- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Новые формы французско-израильского сотрудничества в сфере безопасности

Не секрет, что израильские передовые достижения пользуются большой популярностью, однако, в большинстве случаев речь все же идет об инновациях. Впрочем, в последние дни акцент в том, что касается заимствований опыта ближневосточной страны, заметно расширился за счет политической сферы и вопросов безопасности. Не только представители дипломатических кругов Индии в США предложили возможность экстраполировать «израильскую модель» на Кашмир, но и во Франции появилось мнение, что Пятая республика готова адаптировать для себя ряд элементов политики безопасности государства-партнера.

Здесь необходимо обратиться к депутату Национального собрания Франции А.Берже. Политик, возглавляющая группу межпарламентской дружбы Израиль-Франция, а также являющаяся коллегой по партии действующего президента Э.Макрона, фактически не критикует т.н. «израильскую оккупацию», всерьез беспокоящую Брюссель. Так, в своем твиттере она воздерживается от какого-либо упоминания о палестинских жертвах, вместо этого отмечая, что Израиль «первая линия борьбы с террором». В этой связи обозреватель М.Бельмехри-Розенталь говорит о том, что Париж ориентируется в ряде такого рода вопросов на Израиль[i] [1]. В качестве примера он приводит Frontex – агентство ЕС по безопасности внешних границ, сравнивая его со знаменитыми израильскими «заборами безопасности». При этом Франция, наряду с Германией и Венгрией были в числе сторонников идеи его создания, во многом руководствуясь кризисными явлениями, связанными с притоком мигрантов. Помимо этого автор ссылается на рост исламофобии, рассматривая его также в качестве отголоска израильского влияния на вопросы контртеррористической деятельности[ii] [2].

Помимо этого у государств есть и иные общие проблемы, требующие координации для их решения. По информации французской полиции, представленной в ее ежегодном докладе, недавно просочившемся в израильские СМИ, одной из основных угроз в 2018 г. стала французско-израильская преступность. Речь идет о мошенничестве в интернете. Им занимаются, как предполагает Париж, лица с двойным гражданством, постоянно проживающие в Израиле, однако, преступления направлены против французов. Ущерб от этой деятельности равен нескольким миллиардам евро, и беспокоит спецслужбы наряду с такими проблемами как наркоторговля.

Для европейской страны это весьма необычный взгляд на клановую преступность. С точки зрения Германии, к примеру, среди выходцев с Ближнего Востока наиболее опасны ливанцы. Возвращаясь к французско-израильским отношениям, стоит сказать, что в настоящий момент информация об этом только передана Иерусалиму, судя по всему, с удивлением воспринявшему эти данные. В этой связи можно ожидать, что государства будут совместно разрабатывать механизм выявления и пресечения такого рода преступлений. Не исключено, что в будущем это может стать основой для новой формы кооперации, где в какой-то степени близкие разработки уже можно заметить в рамках рамочной программы ЕС Horizon 2020, к которой Израиль также привлечен.

Наконец, последней новостью здесь стало заявление главы МИД Франции Ж.-И. Ле Дриана по иранской тематике. В среду он выразил обеспокоенность тем, что Тегеран последовательно продолжает идти по пути отступления от СВПД, что может привести к введению санкций ООН. Отдельно глава внешнеполитического ведомства упомянул о протестах и их подавлении, сказав: «похоже, что они (США) правы в своей логике максимального давления, принимая во внимание поведение Верховного лидера и президента Роухани по отношению к протестующим».

Этот вопрос представляет собой главным образом израильскую проблему безопасности, хотя Иерусалим старается всячески донести до международного сообщества, что террористическая сеть ИРИ угрожает всем. Соответственно, комментарий главы МИД Франции можно трактовать как признание иранской опасности. И если Париж действительно идет по пути заимствования израильского опыта борьбы с террором, как говорилось выше, то это весьма показательно. Важно и то, что Ж.-И. Ле Дриан скептически отнесся к попыткам европейских государств, главным образом собственного президента Э.Макрона, посадить США и ИРИ за стол переговоров, причем Тегеран в этом был фактически признан виновным. Таким образом, тот, чьего влияния Иерусалим опасался, теперь смещается в сторону признания израильской и американской правоты.  А это, в свою очередь, и шаг к усилению давления на режим, который израильские власти рассматривают как главный источник иранской враждебности в свой адрес.

В целом, во французской политике наблюдается интересный разброс мнений об Израиле. С одной стороны, именно Париж осложнил израильским производителям жизнь в том, что касается недавнего решения ЕС по особой маркировке товаров, произведенных в Иудее, Самарии, Восточном Иерусалиме и на Голанах. С другой стороны, миграционный кризис, а также растущее понимание того, что Иран действует исключительно в собственных интересах, заботясь о выгоде, а не судьбе СВПД, заставляют французских политиков признать справедливость выводов ближневосточного партнера. Все это открывает новые возможности для сотрудничества, причем не только двустороннего, однако, дискуссионный характер всех перечисленных тем говорит о том, что реализация этой задачи не будет лишена большого количества препятствий.

[i] [3] Belmecheri-Rozental M. Israel-France. L’exportazion florissante d’un modele securitaire // Orient XXI. 25.11.2019. URL: orientxxi.info/magazine/Israel-france-l-exportation-florissante-d-un-modele-securitaire,3438

[ii] [4] Ibid.