- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

К развитию политической ситуации в Ливане

Политическая и экономическая ситуация в Ливане продолжает оставаться крайне напряженной. Острый финансовый и экономический кризис в этой ближневосточной стране, приведший к масштабной волне социальных протестов, не преодолен. Более того, отсутствие консенсуса между различными политическими силами страны и продолжающиеся массовые протесты грозят вывести ситуацию из-под контроля. В своем недавнем выступлении министр обороны Ливана Элиас Бу Сааб отметил, что развитие событий в Ливане создает серьезную угрозу для национальной безопасности этой страны. Он также констатировал, что дальнейшая эскалация напряженности может привести к началу новой гражданской войны. Несмотря на то, что нынешняя обстановка по многим параметрам отличается от ситуации середины семидесятых годов, в которой разгорелась кровопролитная гражданская война 1975-1990 годов, ливанский политик прав в том смысле, что нарастание хаоса и вакуума власти, а также раскол внутри ливанского общества действительно могут вылиться в крупномасштабный вооруженный конфликт.

Финансовая ситуация в Ливане продолжает оставаться тяжелой. 1 ноября возобновили свою работу ливанские банки, закрытые до этого в течение 12 дней. Однако уже 14 ноября банковские служащие заявили о предстоящей забастовке. В течение 12 дней закрытия банкоматы коммерческих банков выдавали гражданам сумму в лирах, не превышающую 1000 долларов США. В настоящее время лимит суммы, выдаваемой банками со вкладов физических лиц колеблется от 2500 долларов в день до 5000 долларов в неделю. Официальный обменный курс составляет 1507 лир к доллару, однако в обменных пунктах национальную валюту меняют в пропорции 1900 лир за доллар. На этом фоне цены на многие потребительские товары в Ливане выросли на 6-8%. За день до открытия банков менеджер по работе с клиентами одного из ведущих инвестиционных банков Ливана сказала о том, что коммерческие банки приняли  решение временно заморозить все трансферты за рубеж для того, чтобы не допустить утечки валютных активов за пределы страны. Исключение делается для импортеров продовольствия, нефтепродуктов и лекарств. Бедственную  экономическую ситуацию в Ливане отмечают и международные финансовые институты. 15 ноября международное агентство Standard and Poor снизило суверенный кредитный рейтинг Ливана с ‘B-/B’ до ‘CCC/C’. 3 ноября региональный директор Всемирного банка по Ближнему Востоку Сиродж Кумар встретился в Бейруте с президентом республики Мишелем Ауном. На встрече он побуждал главу государства как можно скорее сформировать новое правительство Ливана и начать проведение экономических реформ. «Политика сейчас привлекает Ваше наибольшее внимание, но экономика несет в себе гораздо больше рисков», — отметил международный эмиссар.

В стране продолжаются массовые протесты. В начале ноября манифестанты пошли навстречу требованиям властей и разблокировали основные автомагистрали в стране и улицы в Бейруте. Однако 10 ноября блокирование дорог возобновилось. 11 ноября в ходе стычки пикетчиков с армией появилась первая жертва ливанской «революции». От пули военных в приморском городке Халде к югу от Бейрута погиб Алаа Абу Шакер, молодой человек, член Прогрессивно-социалистической партии Ливана (ПСП).

Одновременно власти Ливана, стараясь приглушить протесты, разворачивают борьбу с коррупцией. В октябре прокуратура Ливана возбудила уголовное дело против бывшего премьер-министра (2011-2014 годы) и фактического владельца одного из крупнейших коммерческих банков Ливана «Банк Ауди» Наджиба Микати. 3 ноября на допрос к прокурору был вызван другой бывший премьер (2005-2009 годы) Фуад Синьора. Он обвиняется в том, что в 2006-2008 годы бесследно исчезли 11 млрд долларов, выделенных КСА и Катаром на восстановление инфраструктуры Ливана, разрушенной израильской армией летом 2006 года. В конце октября в Бейруте был зафиксирован случай, когда несколько демонстрантов зашли в ресторан, принадлежащий Ф.Синьоре, и отказались платить за обед, посоветовав включить счет в те самые 11 млрд. 7 ноября финансовый прокурор вызвал на допрос руководителя Таможенной службы Ливана Бадри Дахера. 8 ноября один из известных ливанских адвокатов выдвинул иск против министра иностранных дел и лидера СПД Джебрана Басиля. Он обвинил этого политика в том, что последний способствовал продаже катарцам государственных облигаций Ливана, получив за это 50 млн долларов, а также в махинациях в сфере электроэнергетики, осуществленных с помощью бывшего министра энергетики Сезара Абу Халиля.

