- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Американская реакция на ужесточение властями Ирана контроля за интернет-пространством

Госсекретарь США Майкл Помпео призвал в четверг 22 ноября протестующих в Иране присылать в Госдепартамент фотографии и видеозаписи, свидетельствующие о случаях подавления демонстраций и других нарушениях прав человека со стороны иранских властей. «Я попросил иранских протестующих присылать нам видео, фото и прочую информацию, которая свидетельствует о жестких мерах подавления протестов со стороны [иранского] режима», — написал Помпео в своем «Твиттере». По его словам, США в дальнейшем обнародуют эти данные и «введут санкции за нарушения». Госсекретарь также опубликовал в «Твиттере» схожее сообщение на фарси, где призвал иранцев присылать свои материалы при помощи мессенджера Telegram («Телеграм»), разместив необходимые контакты. Доступ в интернет в Иране был практически полностью заблокирован 16 ноября после волны протестов. При этом в ограниченном режиме оставались доступны некоторые онлайн-сервисы банков и ряд сайтов СМИ. Президент США Дональд Трамп считает, что отключение интернета в Иране говорит о нестабильном положении в стране. Об этом глава Белого дома написал в четверг 21 ноября в «Твиттере». «Иран стал настолько нестабильным, что режим отключил весь интернет, чтобы великий иранский народ не мог говорить об ужасном насилии, которое царит в стране, — утверждал он. — Они (иранские власти — прим. ТАСС) хотят все скрыть, думая, что мир не узнает о смертях и трагедии, причиной которым стал иранский режим». Вашингтон осуждает попытки властей Ирана отключить интернет в стране на фоне протестов и выражает поддержку демонстрантам. Об этом в субботу 17 ноября заявила официальный представитель Госдепартамента США Морган Ортэгус.  «США поддерживают многострадальный народ Ирана, который протестует против последней несправедливости, совершенной коррумпированным режимом. Мы осуждаем попытки отключить интернет», — написала она в «Твиттере».
В этой связи констатируем, что реакция американских властей на шаги иранских властей в общем-то свидетельствуют о том, что они приносят свои результаты. Более того, эти шаги по ограничению действия интернета в рамках локализации массовых протестов становится универсальным средством воздействия на ситуацию со стороны все большего числа правительств.  Эта тактика по ограничению доступа в интернет также используется для контроля гражданских беспорядков в Индии, Эфиопии, Ираке и Судане. Прежде всего они направлены на предотвращение организации протестующих, прекращение распространения дезинформации, подавление насилия в общинах и даже препятствование общению между участниками волнений. Как полагают американские эксперты, в обозримом будущем правительства, вероятно, продолжат использовать практику отключение интернета, особенно по мере усиления своего контроля над интернетом и мобильными сетями. На фоне недавнего всплеска общенациональных протестов в Иране, вынужденные правительством отключения привели к тому, что более 90% интернета в стране были отключены, что заблокировало большинство иранцев от общения с внешним миром и затруднил координацию действий протестующих. Этот шаг привлек значительное внимание международных средств массовой информации, и #Internet4Iran был во всем мире трендовой темой в Twitter. Тегеран уже блокировал интернет во время протестов в конце 2017 и начале 2018 года, но масштабы нынешних отключений беспрецедентны для Ирана. Правительство последовательно работает над усилением контроля над своими сетями путем создания интранета, аналогичного тому, что сделали или планируют сделать Китай и Россия. С его помощью Тегеран может также блокировать внешнее влияние и иметь полный контроль над социальными сетями, которые становятся в современном мире универсальным инструментов в рамках коллективного организатора протестов. Такие внутренние сети дают правительствам больше полномочий при отключении интернет-соединений, позволяя местным службам продолжать работу, одновременно перекрывая доступ к внешним сетям и каналам. При этом интересно, что иранцы никоим образом не ограничивали системы электродных платежей или счетоводным банков и компаний, что позитивно сказалось на деловой активности местного бизнес-сообщества.
Иран — не единственная страна, которая ограничила или сократила доступ к интернету в ответ на внутренние беспорядки. Попытки правительства контролировать ситуацию варьировались от закрытия социальных сетей, таких как Facebook и WhatsApp, до блокирования всей онлайн-активности. Некоторые примеры включают в себя следующие случаи:
— Индия использовала интернет-блокировки для подавления общинного насилия во время своих выборов в мае 2019 года;
— Эфиопия использовала их во время регионального переворота в июне 2019 года и во время попытки купирования последних межконфессиональных столкновений.
— Ирак осуществил частичное и полное отключение интернета в Багдаде и большей части южного Ирака во время сильных гражданских беспорядков в октябре и ноябре.
— Судан использовал их во время разгона сил безопасности в июне 2019 года.
В обозримом будущем правительства, по оценке американских экспертов, вероятно, продолжат использовать частичное или полное отключение интернета, особенно по мере усиления своего контроля над ним и мобильными сетями. Интернет-ограничения безусловно создают проблемы для связи как внутри страны так, и с партнерами за пределами страны. Кроме того, компании, которые полагаются на мобильный интернет, такие как услуги по вызову поездок (Uber, Careem, Lyft), не могут функционировать, нарушая значительную часть дорожного движения. Транснациональные компании, зависящие от доступа в интернет, не могут обрабатывать транзакции, а придорожные киоски и другие местные предприятия, которым необходимо обрабатывать транзакции по кредитным картам, также не могут работать. В этой связи отметим основные моменты, которые следуют из заявлений американских властей и экспертов. Новые меры по ужесточению контроля за интернет-пространством со стороны ряда государств созидают серьезные проблемы для США в рамках отслеживания и косвенного руководства протестными процессами, которые используются спецслужбами для стимулирования нестабильности в тех или иных странах. При этом предлагаются новые алгоритмы воздействия на эту ситуацию. В частности, использование ресурсов госдепартамента и иных государственных ресурсов для тиражирования видеосвидетельств и фотографий в рамках компрометации властей того или иного государства в рамках купирования ими протестных проявлений. И основным в такой критике помимо спекуляций о «свободе слова», будет в том числе и тезис «о критическом затруднении» в рамках таких мер деятельности коммерческих компаний и социальных служб. При этом фактически легализуется в более широком объеме известная практика «Белых касок» в Сирии, которая дает большое поле для фальсификаций и дезинформаций. Американские эксперты также дают в этой связи следующие рекомендации лидерам протестных движений.
— Понимание местного политического климата и того, могут ли такие важные события, как выборы или повышение цен, спровоцировать волнения и принятие властями мер по ограничению интернета жду того, чтобы быть готовыми к запуску альтернативных средств коммуникаций;
— Разработка планов действий в чрезвычайных ситуациях для продолжения операций по коммуникации внутри страны и вне ее в случае отключения интернета.
— Обеспечение безопасности альтернативных средств связи, в частности устройств, не зависящих от подключения к интернету, в рамках организации протестных мероприятий и сбора свидетельств произвола властей.