- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Судане и Южном Судане: октябрь 2019 г.

6 октября по случаю визита в Эр-Рияд нового премьер-министра Судана Абдаллы Хамдока Министерство иностранных дел Саудовской Аравии заявило, что королевство – союзник США — работает над тем, чтобы удалить Судан из американского «черного списка» стран, поддерживающих терроризм. В коммюнике также сообщалось о работе «над амбициозными инвестиционными проектами».

Судан попал в этот список в 1993 г. Это случилось во многом из-за того, что одно время принимал на своей территории бывшего террориста №1 Усаму бен Ладена. С 1997 по 2017 гг. действовали американские санкции, из-за которых страна оказалась в изоляции, а ее экономика фактически рухнула.

После того, как власти в три раза повысили цены на хлеб, в Судане возникло и быстро развилось протестное движение, которое привело к тому, что в апреле с.г. военные отправили в отставку бывшего президента Омара аль-Башира. Затем было достигнуто согласие между военными и представителями протестного движения относительно переходного периода, по истечении которого власть будет передана гражданским.

В тот же день король Сальман принял А.Хамдока и главу осуществляющего реальную власть в Судане Суверенного совета генерала Абдель Фаттаха аль-Бурхана.

Судан отправил своих военных в состав военной коалиции во главе с Саудовской Аравией, которая с 2015 г. воюет в Йемене против  повстанцев-хоуситов.

После падения режима О.аль-Башира Саудовская Аравия и ОАЭ обещали направить Судану в виде различных форм поддержки 3 млрд долларов, не уточняя при этом, будут ли это кредиты или прямая помощь.

10 октября во главе юридической системы Судана впервые была назначена женщина – Ниимат Абдалла Хейр, ранее занимавшая пост судьи в Верховном суде этой страны. Отныне она будет надзирать за всей юридической системой страны, вступившей в конце сентября в 39-месячный переходный период. Ее назначение было одобрено 11 членами Суверенного совета. Одновременно последний назначил на пост генерального прокурора Судана Таджа ас-Сира Али.

Ровно месяцем ранее на пост главы МИД Судана впервые была назначена женщина – Асма Муохаммед Абдалла. Эти назначения связывают со стремлением премьера А.Хамдока изменить внешний имидж страны.

13 октября стало известно, что на следующий день в Джубе стартуют переговоры между Хартумом и повстанцами из региона Дарфур, а также штатов Южный Кордофан и Голубой Нил. По данным официального южносуданского источника, на них должен был присутствовать премьер-министр Судана А.Хамдок. Чтобы придать больший вес переговорам, в них должны были участвовать премьер-министр Эфиопии Абий Ахмед, президент Уганды Йовери Мусевени, глава Кении Ухуру Кеньята, а также главы Египта и ЮАР.

Ожидалось, что объединенную делегацию суданских повстанцев возглавит Абдулазиз аль-Хилу. Он возглавляет Суданское народно-освободительное движение – Север (СНОД-С), действующее в штатах Южный Кордофан и Голубой Нил.

В ноябре 2018 г. президент Южного Судана Сальва Киир, который несколькими неделями ранее подписал мирное соглашение со своим оппонентом Риеком Машаром, предложил свои посреднические услуги для организации переговоров между Хартумом и суданским повстанцами. Ранее Хартум неоднократно обвинял Джубу в поддержке суданских повстанцев. Эти обвинения были взаимными.

16 октября стало известно, что переговоры в Джубе в назначенные сроки не начались, так как одна из групп повстанцев обвинила суданскую армию в обстреле ее позиций в штате Южный Кордофан. Генсек СНОД-С Амар Амуа заявил, что он примет участие в переговорах только тогда, когда Хартум выведет свои войска с горного массива Нуба в штате Южный Кордофан. Он утверждал, что там правительственные силы регулярно обстреливают позиции его группировки. Со своей стороны Хартум утверждал, что речь идет о вылазках вооруженных кочевников, резко осудив их.

16 октября Судан объявил о «постоянном прекращении огня» в зонах конфликтов. «Генерал Абдель Фаттах аль-Бурхан объявил о постоянном прекращении огня с тем, чтобы показать, что правительство (Судана) нацелено на мир», — заявил Суверенный совет. Как результат – 18 октября в Джубе начались переговоры между Хартумом и повстанцами. В тот же день было объявлено о достижении предварительного соглашения относительно повестки дня переговоров.

16 октября стало известно, что 4 американских дипломатов открыли счета в одном из банков Судана – впервые за несколько десятилетий – чтобы таким образом послать сигнал деловому сообществу о возможности инвестиций в суданскую экономику.

