- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ливия: перспективы берлинского переговорного процесса

Новая инициатива Германии по проведению международной конференции по Ливии в Берлине призвана стать важной проверкой на прочность готовности противоборствующих сторон к политическому компромиссу. Берлинская конференция является одновременно важнейшим репутационным событием для активизировавшейся в последнее время на ближневосточном направлении германской дипломатии.

С учетом высоких ожиданий и рисков, Берлин крайне тщательно и выверено готовит свою международную инициативу по Ливии, справедливо опасаясь возможного провала, как это уже случалось с недавними инициативами других активных посредников в 2017-2019 гг. Достаточно только вспомнить недавние инициативы французского президента Э.Макрона в июле 2017 г. и мае 2018 г., которые обернулись ничем. Особенно провальным стала идея назначения даты национальных выборов на декабрь прошлого года, которые пришлось впоследствии отменить. Не более успешным стало посредничество премьер-министра Италии Дж.Конте, организовавшего безрезультативную конференцию по Ливии в Палермо в ноябре 2018 года. И наконец вспоминается последняя и вовсе неудавшаяся попытка ОАЭ в феврале нынешнего года – созванная в Абу Даби международная конференция не только не приблизила развязку, но и обернулась в итоге новой вооруженной кампанией, которую фельдмаршал Халифа Хафтар инициировал в апреле с.г. против правительства  национального согласия (ПНС) в Триполи.

Складывается ощущение, что германская инициатива может пойти по уже проторенному провальному пути. Конференцию планировали провести в Берлине в октябре-ноябре текущего года, но окончательная дата пока так и не названа. Более того, c момента запуска инициативы в Ливии возникли угрозы новой эскалации. В конце ноября Халифа Хафтар заявил о намерении установить беспилотную зону над Триполи. При этом он вступил в активную фазу переговоров с различными внешними игроками, включая США.

На фоне активизации внутриливийских процессов, Берлин продолжает вести закулисные переговоры и пока тщательно продумывает инициативу международной конференции по Ливии. Подготовка ведется в тесном контакте со специальным представителем ООН по Ливии Г.Саламе. Последний, выступая в ноябре на брифинге в Совете Безопасности ООН излучал оптимизм относительно перспектив берлинской конференции и ее удачного исхода. Ставка ООН на Германию как главного посредника не случайна – Берлин является действительно достаточно нейтральным, но одновременно влиятельным игроком на политическом поле, чтобы в полной мере взять на себя ответственность за ливийский переговорный процесс. В то же время финансовая вовлеченность Германии в поддержку гуманитарных операций ООН на Ближнем Востоке существенно растет в последние годы. С плавным сворачиванием американской финансовой помощи (особенно в Палестине и Сирии), Германия усиливает свои лидирующие донорские позиции. И разумеется ожидает и соответствующего роста своего политического влияния и авторитета в посреднических усилиях. Ливия – один из важнейших приоритетов в этом контексте с учетом существенной угрозы миграции африканского населения по этому маршруту через Средиземное море в Европу. Как лидер Евросоюза, Берлин несет на себе основные миграционные риски, и поэтому заинтересован в реализации превентивных мер для недопущения повторения миграционного кризиса (как в случае сирийской кампании).

Тем не менее, ставка Германии в ее ливийской игре также высока, поскольку в случае провала международной конференции негативный эффект будет большой. Одним из важнейших факторов успеха – и в Берлине это очевидно понимают – является обеспечение реального представительства местных общин и групп в политическом процессе. Проведенная в Тунисе в сентябре текущего года международная конференция с участием представителей местных муниципалитетов и органов власти, как раз и преследовала цель локализации политического процесса. Конференция осталась практически незамеченной в мировых СМИ и о результатах достигнутых там договоренностей мало что известно. Однако она стала успехом именно в плане обеспечения инклюзивности ливийского процесса. Похожая инициатива была реализована при швейцарском посредничестве в 2017 году, когда была проведена важнейшая встреча мэров ливийских городов. Германии очевидно будет стремится взять эти примеры на вооружение и использовать их при подготовке берлинской конференции. Ведь главная задача – установить реальный диалог между представителями местных властей, а именно лидеров местных политических элит, пользующихся важнейшей поддержкой и авторитетом у широких слоев населения. Только их мобилизация может создать кумулятивный эффект и склонить всех сомневающихся из противоборствующих сторон к достижению мира и поиску компромиссного политического решения. В противном случае, ливийский конфликт вновь грозит оказаться в политическом тупике.

