- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Соотношение затрат и эффективности участия Германии в урегулировании конфликта в Афганистане

Согласно недавно опубликованному ответу на парламентский запрос «Левой» партии о расходах, понесенных с федеральным правительством в связи с миссией Бундесвера в Афганистане, общая сумма затрат приблизилась к 10 млрд евро. Из них в период с 2010 по настоящий момент было потрачено более 6 млрд евро. Пиком стал 2011 г. (1,2 мдрд евро), в то время как в последующие годы суммы постепенно снижались, достигнув в среднем 300 млн евро в 2017 и 2018 гг. Однако на эту категорию затрат до марта следующего года официальный Берлин закладывает уже 360 млн. Этот факт многие рассматривают как дополнительное свидетельство намерения продлить мандат Бундесвера в Афганистане, чего хочет федеральное правительство, но пытаются не допустить оппозиционные партии, включая тех же «Левых», «Зеленых», а также «Альтернативу для Германии» (АдГ).

В связи с этим возникает вопрос об эффективности германского присутствия в стране, а ее оценивают по-разному. Так, интересно мнение заместителя министра иностранных дел Афганистана Х.Джалил, по словам которой, «Германия играет центральную роль во всем мирном процессе», что достигается, прежде всего, за счет налаживания диалога между движением «Талибан» и афганским правительством. Помимо этого, заместитель главы внешнеполитического ведомства подчеркнула и необходимость особого внимания к проблемам соблюдения прав женщин в стране, что касается не только безопасности, но и обеспечения равных возможностей, в том числе при занятии должностей. И здесь, надо сказать, также заметна важность Германии, представители которой ранее заявляли, что данный компонент является одним из оснований, без реализации которого они не оставят Афганистан.

Еще один подход,  а скорее, вариант аргументации необходимости большей вовлеченности Берлина в афганские дела, был представлен Counter Narco-Terrorism Alliance Germany, который объединяет экспертов в области политики, бизнеса и разведки. Его соучредитель А.Сохаил полагает, что ФРГ должна ориентироваться на проведение конференции с участием всех заинтересованных игроков, что будет достигаться за счет имеющихся у страны прочных отношений со странами Персидского залива, а также положением в ЕС и НАТО. При этом главный акцент должен быть сделан на политических реформах, укреплении демократических институтов, а также правах женщин. Таким образом, по мнению эксперта, ФРГ может заполнить «вакуум силы», образующийся на фоне текущих неудач в мирном процессе.

Примечательно, что в дискуссиях, касающихся оценки эффективности действий германской стороны в Афганистане, все большее значение имеют не собственно расходы или проблема обеспечения безопасности, а отношения внутри НАТО. Так, упомянутый парламентский запрос содержал в себе просьбу «Левой» партии рассмотреть именно траты в связи с активностью Североатлантического альянса и взносами Германии, выплачиваемыми в его бюджет. Так, согласно ответу на запрос, расходы начали резко сокращаться после 2014 г., что совпадает с окончанием операции «Несокрушимая свобода».

С другой стороны, А.Сохаил аргументирует свою позицию во многом активностью НАТО. В частности, эксперт утверждает, что Германия должна увеличить расходы на оборону до 2 % от ВВП, как этого требую США от стран-участниц блока. Это, с точки зрения эксперта, позволит ФРГ стать второй в Альянсе страной, что, в свою очередь, открывает и новые возможности. При этом любопытно, что А.Сохаил представляет ХДС, т.е. партию А.Меркель и А.Крамп-Карренбауэр.

Таким образом, в контексте афганской проблематики правительство и оппозиция все больше касаются вопросов отношений в рамках НАТО, что объясняется позицией министра обороны А.Крамп-Карренбауэр, которая заявляет о стремлении добиться выполнения стандартов блока, а также призывает к тому, чтобы Берлин вел более активную внешнюю политику, соразмерно своему международному влиянию. Как уже неоднократно отмечалось, глава оборонного ведомства претендует на то, чтобы в будущем сменить на посту федерального канцлера А.Меркель. Соответственно, наступление оппозиции  по вопросам финансирования и эффективности присутствия в Афганистане направлены зачастую на то, чтобы дискредитировать ее. Впрочем, и на уровне правящей партии заметен определенный поворот, явно продиктованный характером отношений между Европой и США, а также определенным соперничеством между Германией и Францией за позиции на международной арене. В связи с этим, как минимум среди экспертов, обращает на себя внимание то, что прежде подчеркивалось, что действия спецпредставителя ФРГ по Афганистану М.Потцеля призваны поддержать усилия его американского коллеги З.Халилзада, в то время как сейчас больший упор делается на том, что ФРГ должна заполнить вакуум, в противовес снижающемуся влиянию США.