- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О расхождении позиций Израиля и Канады по палестинской и китайской проблематике

В конце текущей недели посол Израиля в Канаде Н.Баркан должен уйти в отставку. В итоговых интервью, посвященных трехлетней каденции на посту главы дипломатической миссии, он отметил, что Иерусалим и Оттава разделяют точки зрения на актуальные проблемы Ближнего Востока. Также Н.Баркан подчеркнул тесные контакты, сложившиеся на уровне еврейской общины Канады и Израиля, которая видит в государстве свой духовный центр и, в сравнении с евреями США, отличается менее критичным настроем.

Все это создает позитивный фон для отношений, которые, однако, в последнее время были омрачены серией событий. Так, на минувшей неделе представители Канады в ООН  поддержали на заседании Третьего комитета Генеральной Ассамблеи ООН, занимающегося социальными и гуманитарными проблемами, включая права человека, резолюцию, в тексте которой содержится призыв «прекратить израильскую оккупацию» и обеспечить «территориальную целостность оккупированных территорий, включая Восточный Иерусалим». По понятным причинам такая позиция, да еще и не совпадающая с мнением США, вызвала шквал одобрительных комментариев, прежде всего от палестинских правозащитных организаций в самой же Канаде.

Стоит обратить внимание и на разъяснение избранной тактики голосования, прозвучавшее из уст нового главы МИД Канады Ф.-Ф.Шампаня. Он сказал: «Я думаю, что люди в еврейской общине Канады и во всем мире считают Канаду союзником, но бывают моменты, когда мы должны выражать свое мнение и свою позицию, как мы это сделали вчера в ООН». Таким образом, получается, что в среде канадских евреев, часть из которых это выходцы из Франции, покинувшие ее на волне всплеска антисемитских настроений, действительно занимают сторону Израиля в спорах о нормах международного права, как говорит об этом уходящий в отставку посол. И это заметное отличие от точки зрения еврейских общин и организаций США, где произраильский курс Д.Трампа разделяют далеко не все. При этом канадские евреи, в отличие от американских, не имеют достаточных рычагов воздействия на власть. Более того, судя по комментариям главы МИД, правительство это осознает и понимает, что может без лишних рисков поставить свои политические цели выше, не провоцируя серьезную критику.

Удручающим для американской администрации заявлением, также сказывающимся на Израиле, стало признание министра обороны Канады Х.Саджана, подчеркнувшего, что страна «не считает Китай противником». Кроме того, вопреки ранее данному обещанию, премьер-министр Дж.Трюдо так и не обозначил позицию по использованию оборудования Huawei  в проектах строительства инфраструктуры нового поколения телекоммуникационных технологий 5G в Канаде. Значимость данных шагов определяется тем, что некогда Вашингтон хотел сделать пример Оттавы, задержавшей финансового директора Huawei Мэн Ваньчжоу, показательным для Иерусалима, таким образом подтолкнув своего главного ближневосточного партнера к более решительному сопротивлению китайскому проникновению на собственную территорию.  Теперь стремление использовать Канаду как ролевую модель в целом осталось, однако, привлекать этот опыт можно только в контексте демонстрации негативных последствий. Так, США пригрозили Канаде закрыть доступ к сотрудничеству в сфере обмена разведывательной информацией в том случае, если она допустит Huawei к стратегически значимому проекту.

Аналогичное может угрожать и Израилю, если он не будет ограничивать китайскую вовлеченность в строительство инфраструктуры, а особенно порты. Впрочем, Оттава все же показывает Иерусалиму то, что определенная степень самостоятельности в процессе принятия такого рода решений допустима. Из этого следует не самый лучший для Америки вывод, поскольку доподлинно неизвестно, какой из сценариев выберет для себя Израиль, стремящийся несмотря ни на что полностью не рвать контакты с КНР.  Впрочем, в сложное положение для себя израильское правительство в некоторой степени все же попало и именно из-за Канады, поскольку пошло на уступки США  в вопросе контроля над китайскими инвестициями в тот момент, когда другой, прежде явный союзник США в торговой войне с Китаем, явно пытается дистанцироваться от конфликта.

Пока серьезной озабоченности обновленная позиция МИД Канады по обоим проблемам не вызывает, а большинство экспертов сходятся во мнении, что Оттава проголосовала таким образом в ООН по собственным соображениям, связанным с намерением получить статус непостоянного члена Совета Безопасности. При этом страна отдавала себе отчет, что заметных последствий для Израиля это не повлечет. Аналогичное объяснение характерно и для трактовки мотивации в вопросе с Huawei, где все завязано на нескольких делах об экстрадиции, где Канада фактически торгуется с США и Китаем.

Впрочем, действия Оттавы все же символичны, поскольку подкрепили в ООН позицию арабского большинства, в то время как на стороне Иерусалима были Вашингтон, Микронезия, Науру и Маршалловы острова. Дополнительная обеспокоенность в данной ситуации также может быть связана с тем, что новый посол Израиля в Канаде не назначен, и этот процесс не может завершиться в условиях израильского политического кризиса. Таким образом, рост пропалестинских настроений, поддержанный стремлением канадского внешнеполитического ведомства во главе с новым руководителем проводить более «справедливый курс» по отношению к Израилю сдержать будет сложнее. Вместе с тем определенные расхождения в позициях государств при активизации палестинских организаций могут все таки в некотором смысле помочь Иерусалиму в том, что касается привлечения некогда упущенной французской алии.