- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О военной ситуации в Сирии (16 – 23 ноября 2019 г.)

По данным совместной российско-турецкой комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с нарушениями Единого соглашения о прекращении огня, в течение прошедшей недели было зафиксировано 322 известных нарушения режима прекращения огня. Это несколько выше показателя предыдущей недели (305).

Несмотря на формально действовавший с 31 августа режим прекращения огня в зоне деэскалации Идлиб, российская часть комиссии фиксировала очень много нарушений в провинциях, прилегающих к этой зоне.

В последующих данных учитывались максимальные показатели из представленной двумя частями комиссии информации. В частности, в провинции Латакия было зафиксировано по меньшей мере 52 нарушения (в течение предыдущей недели – 53, в провинции Алеппо – 47 нарушений (52), в провинции Хама – 37 (35), в провинции Идлиб – 78 (66).

В течение недели летательные аппараты ВКС России наносили удары по целям боевиков в провинциях Хомс, Идлиб, Латакия.

По данным зарубежных СМИ, самолеты сирийских ВВС в течение недели работали по целям террористов в провинциях Латакия, Хама, Хомс.

19 ноября 4 реактивных снаряда, выпущенных с территории Сирии в сторону Израиля, были перехвачены над Голанскими высотами системой обороны «Железный купол», заявили израильские военные.

В ответ на обстрел 19 ноября Израиля реактивными снарядами, запущенными с территории Сирии, ночью 20 ноября самолеты ВВС Израиля нанесли массированный удар по окрестностям Дамаска. Были поражены десятки целей иранского формирования «Аль-Кудс» Корпуса стражей исламской революции и сирийских войск. В результате авиаударов погибли  7 сирийцев и 16 иранцев.

18 ноября вступило в силу соглашение о прекращении огня в окрестностях города Телль-Тамер на севере сирийской провинции Хасеке. Согласно достигнутой договоренности, турецкие войска и протурецкие формирования  будут отведены от этого города на три километра к административной границе района Рас-эль-Айн. Отряды курдов, входящие в коалицию «Силы демократической Сирии» (СДС), должны были покинуть в последующие два дня этот город и прилегающие к нему десять селений и переместиться в район Эс-Сауда. Стратегическое шоссе Хасеке — Алеппо, проходящее через Телль-Тамер, будут совместно патрулировать подразделения сирийской армии и российской военной полиции. Интенсивные боевые действия, которые шли на предыдущей неделе вокруг Телль-Тамера, были остановлены 17 ноября.

19 ноября сирийские военные взяли под контроль 10-километровый участок шоссе к западу от города Телль-Тамера в провинции Хасеке. Сирийские войска в рамках операции по защите мирного населения от бандформирований заняли в указанном районе пять поселков и установили там свои блокпосты.

На северо-западе провинции Хасеке 20 ноября сирийские военные установили контроль над 5 пунктами, в том числе деревнями Ад-Дашиша, Ат-Тавила, Умм аль-Хейр.

22 ноября в районе Абу-Разин отмечались боестолкновения между турецкими войсками, протурецкими формированиями и сирийскими войсками. Обе стороны понесли потери.

На севере провинции Латакия 17 ноября элитные подразделения сирийской армии установили контроль над горным районом Зувейкат на севере провинции Латакия. Банды террористов из группировки «Джебхат ан-Нусра» (запрещена в РФ) отступили под ударами правительственных сил к городу Кабани, где находится их основной форпост. Сирийские ВВС оказали войскам поддержку с воздуха, в результате удалось уничтожить несколько туннелей в горной местности, по которым передвигались боевики и снайперы. Бандформированиям были нанесены потери в живой силе и технике.
Форпост в Кабани прикрывает проход к стратегическому горному перевалу Джиср-эш-Шугур на шоссе Латакия — Алеппо, который находится с 2014 г. под контролем группировок «Джебхат ан-Нусры» и «Исламская партия Туркестана» (запрещена в РФ). Все предпринятые ранее попытки правительственных сил выбить боевиков из Кабани не имели успеха.

К исходу 17 ноября джихадисты контратакой восстановили контроль над горным массивом Зувейкат.

