- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Размышления о недооценке влияния курдского фактора на ситуацию в Сирии

Сирийские курды утратили энтузиазм к взаимодействию в рамках российско-турецкого меморандума о совместных действиях по урегулированию ситуации в Сирии сразу после того, как США вернули свои войска на север страны. Об этом заявил во вторник 26 ноября на пресс-конференции министр иностранных дел России Сергей Лавров. «Я бы посоветовал политическому руководству курдов следовать своему собственному слову. Потому что сразу после заключения этого меморандума 22 октября мы заручились согласием президента Сирии Башара Асада на его выполнение и согласием руководства курдов, которые энергично заверили, что будут сотрудничать. А через несколько дней, когда США изменили свою позицию и сказали, что ушли из Сирии, но забыли, что нужно охранять нефтяные месторождения, чтобы их правительство не захватило, руководство тех же самых курдов тут же утратило энтузиазм по поводу взаимодействия в выполнении сочинской договоренности и опять стало полагаться на покровительство США», — сказал Лавров. Это осознание реальной ситуации выглядят довольно странно и говорит только о том, что в  МИД РФ видимо не совсем правильно понимают суть всех действий курдов во всех странах и независимо от их политической идеологии. По словам министра, курды должны понимать, что обеспечить их права можно исключительно в пределах и рамках территориальной целостности и суверенитета Сирии. «Для этого им нужно вступить в реальный и полноценный диалог с сирийским правительством. Они, когда американцы заявили о своем уходе из Сирии, тут же выразили готовность к такому диалогу, а потом опять переметнулись на достаточно неконструктивные позиции, — подчеркнул глава МИД РФ. — Так что я посоветовал бы нашим курдским коллегам быть последовательными и не пытаться конъюнктурно заниматься достаточно сомнительной деятельностью».  Это заявление носит гораздо более резкий характер, чем та же тема, которая была озвучена  20 ноября российским мининдел. «Я считаю, что в интересах курдов, в интересах обеспечения их прав, [нужно] безальтернативно взять курс на диалог с законными властями Сирийской Арабской Республики в рамках тех подходов, которые обеспечат стабильность, безопасность Сирии, в которой все этноконфессиональные группы будут надежно защищены и их права будут надежно гарантированы, через завершение работы Конституционного комитета», — сказал он. Лавров также указал на то, что некоторые представители сирийских курдов верят в то, что США могут обеспечить курдскую автономию на территории арабской республики. «Есть информация о том, что некоторые представители Сирийских демократических сил пытаются делать ставку на то, что Соединенные Штаты обеспечат им квазигосударственную автономию на территории Сирии», — отметил министр. Глава МИД РФ указал на то, что в американском журнале National Interest проходила информация о том, что заместитель помощника госсекретаря спецпосланник по Сирии Джоэл Рейберн общался с политическими руководителями Сирийских демократических сил и убеждал их, что их вооруженные формирования должны сотрудничать с антиправительственными группировками, в том числе джихадистскими, чтобы противостоять «режиму» президента Сирии Башара Асада.  «Я не знаю, как говорят все курды, но некоторые признаки того, что есть среди них те, кто готов на такую идею согласиться, конечно, вызывает озабоченность. Потому что, если у них стремление обеспечивать интересы США в Сирии под довольно зыбкие обещания, которые в любом случае нелегитимны, то это их выбор, но я убежден, что права курдов, а мы всегда за обеспечение этих прав наряду с правами других народностей и этноконфессиональных групп, могут быть обеспечены исключительно через честный и открытый диалог в рамках политического процесса с центральными сирийскими властями», — продолжил глава МИД РФ. То есть, за неделю все иллюзии в российском внешнеплитическом ведомстве окончательно исчезли: речь теперь идет уже о не о «некоторых» курдских представителях,  которые «колеблются», а уже о всем курдском  руководстве. Рискнем предположить, что осознание того, что все идет не совсем так, как предполагалось в начале турецко-сирийских договоренностей на фоне эйфории от «ухода» американских войск из Сирии произошло гораздо ранее, и последнее время российские  внешнеполитические и информационные  ведомства «пилили гирю, как Паниковский, для вида», создавая впечатление, что все идет по плану: началось совместное с турками патрулирование; журналисты активно рассказывали о том, что курды братаются в Кобани  с российскими военными полицейскими, а их лидеры даже публично извинялись за случайные обстрелы российских военных, и т.