- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О перенесении деятельности ИГ в Турцию

Глава военной разведки Ирака Саад аль-Аллак недавно заявил, что высокопоставленные члены террористической организации «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) сумели успешно передислоцироваться в Турцию для реорганизации. Он так же добавил, что Ирак передал Турции досье на девять предполагаемых лидеров ИГ, которые находятся в Турции. Среди них были главные ответственные за финансовые сделки террористической организации, имеющие доступ к «огромным» суммам для финансирования операций по всему миру.

По утверждению С.аль-Аллака, некоторые из важных руководителей ИГ бежали на север, в частности, в турецкий город Газиантеп. Таким образом, потеряв свое территориальное доминирование в Ираке и Сирии, ИГ определило Турцию в качестве своей следующей базы реорганизации.

С.аль-Аллак, который работает в тесном контакте с ЦРУ, так же заявил, что высокопоставленные члены ИГ и изготовители СВУ Хайр-Аллах Абдулла Фатхи и Хуссейн аль-Джумаили с помощью контрабандистов в районах, контролируемых «Силами демократической Сирии» (СДС), сумели тайно проникнуть в турецкий Газиантеп.

По его сведениям, боевики ИГ обрабатывают план освобождения своих товарищей в тюрьмах в Ираке и Сирии, создают новые ячейки в Турции и вербуют боевиков. Результатом сотрудничества между иракскими и турецкими спецслужбами было в феврале 2018 года, когда Турция задержала Исмаила аль-Этави, человека, занимающегося операциями с денежными средствами ИГ, и отправила его в Багдад.

Ирак сообщил Турции, что И.аль-Этави сбежал в Турцию в 2017 году. Турция поймала его в северо-западной провинции Сакарья после двух месяцев преследования. Информация, предоставленная И.аль-Этави, помогла американцам определить место укрытия Абу Бакра аль-Багдади.

Убийства лидера ИГ Абу Бакра аль-Багдади и его представителя Абу аль-Хасана аль-Мухаджира в непосредственной близости от турецкой границы были явными признаками того, что следующим пунктом дислокации ИГ была Турция. Есть, конечно, и другие факторы, логическая цыпочка которых приводит к вышеуказанному выводу.

Аресты многих членов ИГ турецкими силами безопасности являются еще одним признаком намерения организации создать ячейки в Турции. Соединенные Штаты отслеживают ювелирные магазины и пункты обмена иностранной валюты, используемые ИГ сентября и  разместило в своем списке санкций ряд пунктов обмен валют и ювелирных магазинов, действующих в Турции, из-за обвинения по переводу денег для ИГ.

Турецкие спецслужбы  были вынуждены пойти на масштабные меры и 19 сентября провели операцию, в ходе которой задержали 22 человека. Операция показала, что боевики ИГ в Сирии и Турции использовали компьютерную программу под названием «Аль-Харам» для денежных переводов. Турецкая служба безопасности установила, что эти компании действуют в турецких провинциях Стамбула, Анкары, Газиантепа, Аданы, Мерсина, Хатая, Шанлыурфы, Антальи, Измира, Кайсери и Коньи.

18 ноября казначейство США обновило свой список компаний и людей в отношении которых США применяют санкции. В дополнение к базирующимся в Турции компаниям Sahloul и Аl-Sultan, занимающимся обменом валют, Соединенные Штаты включили ACL и Ithalat-Ihracat в свой черный список из-за оказания финансовой и технической поддержки ИГ.

По распространенной информации,  Sahloul служил посредником для денежных переводов боевиков ИГ в Ираке и Сирии. Прошлым летом Аl-Sultan была также определена как посредник в операциях ИГ. Базирующаяся в турецком городе Шанлыурфа ACL обеспечивала финансовую и техническую поддержку ИГ в период 2015-2018 гг. Основатели этой компании Исмаил Байалтун и его брат Ахмет Байалтун также были включены в список санкций США.

«Турция обычно внимательно следит за обменными пунктами, поэтому трудно было поверить, что она упустила такую развитую сеть»,- считает известный турецкий журналист Фехим Таштекин. А так же добавляет, что если существует финансовая активность, то присутствие ячеек неизбежно. Для тех, кто управляет деньгами ИГ, Турция является самым оптимальным выбором для перегруппировки.

По мнению Ф.Таштекина, турецкие службы безопасности и разведки посвящают большую часть своих возможностей искоренению движения Ф.Гюлена и подавлению внутренней оппозиции. Отметим, что турецкое правительство полностью отвергает любую критику в свой адрес в связи недостаточно эффективной борьбы с ИГ.

По данным Министерства внутренних дел, в 2016 году Турция провела 783 операции по борьбе с ИГ; 2017 году 1 391 ; 2018 году 1327 ; и 1100 за первые 10 месяцев 2019 года.

И все же увеличение числа задержаний подозреваемых в связях с ИГ не меняет реальности того, что ИГ постепенно превращает Турцию базой для своих операций.

Для эффективной борьбы с ИГ, обеспечения безопасности как внутри страны, так и на своих границах, турецкому государству необходимо выработать конкретный план действий, так называемую дорожную карту. Особенно надо учитывать, что операция «Источник мира» создала поле для маневрирования к востоку от Евфрата.

Нужно четко осознать, что перегруппировка ячеек ИГ в Турции представляет не только серьезную региональную, но и глобальную угрозу. Турция является энергетическим хабом региона, и любая угроза терроризма неминуемо отразится и на мировом экономическом рынке.  Ошибки, допущенные Анкарой в начале, так называемой, «арабской весны», дают свои плоды, и Турция сегодня сталкивается с угрозой терроризма уже не на своих границах, а у себя дома.