в сторону иных спонсоров в странах Персидского залива. Эксперты полагают, что это реально, даже несмотря на то, что нынешний и прежний президенты страны являются по большому счету давними союзниками. Но какие-то трансформации в выборе внешних партнеров или, если вернее, их корректировки в сторону многовекторности, вполне вероятны.   В частности, после того как прежний президент страны Мухаммед ульд Абдель Азиз резко разорвал дипломатические отношения с Дохой в июне 2017 года и  развернулся в сторону ярых антиподов Катара среди аравийских монархий, и прежде всего — ОАЭ. В этой связи разрыв с Катаром носил запрограммированный характер по причине того, что прежней президент заблаговременно готовился к своему уходу и готовил себе надежный запасной аэродром для безбедного проживания. Президент Мавритании Мухаммед ульд Абдель Азиз еще с лета с.г. был намерен навсегда покинуть Нуакшот после президентских выборов 22 июня. Он планировал обосноваться в Объединенных Арабских Эмиратах уже этим летом. С января 2019 года он несколько раз ездил в Абу-Даби и Дубай, чтобы официально встретиться с местными властями  и обговорить условия своего проживания там. Его сопровождали во время этих визитов начальник его канцелярии  Ахмед ульд Бахия, его специальный советник Ахмед М. Бах и посол Мавритании в Объединенных Арабских Эмиратах Мухаммед ульд Хайба. Мухаммед ульд Абдель Азиз воспользовался этими визитами прежде всего для того, чтобы уладить там свои личные дела: бывший президент Мавритании очень близок к  наследному принцу эмирата Мухаммеду бен Зайеду Аль Нахайяну (МБЗ). Главный союзник Объединенных Арабских Эмиратов и Саудовской Аравии в Сахеле, Азиз регулярно противостоял Катару, врагу двух его основных спонсоров из стран Персидского залива. В июне 2017 года он был одним из первых глав африканских государств, разорвавших  дипломатические отношения с Дохой. Находясь у власти с 2008 года после свержения Сиди ульд Шейха Абдаллахи, Азиз решил не стремиться к третьему сроку, предпочитая вместо этого уступить место своему доверенному союзнику Мухаммеду ульд Газуани. В течение почти года президент Мавритании готовился к своему отъезду, заключив с ОАЭ ряд контрактов на строительство объектов инфраструктуры и объектов недвижимости  в стране. Одновременно он обустраивал свою резиденцию в Лондоне и на сегодня живет на две столицы в зависимости от сезона.

Тем не менее Доха перешла сейчас в контрнаступление: там надеются, что приход нового президента Мухаммеда ульд Газуани оживит ее отношения с Мавританией. 24 сентября в коридорах Организации Объединенных Наций (ООН) в Нью-Йорке состоялась сдержанная и неожиданная встреча между Мухаммедом ульдом Газуани и эмиром Катара Тамимом бен Хамадом Аль Тани. Присутствуя на 74-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, катарский эмир воспользовался этой короткой встречей, чтобы пригласить президента Мавритании в Доху. Эта импровизированная встреча произошла в то время, когда министр иностранных дел Катара Мухаммед бен Абдулрахман Аль Тани сделал нормализацию дипломатических отношений между ОАЭ и Мавританией одним из своих приоритетов в Африке. Это будет серьезной проблемой, поскольку региональный конкурент Дохи Саудовская Аравия (как и ОАЭ) остается ведущим донором Мавритании, значительно опережая в этом другие международные институты. За сорок лет Саудовский фонд развития предоставил Нуакшоту почти 2 млрд риалов (500 млн евро), в том числе 506 млн риалов (120 млн евро) в 2017 году — сумма, эквивалентная всем текущим проектам Всемирного банка в Мавритании.