п. И курды будут брататься и извиняться именно в Кобани, поскольку целостность этого анклава целиком зависит от российских военных. Но из этого факта  совершенно не следует того, что курды будут брататься с Дамаском и отвернуться от США, которые их «кинули». Выдавать желаемое за действительное, даже если это очень хочется, не самый лучший  способ внешнеполитического прогнозирования.  Налицо очень серьезный промах в стратегии, а вернее — в правильности оценок настроений сирийских курдов и по-прежнему слепая вера в слова американского президента Дональда Трампа. Российские дипломаты старой школы привыкли, что если какой-нибудь американский лидер такого уровня что-то говорит, то так оно и будет, что уже давно не так, и все, что говорит Трамп надо делить на сто и уже точно никак не планировать свою стратегию, исходя их этого, на том или ином направлении внешнеполитической деятельности. Опять же рискнем предположить, что после неожиданной турецкой военной операции на севере Сирии  Москва сделала совершенно ложный вывод о том, что США уходят вследствие волюнтаризма Трампа и наступил идеальный момент для того, чтобы одним махом убить сразу несколько зайцев. Первое и главное, что мило сердцу любого дипломата — это сыграть главную роль в предотвращении «кровопролития». Неважно между кем это «кровопролитие» собирается состоятся и каков в этом случае практический интерес с точки зрения российских интересов в перспективе. А глубинный интерес состоял в том, чтобы дать туркам и дальше воевать с курдами на фоне полной паники в рядах американцев, которые то угрозами, то просьбами, пытались убедить Анкару не торопиться и дать им возможность вывести свои войска.   И на этом фоне и с учетом волны против «предательства курдов» внутри самого американского истеблишмента постараться взять под контроль  не участки границы (они никуда бы не убежали), а более стратегические  узлы: нефтяные поля и энергетические мощности (с последними вроде бы вышло: взяли под контроль две ГЭС). Но вместо этого Москва бросилась защищать курдов и спасать турок от плохого сценария долгой и кровопротитной партизанской войны с параллельной маргинализацией своих отношений в Вашингтоном. Зачем? Предполагалось, что обиженные США сирийские курды ринуться в объятия Б.Асада и активно начнут инкорпорироваться в ряды сирийской армии на условиях Дамаска, а самих турок в обмен на фактическое принятие их условий по зоне безопасности получится сподвигнуть на запуск механизма Конституционного комитета, а там, чем черт не шутит,  и на выполнение договоренностей по Идлибу. Но самое главное в данном случае — вновь продемонстрировать, кто управляет мирным процессом в Сирии и «заказывает  там музыку».  Ничего этого по факту и по большому счету сделать не получилось. Вообще, надо признать, что США в рамках своих недавних передислокаций в Сирии провели, может быть, одну из самых успешных своих внешнеполитических операций за последнее время. Прежде всего по причине ошибки анализа со стороны Москвы: выяснилось, что российской стороне ничего или очень мало известно о реальных настроениях сирийских курдов, а еще меньше — о настроениях в Пентагоне и его возможности убеждать американского президента в том или ином шаге. Сейчас можно сколь угодно долго пенять курдам на их «ветреность» (хотя они как полагались на США, так и полагаются, а слова и обещания на Востоке не стоят ничего), но говорить о том, что их будущее связано только с «единой и неделимой» Сирией можно только в том случае, если этот суверенитет Дамаска будет восстановлен, как минимум, над 90% территории страны. Тогда такие заявления будут зримо подтверждены. Сейчас, этот контроль в лучшем случае распространяется на две трети территории Сирии. То есть, возвращаемся к главному выводу, о чем мы уже неоднократно и по всяким поводам говорили: пока не будет зачищен Идлиб и не взяты под контроль основные источники самофинансирования  тех же курдов или арабских племен в Заевфратье в виде нефтяных полей, говорить об успехе реального мирного процесса можно очень условно.