О намерениях враждующих сторон сорвать германскую инициативу может косвенно свидетельствовать новая активизации вооруженных столкновений вокруг Триполи, включая попытки Ливийской национальной армии (ЛНА) во главе с Х.Хафтаром заблокировать единственно функционирующий на сегодня международный аэропорт в городе Мисурата в 250 километров к востоку от столицы. При этом важнейший в стране аэропорт Митига остается заблокированным уже более двух месяцев.

Эскалация вооруженного конфликта наводит на мысль о попытках сорвать ведомую Берлином новую мирную инициативу. По крайней мере, даже если это  и не прямая акция для саботажа мирной инициативы, то очевидный сигнал к тому, что военное решение по-прежнему остается в стратегии Хафтара одной из вероятных опций. Непосредственная близость к Триполи и возможность захвата города является явно привлекательным вариантом, поскольку позволит создать важное стратегическое преимущество и закрепить позиции, даже когда дело дойдет до мирного процесса. С другой стороны, в нынешних условиях военного превосходства, когда взятие Триполи явно затягивается и ситуация заходит в тупик, Берлинская конференция могла бы сыграть на руку Ливийской национальной армии и ее функционерам и обеспечить лидерство Хафтара в новом политическом процессе.

Находящийся в более сложном с военно-политической точки зрения премьер-министр ПНС Ф.Сарадж, но пользующийся легитимным мандатом ООН, по идее должен быть более склонен к мирному процессу. Парадоксально, но c его стороны интерес к берлинскому процессу еще более сдержанный. Более того, ряд экспертов склонны полагать, что именно Сарадж в попытке удержаться у власти, провоцирует вспышку нового вооруженного насилия. Объективно не контролируя большую часть ливийской территории, Сарадж отчетливо понимает риски с точки зрения потери политического веса и влияния в случае перераспределения властных полномочий по итогам новых общенациональных выборов.

Тем не менее, несмотря на имеющиеся трудности, правительство Германии продолжает вести подготовку международной конференции, которая уже вступила в активную фазу. По замыслу организаторов, это будет саммит на уровне глав государств. Сейчас Германия при участии спецпосланника ООН согласовывает с различными сторонами текст итогового коммюнике. Судя по предварительным публичным заявлениям, итоговое соглашение будет включать в себя шесть пакетов обязательств, а именно – необходимость возобновления политического процесса при лидерстве ливийцев (без иностранного вмешательства), проведение экономической реформы, прекращение огня, введение эмбарго на поставку вооружений в Ливию,  реформу в сфере безопасности и наконец обеспечение прав человека и гуманитарного права. Разумеется, все перечисленные обязательства в комплексе крайне важны, но реальным практическим шагом и условием для успеха всего мирного процесса является скорейшее введение эмбарго на поставку вооружений всем сторонам конфликта. Берлин также рассчитывает, что конференция станет спусковым крючком для старта межливийского национального диалога с вовлечением местных лидеров и элит – под патронажем ООН. От успеха этой затеи во многом будет зависеть устойчивость переговорного процесса и его конечный результат. Скрупулёзно в Берлине подходят и к процессу мониторинга по выполнению пакета обязательств – для этого планируется создать некий комитет, состав и конкретные функции которого еще предстоит определить.

Таким образом, основные рамки для запуска нового переговорного процесса заданы. Опции достаточно гибкие – от временного перемирия до долгосрочного конституционного мирного процесса. Вопрос только в политической воле и договороспособности главных противоборствующих сил – а на них сейчас оказывается политическое давление с различных сторон. И главное – в умении германской дипломатии обернуть тактические успехи на переговорном фронте в важную стратегическую победу, которой может стать новая международная конференция по Ливии. Для этого Берлину нужно нацелить усилие на предотвращение новых вспышек насилия, особенно нарастающих в последние недели в связи с активизацией террористических групп, связанных с «Аль-Каидой» (запрещена в России). Они пытаются в частности захватить новые нефтяные объекты, борьба за владением которыми между Хафтаром и Сараджем по-прежнему ведется нешуточная. Эти обстоятельства несколько затрудняют финальную подготовку берлинской конференции, дата которой пока по-прежнему не определена. В Берлине отдают отчет, что цена провала данной инициативы может быть слишком высокой.