Тем не менее, уход  Мухаммеда ульд Абдель Азиза дает Катару новый, пусть и маленький, шанс  для восстановления своих позиций в этой стране и регионе в целом. Отметим, что африканская дипломатия Дохи на этом направлении пользуется советами мавританского бизнесмена Мустафы Лимама Шафи, который очень близок к нескольким африканским главам государств, включая Блэза Компаоре, Алассана Уаттару и Альфу Конде, но не пользуется благосклонностью в своей собственной стране. Путешествуя между Рабатом, Абиджаном и Дохой, Шафи в последние недели сумел организовать  различные каналы связи с администрацией Газуани, в рамках которых  он прорабатывает возможность своего возвращения в Мавританию из своей вынужденной эмиграции. В качестве того, что процесс идет в правильном направлении, можно отметить  факт того, что  впервые за несколько лет его жена и дети смогли посетить Мавританию этим летом. Хотя Доха активно лоббирует процесс нормализации отношений, администрация Газуани пока выжидает. Любое сближение с Дохой поставит под угрозу кредитные линии Саудовской Аравии и ОАЭ, которые удерживают страну на плаву. Кроме того, такой дипломатический разворот может серьезно подорвать хрупкое равновесие в правительстве Нуакшота. Несколько союзников бывшего президента по-прежнему яростно выступают против переговоров с Дохой, в том числе министр иностранных дел Исмаил ульд Шейх Ахмед. Бывший спецпосланник ООН по Йемену с 2015 по 2018 год, этот очень верный союзник бывшего президента Мавритании остается главным контактным лицом Эр-Рияда в Нуакшоте. Поэтому любое сближение с государством Персидского залива может привести к тому, что эти фигуры в правительстве окажутся в противоречии с союзниками нового президента.

Наращивание своих дипломатических усилий на мавританском направлении Доха сопровождает планомерным усилением своего влияния зоне Сахеля. В последние месяцы Катар принимал чисто символическое  участие в ряде инициатив в Сахеле. Государство Персидского залива поставило около двадцати легких бронированных машин в Мали и Буркина-Фасо и хотело бы принять участие  в нескольких инфраструктурных проектах в Чаде. Прежде чем принять решение о поставке своей бронетехники своим африканским союзникам, Катар первоначально попытался принять участие в военном альянсе G5 Sahel, созданном в 2014 году Мавританией, Мали, Буркина-Фасо, Чадом и Нигером. В конце 2017 года он впервые обозначила это желание перед Францией, которая является спонсором этой инициативы. Посол Катара во Франции Халид бен Рашид аль-Мансури в этой связи несколько раз этим летом посещал Министерство иностранных дел Франции, чтобы обозначить неугасающий интерес Дохи к  участию в  Сахельской коалиции. Эти инициативы  вызвали в Париже настоящее смятение. Франция имеет прочные связи в области безопасности с Катаром, но в секторе Сахеля она сделала выбор в пользу партнерства с Саудовской Аравией. Наследный принц КСА Мухаммед бен Сальман выдвинул особенно убедительный аргумент, чтобы заручиться поддержкой Франции. В июне 2018 года вклад Саудовской Аравии в размере 100 млн евро в совместные силы G5 Sahel должен был быть  использован исключительно для закупки французского оборудования, в основном легких бронированных машин Bastion производства французской группы Arquus (ранее Renault Trucks Defense). Этот коммерческий дивиденд привел к тому, что Франция оказала поддержку Саудовской Аравии и, таким же образом, закрыла двери Сахеля G5 для Катара. Доха в ответ сразу же самым серьезным образом осложнила жизнь Парижу с точки зрения активизации своей поддержки чадской оппозиции, которая на сегодня уже самым серьезным образом угрожает французской креатуре, чадскому президенту И.Деби. Тем более, оказалось, что французы в итоге просчитались.  Спустя полтора года после обещания Саудовской Аравии контракт на французскую бронетехнику до сих пор не подписан, а это значит, что оплаченные Саудовской Аравией броневики не достигнут Сахеля раньше второго квартала 2020 года. Это оптимистический сценарий. Эта фактическая манипуляция  со стороны Эр-Рияда дает  Катару новый шанс в рамках успешного создания  собственных программ расширения своего влияния в Африке. Но прежде всего уже с точки зрения развития своего бизнеса в зоне ЭКОВАС, лоббистом чего на сегодня является бывший президент Франции Н.Саркози. Именно он занимается сейчас  в Абиджане проработкой   вопроса об открытии катарского стратегического инвестиционного фонда, который был бы неким бизнес-якорем для реализации проектов по всему региону Западной Африки. Предполагалось, что капитализация этого фонда составит   2 млрд долларов, а усилия будут сосредоточены  на инвестиционных проектах, связанных с инфраструктурой, а также спортом и образованием. Но пока эта схема подморожена до проведения очередных президентских выборов в Кот Д Ивуре, что не отменяет общего тренда Дохи на усиление своего влияния в этой зоне Африки.