- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

В Израиле анализируют последствия очередной эскалации насилия в противостоянии с действующими в секторе Газа группировками. Часть 6

Спустя две недели с момента окончания раунда боевых действий между «Палестинским исламским джихадом» и еврейским государством, у Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) появилась редкая возможность для прогресса в установлении режима прекращения огня в секторе Газа, считает военный обозреватель газеты Haaretz Амос Харель. В результате ликвидации Израилем командира северного подразделения «Палестинского исламского джихада» Бахи Абу аль-Аты 12 ноября с.г. было устранено главное препятствие для заключения соглашения о перемирии. Одновременно руководство ХАМАСа в Газе во главе с Яхьей Синваром проявляет большой интерес к достижению долгосрочного соглашения с Израилем.

Генштаб израильской армии поддерживает масштабные меры по оказанию помощи прибрежному анклаву в обмен на заверения правительства в Газе соблюдать порядок на границе и не обстреливать территорию Израиля. По мнению А.Хареля, на данном этапе окончательное решение остается за израильскими политиками. Однако они пребывают в правовом и политическом кризисе в результате решения юридического советника правительства предъявить обвинения Б.Нетаньяху в получении взятки («дело 4000») и еще по двум делам – в мошенничестве и обмане общественного доверия («дело 2000» и «дело 1000»), а также в связи с серьезными трудностями при формировании нового правительства[i] [1].

В отличие от армии, позиция Службы общей безопасности Израиля (ШАБАК) в этом вопросе является более сдержанной, основной спор заключается в том, можно ли разрешить тысячам рабочих из сектора Газа въехать на заработки в Израиль.

Хотя израильская военная операция в секторе Газа «Нерушимая скала» летом 2014 года закончилась разочарованием для Израиля, это привело к относительному спокойствию на границе с Газой в течение примерно трех с половиной лет. Однако, по мнению А.Хареля, страх правительства Б.Нетаньяху перед критикой внутри страны, а также тупик в переговорах с ХАМАСом о возвращении удерживаемых в Газе израильтян препятствовали заключению долгосрочного соглашения[ii] [2].

В конце марта 2018 года под покровительством ХАМАСа в анклаве начались массовые демонстрации, проводимые еженедельно на границе с Израилем. Они быстро перерастали в ожесточенные столкновения, во время которых часть протестующих пыталась прорваться через забор безопасности в Израиль и была застрелена израильскими снайперами. С тех пор в ходе инцидентов, большая часть которых происходила во время пятничных акций протеста, более 300 палестинцев были убиты и несколько тысяч ранены израильскими солдатами.

В то же время палестинцы поджигали поля на израильской территории вдоль границы с Газой с помощью воздушных змеев и воздушных шаров с зажигательными устройствами. Эскалация периодически сопровождалась запуском сотен ракет, выпущенных по Израилю. В ходе двухдневного раунда боевых действий в мае этого года ракетами ХАМАСа были убиты четыре израильских мирных жителя. В результате последней ноябрьской вспышки насилия, которая началась с ликвидации Абу аль-Аты, 35 палестинцев погибли, большинство из которых являются членами «Палестинского исламского джихада», и по Израилю было запущено около 500 ракет.

По мнению А.Хареля, такое быстрое – через два дня – завершение насилия дало Израилю редкую возможность добиться прогресса и воспользоваться возможностью, которая была упущена пять лет назад, после конфликта 2014 года. На Абу аль-Ату возлагалась ответственность за 90% обстрелов Израиля за последний год. В результате его убийства «Палестинский исламский джихад» ослаблен в военном отношении: в ходе израильских авиаударов погибли более 20 боевиков из военного крыла группировки.

В этом контексте руководство «Палестинского исламского джихада» решило добиться прекращения огня с Израилем примерно через 50 часов после начала обстрелов. Группировке, очевидно, понадобится время, чтобы восстановить силы, а значит, появилась возможность восстановить ее первоначальный статус второстепенной фракции после ХАМАСа, а не силе, которая диктует повестку дня, как это было на протяжении последнего времени.

На этот раз руководство ХАМАСа впервые приняло решение не участвовать в перестрелке с ЦАХАЛом, за исключением двух ракет, выпущенных по Беэр-Шеве, через два дня после договоренности о прекращении огня. По словам А.Хареля, это было воспринято израильским оборонным ведомством как формальность в рамках военного сопротивления Израилю. В ЦАХАЛе убеждены, что на данном этапе ХАМАС хочет избежать конфликта с Израилем и добиться решения экономических проблем в анклаве; это создает хорошие условия для заключения долгосрочного соглашения с Газой. Подтверждением тому стало решение руководства движения не проводить в последние две пятницы еженедельные акции протеста в рамках «марша возвращения» вдоль пограничного забора безопасности.

В израильской армии полагают, что достижению договоренности может помочь предоставление дополнительной помощи Газе. Например, в сфере инфраструктуры это означает добавление еще одной линии электропередач в сектор Газа, строительство опреснительной установки и принятие мер по восстановлению промышленной зоны на пограничном переходе Карни, на границе сектора Газа к югу от израильского Сдерота. Похоже, что армия также поддерживает выдачу гораздо большего количества разрешений рабочим из сектора Газа на работу в израильских общинах в приграничных районах, и возможно, в других частях страны.

В Генеральном штабе ЦАХАЛа считают, что за рабочими из Газы в целях безопасности можно установить строгий контроль, как это делается сейчас в промышленных зонах еврейских поселений на Западном берегу р. Иордан.  Служба общей безопасности Израиля готова рассмотреть некоторые меры по оказанию помощи Сектору, хотя в течение многих лет решительно выступала против привлечения большого количества палестинских рабочих, опасаясь увеличения числа террористических атак. В настоящее время Израиль впускает около 5000 бизнесменов из сектора Газа, но некоторые из них заняты в качестве рабочих в строительстве и сельском хозяйстве.

А.Харель отмечает, что прежде чем будут реализованы крупные инфраструктурные проекты, которые палестинцы считают для себя критически важными, Израилю необходимо добиться прогресса в решении проблемы возврата удерживаемых в секторе Газа израильтян. По этому вопросу наметились значительные расхождения в ожиданиях: между надеждой палестинцев на массовое освобождение заключенных [мини версию сделки Шалита в 2011 году] и отказом Израиля впредь идти на подобные уступки.

По словам обозревателя Haaretz, ЦАХАЛ активно готовится к возможности столкновения на более серьезном фронте – на севере, против Ирана и его союзников. В этом контексте была обозначена возможность, может и не реализуемая, достичь нескольких лет спокойствия на границе с сектором Газа. Это очень оптимистичный сценарий, но не безосновательный. Руководство ХАМАСа, судя по всему, в этом очень заинтересовано, поэтому его реализация во многом сейчас зависит от решений израильских политиков.

[i] [3]                      Советник правительства Израиля озвучил обвинения против Нетаньяху // РИА Новости. 21.11.2019 — https://ria.ru/20191121/1561433962.html

[ii] [4]                     Analysis Israel Now Sees a Rare Opportunity for Long-term Quiet in Gaza // Haartz. 25.11.2019 — https://www.haaretz.com/israel-news/.premium-israel-has-a-rare-opportunity-for-long-term-quiet-on-the-gaza-border-1.8169237/.premium-israel-has-a-rare-opportunity-for-long-term-quiet-on-the-gaza-border-1.8169237?fbclid=IwAR2HlVdGZ8BlEijUp5TgRujMVel6dlplihkqcNNm27YdQWM7Vut0OusCI9s