- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Турецкий фактор в контексте планируемых выборов на палестинских территориях

После того, как 26 сентября 2019 года во время своего выступления на Генеральной Ассамблее ООН председатель Палестинской национальной администрации (ПНА) Махмуд Аббас (Абу Мазен) призвал к проведению всеобщих выборов, палестинские фракции во главе с правящим на Западном берегу р. Иордан «Движением за национальное освобождение Палестины» (ФАТХом) и «Исламским движением сопротивления» (ХАМАСом), контролирующим сектор Газа, приступили к их планированию.

В ХАМАСе 11 ноября с.г. сообщили, что глава политического бюро Исмаил Хания позвонил президенту Турции Реджепу Тайипу Эрдогану, чтобы проинформировать его о ходе подготовки к предстоящим выборам. И.Хания обозначил намерения ХАМАСа преодолеть препятствия на выборах, и призвал провести их на Западном берегу р. Иордан, в секторе Газа и Восточном Иерусалиме. Согласно палестинскому обозревателю Al-Monitor, «Эрдоган выразил удовлетворение позицией Палестины в отношении выборов»[i] [1].

Днем ранее Эрдоган в Анкаре встретился с делегацией ХАМАСа во главе с бывшим руководителем политического бюро движения Халедом Машалем, главой движения в палестинской диаспоре Махером Салахом и главой департамента международных отношений Мусой Абу Марзуком. «Они обсудили ход палестинского сопротивления и выразили признательность Эрдогану за его пропалестинскую позицию».

В тот же день М.Аббас позвонил Эрдогану, чтобы обсудить политическую ситуацию в Палестине. М.Аббас, согласно сообщению, высоко оценил позицию Турции в поддержке палестинского дела, подчеркнув важность проведения выборов в Восточном Иерусалиме, на Западном берегу р. Иордан и в секторе Газа. Турецкий лидер также подчеркнул важность проведения этих выборов, пообещав приложить усилия для обеспечения их успеха.

По мнению Аднана Абу Амера, доктора политической истории в университете Дамаска, руководителя департамента политологии в Открытом университете сектора Газа и обозревателя Al-Monitor, эти события свидетельствуют о четкой ориентации палестинцев, как со стороны ФАТХа, так и ХАМАСа, на Турцию, а не на арабские и другие исламские страны. Похоже, что Анкара в поисках способа успешного проведения этих выборов. Он имеет в виду то, что руководству ХАМАСа и ФАТХа теперь необходимо решить, является ли Турция приемлемым для них посредником в любой потенциальной будущей проблеме с подготовкой и в ходе избирательного процесса. Дело в том, что это может быть реализовано за счет посреднической роли Египта.

Влияние Анкары на палестинской арене растет с тех пор, как в 2002 году к власти в Турции пришла Партия справедливости и развития (ПСР) Р.Т.Эрдогана, что повысило уровень отношений, как с ПНА, так и с ХАМАСом. Турция не только добивается успеха избирательного процесса, который готовится на данном этапе, но турецкое влияние среди палестинцев приобрело многочисленные политические, экономические и культурные аспекты.

По мнению Моина Наима, палестинского исследователя турецких политических процессов, «Турция не взяла на себя обязательства перед ХАМАСом и ФАТХом в отношении выборов, но у нее есть уникальная позиция в отношении обеих сторон, которой у других посредников может и не быть. Анкара имеет прочные связи с ХАМАСом и может легко общаться с ним. ХАМАС рассматривает Турцию как честную сторону, у которой нет амбиций в палестинском деле. Между тем, ФАТХ считает, что Турция не выдвигает каких-либо условий за их отношения и оказывает отличные политические и дипломатические услуги в ООН и на международных форумах. Более того, враждебность Турции к врагу Аббаса Мухаммеду Дахлану привлекает [руководство] ФАТХа и заставляет его искать более прочные связи с турками за счет ХАМАСа».

В Турции 22 ноября этого года заявили, что готовы выплатить 4 млн лир (700 000 долларов) за информацию, которая приведет к поимке бывшего палестинского деятеля Мухаммеда Дахлана (Абу Фади), который бежал из сектора Газа и в настоящее время проживает в Объединенных Арабских Эмиратах. Турки обвиняют его в том, что он в 2016 году, являясь наемником ОАЭ, принял участие в попытке государственного переворота, направленного на свержение Эрдогана.

М.Дахлан, прежде чем бежать в ОАЭ, стал непримиримым конкурентом своего бывшего союзника по палестинской партии ФАТХ М.Аббаса, поныне действующего председателя ПНА. Палестинский суд заочно приговорил 58-летнего М.Дахлана к трем годам лишения свободы в 2016 году за коррупцию и, согласно его адвокатам, постановил выплатить 16 млн долларов. В период после подписания соглашений Осло он стал главой Службы превентивной безопасности в секторе Газа, но впал в немилость после того, как его бойцы были захвачены силовиками ХАМАСа в 2007 году, что в результате привело к изгнанию ФАТХа с территории прибрежного анклава.