Настойчивые требования народного движения протеста вызвали 29 октября отставку правительства Саада Харири. Премьер-министр объявил об уходе нынешнего кабинета, несмотря на явное нежелание президента Мишеля Ауна и настоятельные просьбы лидера движения «Хизбалла» Хасана Насраллы не уходить из правительства. В начале ноября было принято предварительное решение о создании нового правительства из 22 человек (что подразумевает сокращение количества министерств), в котором половину портфелей получат министры-технократы, а другую половину – представители политических партий. При этом было принято трудное решение о том, что ни Саад Харири, ни лидер СПД Джебран Басиль не получат постов в новом кабинете министров. 8 ноября состоялись напряженные консультации между представителями движений «Хизбалла» и «Амаль», а также СПД, на которых была номинирована кандидатура возможного премьера. Им был назван Мухаммед Сафади. Этот 75-летний долларовый миллиардер является одним из наиболее влиятельных бизнесменов Ливана. Он родился в 1944 году в суннитской семье в Триполи, закончил престижный Американский университет в Бейруте. В 1976 году, во время гражданской войны в Ливане переехал в Саудовскую Аравию, где приумножил свой капитал. В течение долгого времени был советником саудовского принца Турки бен Насера в Лондоне. В 2011-2014 годах Мухаммед Сафади занимал пост министра финансов в правительстве Наджиба Микати. Является сторонником Микати и представляемого им клана Триполи, однако поддерживает хорошие отношения с Саадом Харири. Жена М.Сафади Виолетта Сафади была министром по делам женщин и молодежи в последнем правительстве Харири. Однако номинация этого ливанского олигарха вызвала крайне негативную реакцию со стороны протестующих. Около дома Сафади круглосуточно проводились митинги под лозунгом «Не хотим больше миллиардеров в правительстве». В результате сам Сафади 16 ноября объявил о своем отказе возглавить новое правительство Ливана.

Политические изменения, происходящие в настоящее время в Ливане, и настойчивые требования о создании правительства технократов вызывают большую тревогу у руководства «Хизбаллы». Лидеры этой партии опасаются, что правительство, в котором не будут представлены «Партия Бога» и ее союзники («Амаль», СПД) и в котором будут доминировать прозападные деятели, приведет к изоляции президента Мишеля Ауна. Противник движения могут поставить вопрос о разоружении вооруженных формирований «Хизбаллы», что существенно ослабит ее позиции в ливанской политике. Эти опасения небеспочвенны. В настоящее время Вашингтон хочет переманить на свою сторону ливанскую армию. США заморозили на неопределенное время предоставление финансовой помощи Вооруженным силам Ливана в размере 150 млн долларов, добиваясь от ливанских генералов разрыва отношений с «Хизбаллой» и участи в разоружении ее отрядов. Одновременно протестующих «обрабатывали» во враждебном «Хизбалле» ключе. В частности имели попытки возглавить протестное движение со стороны ливанского политика Шарбеля Нахаса. Шарбель Нахас, выходец из греко-католической общины, занимал посты министра телекоммуникаций в правительстве Саада Харири (2009-2011 годы) и министра труда и социальной защиты в правительстве Микати (2011-2014 годы). В течение 20 лет преподает в Ливанском университете. Ш.Нахас традиционно позиционирует себя в качестве левого политика. В частности он в свое время подал в отставку из правительства Микати, протестуя против планов  приватизации. По его мнению, в Ливане «требуется не меньшее государство (lesser state), а более сильное государство, которое сможет обеспечить социальную защиту». В то же время Ш.Нахас известен как ярый противник «Хизбаллы» и иранского влияния. Он сделал ряд спорных заявлений. В частности, говорил о том, что в 1978 году далек не все ливанцы выступили против израильской армии, вторгшейся на территорию страны, а многие из них «приветствовали израильских солдат, осыпая их рисом». Он выступает за заключение мирного договора с Израилем. По мнению политика, договоренность о сохранении оружия у «Хизбаллы» по Таифским соглашениям, была делом рук «шайтана Хафеза Асада».

Социальные протесты в Ливане являются частью большой волны народного движения, захлестнувшего в последнее время многие страны третьего мира: Ирак, Ливан, Алжир, Судан, Чили и другие. Нет сомнения в легитимности требований народных масс. По существу эти протесты отражают крах политики неолиберализма, приводящий к обнищанию широких слоев населения и размыванию среднего класса. В то же время противники Ирана в лице США, Израиля и Саудовской Аравии пытаются использовать это массовое народное движение в своих целях. В этом есть доля вины Тегерана и его союзников. В течение многих лет иранцы, занятые геополитическими расчетами, закрывали глаза на коррупцию и неэффективное управление, ответственность за которые несут союзники ИРИ в Ираке, а также на альянс «Хизбаллы» с коррумпированными ливанскими заимами. При этом они забывали о главной заповеди аятоллы Хомейни – защите обездоленных. Однако попытки разжечь гражданские войны в Ливане и Ираке способны привести к еще большим военно-политическим потрясениям в регионе.