На севере провинции Латакия 22 ноября джихадисты из «Исламской партии Туркестана» атаковали позиции сирийских войск к северу от города Кинсибба. Первоначально боевикам удалось вклиниться в позиции сирийских войск, однако после того, как тем с воздуха оказали поддержку самолеты ВКС России, ситуация была восстановлена.

На востоке провинции Хама в районе деревни Аль-Айюр 17 ноября имело место боестолкновение между сирийскими военными и боевиками «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ).

В провинции Хомс 18 ноября боевики группировки ИГ атаковали позиции сирийских войск к востоку от Пальмиры. Чтобы отразить атаку, были использованы самолеты ВКС России и ВВС Сирии.

В провинции Ракка в районе селения Казаалик западу от Телль-Абъяд 20 ноября формирования СДС контратаковали протурецких боевиков, уничтожив 8 из них. Турецкая артиллерия интенсивным огнем прикрыла боевиков. Погибли 2 курда.

23 ноября по меньшей мере 10 человек погибли в результате взрыва заминированной машины в контролируемом Турцией сирийском городе Телль-Абъяд.

23 ноября формирования СДС вели оборонительные бои, пытаясь не допустить прорыва турецких войск и протурецких формирований к городу Айн-Иса.

17 ноября российские военные полицейские провели патрулирование по четырем маршрутам в провинции Алеппо. Также армейская авиация ВКС РФ выполнила воздушное патрулирование на севере Сирии.

18 ноября состоялось совместное российско-турецкое патрулирование по маршруту Айлишар-Холаки-Гарип в провинции Алеппо. Прикрытие патруля  с воздуха обеспечивалось вертолетами ВКС России. Это был восьмой совместный патруль российской военной полиции и вооруженных сил Турции в рамках реализации положений российско-турецкого меморандума о взаимопонимании, принятого сторонами в Сочи 22 октября текущего года.
Также продолжалось патрулирование подразделениями российской военной полиции по маршруту Айн-Иса — Абу-Вахль в провинции Ракка.

19 ноября российские военные полицейские провели патрулирование по четырем маршрутам в сирийских провинциях Алеппо и Ракка, армейская авиация выполнила воздушное патрулирование по двум маршрутам на севере САР.

20 ноября военные России и Турции провели 9-е по счету совместное патрулирование на севере Сирии в приграничном районе, находящемся в нескольких десятках километрах к северо-западу от сирийского города Камышли.

20 ноября российские военные полицейские провели патрулирование по одному маршруту в сирийской провинции Хасака, также армейская авиация выполнила воздушное патрулирование по двум маршрутам на севере САР.

21 ноября российская военная полиция провела патрулирование по ряду маршрутов в провинциях Алеппо и Хасеке.

22 ноября российские военные полицейские провели патрулирование по трем маршрутам в сирийских провинциях Хасака, Ракка и Алеппо, а также армейская авиация выполнила воздушное патрулирование по одному маршруту на севере Сирии.

23 ноября российские и турецкие военные провели 10-е по счету совместное патрулирование на севере Сирии.

18 ноября вторая по мощности ГЭС в сирийском Тишрине (провинция Алеппо) перешла под контроль правительственных сил. С 18 ноября российская военная полиция начала патрулировать район вокруг этого стратегически важного объекта. Тишринская ГЭС была построена на Евфрате в 90 километрах от Алеппо около 20 лет назад совместно российскими и сирийскими инженерами. Во время гражданской войны ее захватили и долгое время контролировали боевики террористической группировки ИГ. В настоящее время станция снабжает электроэнергией провинции Ракка и Алеппо, ее мощность составляет около 630 МГВТ. В середине ноября под контроль правительственных сил перешла самая большая в стране ГЭС в городе Табка (провинция Ракка).

18 ноября глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу заявил, что если курдские формирования не покинут приграничные районы на северо-востоке Сирии, то Анкара может начать новую военную операцию. Ранее о сохраняющемся присутствии курдских формирований в 30-километровой зоне вдоль сирийско-турецкой границы сообщили в раздельных заявлениях президенты Турции и Сирии.

В целом очевидно, что даже если курдские формирования полностью оставят 30-километровую буферную зону вдоль сирийско-турецкой границы, им вряд ли кто помешает совершать рейдовые действия внутрь этой зоны. Поэтому само по себе учреждение этой зоны не решит ни одной из существующих проблем.