21 октября в ходе мирных переговоров в Джубе власти Хартума впервые за многие годы разрешили доставку гуманитарной помощи в конфликтные регионы и вновь заявили о прекращении огня. Одновременно было объявлено о подписании политической декларации между Хартумом и повстанцами.

21 октября тысячи суданцев вновь вышли на улицы Хартума и ряда других городов с тем, чтобы потребовать от новых властей страны роспуска партии О.аль-Башира – Партии национального конгресса.

В целом, несмотря на очевидное стремление гражданской части новых властей Судана к мирному урегулированию внутренних конфликтов, добиться этого будет чрезвычайно сложно, памятуя о том, что «партия войны» никуда не делась, и ее представители присутствуют в Суверенном совете.

 

В Южном Судане 7 октября стало известно об экологической катастрофе, связанной с протечкой двумя неделями ранее нефтепровода на севере страны, в результате которой в природу пролились 2 тысячи баррелей нефти. Сообщивший об этом министр нефти Южного Судана Аву Даниэль Хуанг не исключил, что из-за ветхого состояния южносуданских нефтепроводов такие протечки могут повториться.

Экологи уже давно били тревогу относительно проблем, связанных с нефтепроводами на севере Южного Судана, которые были забыты из-за гражданской войны. Она началась в декабре 2013 г., сразу приняв характер этнической с использованием жестоких форм убийств. Согласно последним оценкам, ее жертвами стали свыше 380 тысяч человек (Омар аль-Башир отдыхает!), более 4 млн человек или одна треть населения страны попали в разряд вынужденно перемещенных лиц. Заключенное в сентябре 2018 г. мирное соглашение привело к снижению интенсивности боев, но полностью они не прекратились. После подписания мирного соглашения добыча нефти в Южном Судане увеличилась со 135 тысяч баррелей в сутки до 178 тысяч. До начала гражданской войны она составляла 350 тысяч баррелей в сутки.

Протечка произошла в штате Единство на нефтепроводе, который контролирует консорциум с участием компаний из Китая, Малайзии, Индии и Южного Судана. Протечка была демпфирована, и, по данным министра нефти, осталось только ликвидировать ее последствия «на земле».

7 октября Южный Судан объявил, что проведет новые переговоры с Суданом, поскольку он оказался неспособным заплатить до декабря с.г. Хартуму 3 млрд долларов. Эту сумму он обязался выплатить северному соседу с тем, чтобы компенсировать его убытки из-за раскола страны в 2011 г.

Южный Судан и Судан подписали в 2012 г. соглашение, согласно которому Джуба обязалась выплатить указанную выше сумму Хартуму в связи с тем, что последний после разделения страны потерял 70% нефтепромыслов.

Как заявил министр нефти Южного Судана Аву Даниэль Хуанг, его страна уже выплатила 2,4 млрд долларов из указанной суммы, однако она оказалась не в состоянии выделить оставшиеся 600 млн, во многом – из-за внутреннего конфликта. В этой связи он предложил отсрочить эту выплату.

10 октября США пригрозили ввести санкции против руководителей сторон конфликта в Южном Судане в случае, если они не смогут сформировать временное правительство национального единства до 12 ноября. Согласно мирным соглашениям, оно должно было быть сформировано еще в мае. В середине сентября президент Южного Судана Сальва Киир и лидер повстанцев Риек Машар, которому по мирному соглашению полагается пост первого вице-президента, подтвердили их обязательство уложиться в указанные выше сроки. Ответственный за Южный Судан в Госдепе США Брайан Хант предупредил в этой связи, что западные страны не приемлют новую отсрочку в формировании временного правительства национального единства. «Если это правительство не будет сформировано до 12 ноября, мы должны будем пересмотреть отношения между США и Южным Суданом», — предупредил он при том, что Южный Судан по сути является креатурой Вашингтона. Он отметил, что возможные рестрикции в отношении южносуданских политиков не приведут к приостановке американской помощи Южному Судану, оцениваемой в 1 млрд долларов в год, поскольку речь идет прежде всего об оказании гуманитарной помощи.

19 октября Р.Машар прибыл в Джубу с тем, чтобы попытаться спасти хрупкое мирное соглашение с властями Южного Судана и вместе с С.Кииром сформировать временное правительство национального единства. Уже 20 октября он заявил, что хотел бы новой отсрочки в его формировании, утверждая, что любая спешка в этом вопросе может привести к катастрофе. К этому моменту нерешенными оставались вопросы создания единой армии из числа солдат правительственных сил и повстанцев и границ между штатами. И, похоже, тактика на затягивание времени будет использоваться и далее.