Министр внутренних дел Турции Сулейман Сойлу заявил турецкой газете Hurriyet, что М.Дахлан включен в список наиболее разыскиваемых террористов. Турецкие СМИ регулярно обвиняли М.Дахлана в причастности к провалившемуся перевороту 2016 года и даже убийству саудовского журналиста Джамаля Хашогги в консульстве Саудовской Аравии в Стамбуле в прошлом году. Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу в прошлом месяце обвинил ОАЭ в укрывательстве террориста: «(Дахлан) бежал к вам, потому что он агент Израиля», – сказал он «Аль-Джазире». М.Чавушоглу также обвинил ОАЭ, которые имеют напряженные отношения с Анкарой, в попытке заменить М.Аббаса на М.Дахлана.

В свою очередь М.Дахлан в интервью саудовским СМИ резко ответил Эрдогану, обвинив его в поддержке «террористических групп» в Сирии, краже золота из ливийского Центрального банка и «действиях, как будто он является предводителем правоверных»[ii] [2].

13 ноября с.г. МИД Турции решительно осудил израильские атаки по сектору Газа, в результате которых погибли более 30 палестинцев. Министерство призвало Израиль прекратить эту агрессию, которая началась 12 ноября после убийства израильскими силовиками военного лидера действующей в секторе Газа группировки «Палестинский исламский джихад» Бахи Абу аль-Аты.

Al-Monitor сообщает, что, 13 ноября делегация ХАМАСа отправилась в Анкару и посетила штаб-квартиру Партии развития и справедливости, министерства здравоохранения и труда, а также Великое национальное собрание Турции (однопалатный парламент). Делегация, возглавляемая официальным представителем ХАМАСа в Турции Джихадом Ягмуром, встретилась с помощником президента по иностранным делам Джавдатом Йилмазом и проинформировала его об эскалации насилия в секторе Газа и ее последствиях. Делегация также встретилась с членом парламента от правящей партии Османом Нури Гулакаром.

Махмуд Мардави, член бюро национальных отношений ХАМАСа, сказал: «Турция является ключевой страной на Ближнем Востоке, имеющей прочные отношения с палестинцами, а именно с ФАТХом и ХАМАСом. Оба движения приветствуют роль Анкары, пока это не происходит за счет Каира. Она скорее дополняет его, а не противоречит. Турция имеет право играть эту роль, и ХАМАС готов получить все, что может предложить Анкара, поскольку последняя прилагает большие усилия для преодоления препятствий и облегчения выборного процесса».

Вовлеченность Турции может помочь Египту преодолеть трудности, мешающие ему решить несколько палестинских проблем, включая примирение с ФАТХом и перемирие с Израилем.

Абдулла Абдулла, член Революционного совета ФАТХа (высшего органа Съезда движения ФАТХ) и председатель политического комитета Палестинского законодательного совета (ПЗС), заявил: «Президент Аббас связался с Эрдоганом, чтобы попросить его оказать давление на ХАМАС с целью содействия проведению выборов. Этот призыв совпал с визитом Эрдогана в Вашингтон, где он 13 ноября встретился с [президентом США Дональдом] Трампом. Аббас хотел, чтобы американцы дали туркам слово, что Израиль одобрит проведение выборов в Иерусалиме». При этом А.Абдулла выразил надежду, что «Турция будет сотрудничать с Египтом бок о бок в поисках решений палестинского кризиса. Турция набирает вес в регионе и оказывает большое влияние на ХАМАС. Мы надеемся, что ему удастся увести движение от союза с Ираном».

Махмуд аль-Рантиси, исследователь Фонда политических, экономических и социальных исследований (SETAV) в Стамбуле, близкий к ПСР, сказал: «Турция, ФАТХ и ХАМАС выступают против «сделки века». Турция также стремится быть равноудаленной от ФАТХа и ХАМАСа, поскольку оба движения видят в ней влиятельную страну и приемлемого посредника. Турция может подтолкнуть обе стороны к завершению выборов в координации с Европейским союзом и Соединенными Штатами. Тем временем палестинцы хотят использовать относительно хорошие отношения Эрдогана с Трампом, чтобы заставить Израиль разрешить проведение выборов в Иерусалиме».

Руководство ФАТХа, и ХАМАСа считают, что Турция способна сыграть свою роль на палестинской арене. Анкара рассматривает выборы как рычаг для преодоления межпалестинского раскола, сглаживания различных точек зрения и обновления палестинской политической системы. Между тем ни одно из палестинских движений не рассматривает Турцию в качестве замены Египту, поскольку роль последнего объясняется его географической близостью к сектору Газа. Но ХАМАС и ФАТХ осознают важность роли Анкары и ее вклад в палестинское дело, что Эрдоган намерен активно использовать прежде всего в своих интересах.

 

[i] [3] Fatah, Hamas fight over Turkey // Al-Monitor. 21.11.2109 — https://www.al-monitor.com/pulse/originals/2019/11/palestinian-elections-hamas-fatah-visit-turkey-erdogan.html

[ii] [4] Turkey to offer $700,000 bounty for exiled Palestinian strongman Dahlan // The Times of Israel. 22.11.2019 — https://www.timesofisrael.com/turkey-to-offer-700000-bounty-for-exiled-palestinian-strongman-dahlan/