Комментируя информацию о том, что Сирийские демократические силы, ядро которых составляют курды, обвиняют Турцию в намерении нарушить условия Сочинского меморандума от 22 октября, министр указал: «У нас нет информации, которая свидетельствовала бы о том, что Турция собирается его нарушать». Странно, что заявления официальных турецких лиц  уже не являются «достаточной информацией». Официальный представитель президента Турции Ибрагим Калын выступил во вторник 19 ноября с призывом к России и Соединенным Штатам выполнить обещания в вопросе отвода курдских формирований от турецко-сирийской границы. «Существует множество сложностей на земле. Мы вновь призываем США и Россию сделать все необходимое в рамках соглашений»», — сказал на пресс-конференции в Анкаре представитель Эрдогана.  Как сообщила газета «Ени шафак», в понедельник 18 ноября глава МИД Турции заявил о готовности Анкары возобновить трансграничную операцию «Источник мира» в Сирии, если курдские формирования «Силы народной самообороны» (СНС) не отведут своих бойцов от турецко-сирийской границы. При этом он обвинил США и Россию в том, что они не сделали необходимых шагов в рамках достигнутых с Анкарой договоренностей. Ранее во вторник официальный представитель Министерства обороны России генерал-майор Игорь Конашенков сообщил, что заявления Чавушоглу о невыполнении Россией обещаний и угрозы возобновить военную операцию на севере Сирии, которые могут привести к обострению ситуации, вызвали недоумение у Минобороны РФ. 22 октября президенты России и Турции Владимир Путин и Тайип Эрдоган на встрече в Сочи приняли меморандум о совместных действиях по урегулированию ситуации на северо-востоке Сирии. Согласно документу, российская военная полиция и сирийские пограничники с полудня 23 октября были введены в районы, граничащие с создаваемой Турцией 30-километровой зоной безопасности. 29 октября министр обороны РФ Сергей Шойгу заявил, что курды завершили отвод своих вооруженных подразделений из этой зоны. 1 ноября российские и турецкие военные провели первое совместное патрулирование к востоку от Евфрата. Спустя почти месяц после этих победных реляций мы наблюдаем продолжение стычек и боестолкновений в этой зоне, но самое главное — не видим никакого желания курдов уходить оттуда и отсутствие у российской стороны реальных инструментов для того, чтобы заставить их это сделать.  Беспилотные летательные аппараты турецких ВВС нанесли в среду 21 ноября удары по окрестностям города Телль-Абъяд на севере сирийской провинции Ракка. Об этом сообщило агентство САНА. По его информации, в результате атаки в поселке Крунфуль погибли пять человек, включая двоих детей. Все погибшие находились в автомобиле, по которому была выпущена ракета. Поступают сведения о пострадавших и разрушениях из других районов, подвергшихся налету беспилотников. Ранее курдское агентство Фират сообщило о боестолкновениях на севере Ракки между отрядами курдов, входящими в коалицию «Силы демократической Сирии» (СДС), и формированиями вооруженной оппозиции, которые воюют на стороне турецких войск. В результате проведенной курдами операции в окрестностях селения Казаали к западу от Телль-Абъяда было уничтожено восемь боевиков.   Военные действия идут в окрестностях пограничного города Рас-эль-Айн на севере провинции Хасеке, где курдским ополченцам удалось отвоевать у оппозиционных формирований поселок Эль-Арида. Бои в этой местности идут за населенные пункты Телль-Варид и Умм-Хашба. Турецкая армия использует для нанесения ударов по наземным целям беспилотники. Но вот собственно это и есть итог недооценки курдского фактора, сделанной ошибки в планировании и провал попытки одним махом достигнуть нужного результата.