- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Кувейт: о реакции на «Ормузскую мирную инициативу» президента ИРИ

27 ноября официальный источник в Министерстве иностранных дел опроверг информацию о том, что Кувейт, якобы, одобрил инициативу президента Ирана Хасана Роухани, названную «Ормузской мирной инициативой».

Источник подтвердил кувейтской газете «Аль-Джарида», что «консультации еще продолжаются, и что конкретная позиция по этой инициативе не сформулирована, вероятно, окончательный ответ будет выработан на саммите глав стран-членов ССАГПЗ в Эр-Рияде в декабре».

25 ноября официальный представитель МИД Ирана Аббас Мусави заявил, что «три страны региона приветствовали эту инициативу, после того, как получили письма, а которых излагались предложения Х.Роухани».

Источник в администрации президента Ирана подтвердил газете, что Кувейт «согласился» на эту инициативу через неделю после получения письма Роухани, добавив, что Катар проинформировал Тегеран на прошлой неделе о своем одобрении.

В это же время, чиновник военного ведомства США заявил в понедельник, что «Катар и Кувейт сообщили Соединенным Штатам, что они присоединятся к Соединенным Штатам в морском альянсе, создаваемом под руководством США в ответ на серию атак на танкеры».

Международный морской альянс начал формироваться после серии атак на танкеры в районе Ормуза в этом году, которые увеличили риск нарушения поставок нефти из Персидского залива, транспортируемой через Ормузский пролив.

«Катар и Кувейт уже сказали нам, что будут участвовать, так что это только вопрос времени», — сказал полковник Джон Конклин, председатель штаба международной морской коалиции.

Ожидается, что эти две страны предоставят персонал и патрульные катера, пояснил он, добавив, что Соединенные Штаты провели переговоры с Канадой о присоединении к этой инициативе.

Дж.Конклин сделал это заявление во время поездки на Ближний Восток председателя Объединенного комитета начальников штабов, генерала Марка Милли, который прибыл в Саудовскую Аравию в понедельник 25 ноября.

До сих пор, дела с наполнением альянса реальным содержанием, шли ни шатко, ни валко: к нему присоединились Албания, Австралия, Бахрейн, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и Великобритания. Это не единственная международная морская коалиция, действующая в Заливе.

Франция возглавляет европейскую морскую миссию, независимую от военно-морской инициативы Вашингтона, которая, как опасались некоторые европейские страны, может привести к обострению напряженности в отношениях между США и Ираном.

«Насколько я знаю, никто еще не вступил во французскую коалицию, и они некоторое время пытались привлечь к ней участников, но эти попытки не увенчались успехом», — пояснил Дж.Конклин.

Кроме американских кораблей и ВМС Франции и Великобритании, неподалеку от региона Ормуза действуют корабли ВМС Индии, Китая, РФ, ряда европейских стран, выполняющие задачи по охране мореходства в районе Африканского рога, а в Баб эль-Мандебе развернуты блокадные силы ОАЭ и Саудовской Аравии.

Там же, на прошлой неделе союзное Ирану движение йеменских хоуситов освободило три корабля и 16 человек, которые оно удерживало в Йемене. Среди выпущенных кораблей один был под флагом Саудовской Аравии.

Дж.Конклин сказал, что коалиция стала свидетелем инцидента, но саудовское судно уже вошло в воды Йемена, и по международному праву сделать нечего было нельзя.

Во время конфликта силы хоуситов были изгнаны с большей части побережья Йемена, но все еще контролируют город Ходейда, где расположены крупнейший порт Йемена на Красном море и военно-морская база.

Международное военно-морское присутствие в районах Баб эль-Мандебского и Ормузского проливов все больше начинает напоминать конвойно-блокадные операции, схожие с тем, что проводились рядом стран в Персидском заливе во время ирано-иракской войны. К слову, тогда, как и сейчас, очевидна антииранская направленность этих операций, когда именно иранские, а не иракские корабли и самолеты становились целями для ВМС США и их союзников. Тогда иракских кораблей, как говорится, можно было «по пальцам пересчитать», но самолеты и тяжелые вертолеты ВВС Ирака, несшие противокорабельные ракеты «Экзосет» и морские мины умудрялись действовать в центральной части Персидского залива. Тем не менее, это им сходило с рук: достаточно вспомнить эпизод с атакой иракцами фрегата УРО ВМС США «Старк».

И если в то время, Ирану приходилось сосредотачиваться на отражении иракских атак и охране своих танкеров, да и оснащение ВМС ИРИ оставляло желать много лучшего, сегодня картина разительно отличается от той, что была в Заливе четверть века тому назад: Иран смог значительно нарастить мощь своих ВМС и морской компоненты КСИР, оборудовал многочисленные ракетные позиционные районы на своем побережье и островах Абу-Муса, Большой и Малый Томб и на регулярно проводимых в Заливе и южнее Ормуза учениях демонстрировал возможность заблокировать судоходство в этих районах, если не полностью, то почти полностью.  Альтернатива очевидна: чтобы открыть Залив при таком сценарии, потребуется полномасштабная военная операция США и их союзников, которая продлится недели, а ее последствия в плане причинения ущерба региону и нарушения судоходства даже трудно вообразить.

Именно поэтому, Иран, столкнувшийся с возрастающим международным давлением на него, старается свести дело если не к формированию региональной коалиции, то, как минимум, к ее разобщению, апеллируя к тем арабским странам, с которым поддерживает достаточно нормальные отношения: к Кувейту, Катару, Оману и ОАЭ. Вброс информации, инициированный иранцами в отношении реакции руководства Кувейта на инициативы Тегерана, призван способствовать как раз решению подобной задачи.

Кстати, совсем не факт, что Кувейт и тот же Катар, на деле не отнесутся к этой инициативе положительно. Но, формально, они, разумеется, будут вынуждены сделать вид, что не заметили ее, либо ограничатся дипломатическим ответом обтекаемой формы.