- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки китайских специалистов перспектив ОПК РФ на ближневосточном рынке вооружений. Часть 1

Корреспонденты китайских специализированных военно-политических и военно-технических изданий пристально наблюдали за ответной реакцией гостей авиационного салона Dubai Airshow как на продукцию национального ОПК, так и тщательно фиксировали все контакты делегаций из ближневосточных государств с российскими участниками  мероприятия.  Серьезный интерес китайской стороны к поставкам российского вооружения обусловлен тем, что продукция авиастроительного сектора ОПК РФ составляет серьезную конкуренцию разработкам из Поднебесной, а ее поставки в страны Аравийского полуострова свидетельствуют об обострении противоречий между богатейшими государствами мусульманского мира и Вашингтоном.

Причина напряженности в военно-политическом и военно-техническом сотрудничестве аравийских монархий и США достаточно проста. В рамках  нескольких вооруженных конфликтов было установлено, что заявленные тактико-технические характеристики дорогостоящего вооружения и военной техники американского производства не соответствует высокой стоимости.

Особо острые противоречия между аравийским военными и американскими оружейниками наблюдаются в секторе боевой авиации, поскольку представители ВВС нескольких аравийских монархий открыто заявляют о том, что самолеты, которые они приобретают фактически не соответствуют заявленным параметрам. В  особенности это касается возможностей радиолокационных станций, оптико-электронных систем, а также оборудования  радиоэлектронного противодействия, которое не защищает дорогостоящие истребители-бомбардировщики от модифицированных управляемых ракет советского производства.

В такой ситуации именно российские производители обладают наибольшими возможностями по продвижению своих боевых самолетов на ближневосточном рынке. Вполне естественно, что операция ВС РФ в Сирийской Арабской Республике позволила ВКС РФ и предприятиям российского  ОПК собрать бесценный опыт по эксплуатации боевых самолетов (в частности Су-35С) в суровых условиях Ближнего Востока, а разведывательные службы аравийских монархий, в свою очередь, собрали данные об эффективности ракетно-бомбовых ударов с опорой на агентуру в подконтрольных отрядах боевиков, действовавших в Сирии.

По оценкам китайских специалистов, аравийские монархии, а также Арабская Республика Египет готовы приобрести крупные партии истребителей Су-35С для национальных ВВС. Подобные контракты однозначно вызовут резкую негативную реакцию со стороны США, однако аравийские монархии способны противостоять давлению Вашингтона, поскольку при их финансовом содействии ВС США проводят дорогостоящие операции в регионе.

Как известно, ВВС НОАК приняли на вооружение 24 истребителя Су-35СК (литера «К» указывает на модификацию для КНР), которые направлены в одно из подразделений Южного Боевого Командования.  В  этой связи китайским специалистам достаточно хорошо известны возможности силовых установок, бортовой радиоэлектронной аппаратуры, а также номенклатура авиационных средств поражения.

В отношении Су-35С китайские специалисты указывают, что двигатели с отклоняемым вектором тяги (ОВТ) 117С обеспечивают этому самолету возможность выполнения «плоского разворота» (боевой разворот  с полуповоротом), «перевернутого штопора» и в особенности «плоского штопора» на околонулевой скорости и практически без потери высоты. В отношении силовой установки – двухконтурного турбореактивного двигателя 117С китайские специалисты отмечают, что данный двигатель обладает увеличенными до 1000 часов межремонтными интервалами и суммарным ресурсом 4000 часов.

Китайские военные летчики знают, как в теории выполнять подобные маневры и осознают их важность в современном воздушном бою, однако на самолетах и двигателях китайского производства выполнять такое они не решаются. Кроме того, китайские летчики рассчитывают, что новые Су-35С позволят им энергичнее выполнять такие приемы как «колокол», «Кобра Пугачева» и другие.

Обозреватели китайских специализированных военно-технических изданий отмечают, что американские специалисты также пытались создать двигатели с всеракурсным ОВТ и даже проводили испытания таких силовых установок на экспериментальных истребителях F-15 ACTIVE (был оснащен дополнительными предкрылками) и F-16 MATV, однако только российским конструкторам удалось довести технологию всеракурсного ОВТ до серийного производства.

Как известно, обнаружение воздушных целей и применение вооружения обеспечивает бортовая радиолокационная станция (РЛС) с пассивной фазированной антенной решеткой Н035 «Ирбис.  Данная РЛС позволяет обнаруживать цели с эффективной площадью рассеивания (ЭПР) 3 кв. м на дальности 400 км, а современные истребители с ЭПР менее 1 кв. м данная станция способна обнаружить и принять на сопровождение только на дальности 110 км.

По данным китайских источников, станция непосредственной радиотехнической разведки Л-150-35 объединяет данные от бортовой РЛС, системы РЭБ Л-265M10-02  «Хибины-М» и других датчиков и позволяет летчику своевременно реагировать на появление в воздушном пространстве боевых самолетов и разведывательно-ударных беспилотных летательных аппаратов иностранных государств.

Китайские специалисты отмечают, что бортовой комплекс связи С-108 (пр-во ОАО НПП «Полет») истребителя Су-35С позволяет уверенно вести обмен данными между подразделениями Сухопутных войск, Воздушно-космических войск и Военно-морского флота даже в условиях особо сложной электромагнитной обстановки. По данным китайских обозревателей, С-108 не предназначена для организации сетецентрических действий, поскольку не обладает возможностями, сопоставимыми с аппаратурой стандарта Link-16, установленной на американских самолетах 4-ого поколения.

Кроме того, китайские специалисты достаточно высоко оценивают российские разработки в области информационно-управляющей системы Су-35С, которая является базой для «искусственного интеллекта» истребителя пятого поколения Су-57.

В отношении номенклатуры АСП истребителя Су-35С известно, что данные самолеты могут быть вооружены управляемыми ракетами класса «воздух-воздух» Р-73 и Р-27, которые позволяют гарантированно поражать воздушные цели на разных дальностях. УР Р-77 пока что являются пока единственным реальным образцом авиационного средства поражения нового поколения. Эксперты НОАК полагают, что оборонно-промышленный комплекс РФ вполне может поставлять для ближневосточных покупателей и более современные ракеты Р-37М. Китайские специалисты отмечают, что благодаря комплексу бортовой аппаратуры истребитель Су-35С позволяет достаточно эффективно применять самые простые и недорогие свободнопадающие бомбы ФАБ-250-270.

Кроме того, некоторые китайские специалисты полагают, что аравийские военные намерены приобрести и другие российские разработки, а именно противокорабельную ракету Х-47М «Кинжал», поскольку Су-35 вполне может выступать в качестве ее носителя, однако к настоящему информации о проведении испытательных  пусков с СУ-35 в ВКС РФ в открытом доступе нет. Указанная ракета российского производства станет основной угрозой для надводных кораблей ВМС Исламской Республики Иран и спровоцирует дальнейшую гонку вооружений в регионе.

Китайские аналитики отмечают, что хотя на Су-35С не используется множество современных российских разработок, которые будут характерны для истребителей пятого поколения, однако рассматриваемый боевой самолет именно благодаря своему прочному планеру и двигателю с отклоняемым вектором тяги способен выполнять маневры, которые на практике не достижимы для пилотов ВВС США.