- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О попытках США перезапустить межафганский диалог

Президент США Дональд Трамп и премьер-министр Пакистана Имран Хан договорились продолжить совместную работу над установлением мира в Афганистане. Как сообщает в четверг 21 ноября  государственное «Радио Пакистан», лидеры двух стран обсудили в четверг афганскую проблематику по телефону. По информации радиостанции, Д.Трамп и Имран Хан обсудили двустороннее сотрудничество и ряд региональных вопросов, представляющих взаимный интерес. «Премьер-министр в очередной раз подтвердил приверженность Пакистана продвижению примирительного процесса в Афганистане», — передает радио слова Имран Хана. Он прокомментировал освобождение 19 ноября радикальным движением «Талибан» (запрещено в РФ) двух иностранных заложников в обмен на трех своих главарей. «Освобождение западных заложников в Афганистане является положительным событием, Пакистан удовлетворен тем, что они находятся на свободе и в безопасности», — сказал премьер-министр. В рамка этого разговора  президент США Дональд Трамп поблагодарил премьер-министра Пакистана Имран Хана за помощь в обмене удерживаемых радикальным движением «Талибан»  граждан США и Австралии на задержанных полевых командиров и выразил надежду на то, что это поспособствует миру в Афганистане.  «Он [Трамп] поблагодарил премьер-министра за поддержку со стороны Пакистана в освобождении заложника-американца Кевина Кинга и австралийца Тимоти Викса», — говорится в документе. «Президент Трамп надеется на то, что это позитивное развитие событий поспособствует продвижению вперед мирного процесса в Афганистане», — подчеркнула пресс-служба Белого дома.  «Двое лидеров также подтвердили свою приверженность укреплению торговых отношений Соединенных Штатов и Пакистана, которые в этом году могут достичь новых рекордных показателей, а также активизации инвестиций и связей между гражданами двух стран», — отметили в Белом доме.

Двое профессоров из США и Австралии были захвачены боевиками радикального движения «Талибан» в августе 2016 года в Американском университете в Кабуле. 19 ноября они были переданы американским представителям и находятся в безопасности. В обмен правительство Афганистана освободило трех главарей экстремистской организации «Сеть Хаккани», связанной с радикальным движением «Талибан». Как отмечает газета «Нью-Йорк таймс», обмен заложниками может стать шагом на пути к возобновлению переговоров между США и движением «Талибан».  Осенью 2018 года США фактически начали сепаратные мирные переговоры с талибами. Правительство в Кабуле участия в них не принимало, его лишь оповещали о результатах постфактум. По итогам девяти раундов встреч спецпредставитель Соединенных Штатов по Афганистану З.Халилзад в сентябре подтвердил факт достижения с талибами принципиальной договоренности о мире. Однако затем американский президент Дональд Трамп объявил об отмене тайно готовившейся встречи с афганским коллегой и лидерами движения в своей резиденции в Кемп-Дэвиде и прекращении переговоров с талибами. После этого попытки американцев по продолжению переговоров снова возобновились. Необъявленный визит Д.Трампа в Афганистан 28 ноября собственно посвящен в основном этому вопросу, а если более конкретно — условиям вывода части американских войск из страны. Президент США Дональд Трамп заявил в четверг в Афганистане, что радикальное движение «Талибан»  хочет заключить мирное соглашение с Вашингтоном. ««Талибан» хочет заключить сделку. Посмотрим, заключат ли они», — приводит слова Трампа пресс-пул Белого дома на встрече с президентом Афганистана Ашрафом Гани. Глава администрации США также заявил, что перезапустил переговоры с талибами.   По словам американского лидера, США значительно сокращают численность контингента на афганской территории до 8600 военнослужащих. «Мы останемся до тех пор, пока не будет заключена сделка или одержана полная победа, — отметил Трамп. — Мы встречались с ними [талибами]. Раньше они не хотели прекращения огня, но теперь хотят. Мы достигли значительного прогресса за последние шесть месяцев и в то же время выводим свои войска».  Нынешнее присутствие США в Афганистане: сегодня Соединенные Штаты по-прежнему дислоцируют  примерно 14 000 военнослужащих в Афганистане, которые служат в двух взаимодополняющих миссиях. 8500 военнослужащих служат в возглавляемой НАТО миссии по оказанию «Решительной поддержки», которая занимается подготовкой, консультированием и оказанием помощи афганским национальным силам обороны и безопасности (включая Афганскую национальную армию и Афганскую национальную полицию), а также консультированием министерств обороны и внутренних дел. Соединенные Штаты, Германия, Турция и Италия — «рамочные государства» в коалиции, возглавляемой 39 членами НАТО, осуществляют надзор за региональными командованиями, базирующимися в пяти центрах по всей стране. В настоящее время на Соединенные Штаты приходится половина из 17 000 общих сил НАТО. Отдельно Соединенные Штаты также дислоцируют 5500 военнослужащих в рамках программы «Страж свободы» —  контртеррористической миссии, нацеленной на «Аль-Каиду» и «Исламское государство -Хорасан» (обе организации запрещены в России). Согласно докладу, опубликованному Министерством обороны США в июле 2019 года, «конечной целью» Вашингтона в Афганистане является «политическое урегулирование между афганским правительством и талибами», чтобы предотвратить использование транснациональными экстремистами страны для подготовки нападений за рубежом против Соединенных Штатов и их союзников.  2 сентября  Халилзад объявил, что у обеих сторон был проект мирного соглашения «в принципе», который включал вывод 5400 американских войск из страны и закрытие пяти американских военных баз в течение 135 дней в обмен на принятие талибами мер по сокращению насилия в афганских провинциях Парван и Кабул.  Когда переговоры только начались, нападения повстанцев неуклонно снижались в течение зимы с.г., снизившись с 1017 нападений в октябре 2018 года до 567 нападений в феврале 2019 года. Но прежней уровень насилия возродился в марте 2019 года и продолжался нарастать быстрыми темпами. В этой связи отметим, что эта динамика пока не демонстрирует тенденцию к снижению, даже несмотря на наступление зимнего сезона. Справедливости ради надо сказать, что всплеск боевой активности был вызван в том числе и внутренними проблемами в рамках  борьбы талибов с местными наркоторговцами. Но и правительственная армия в стороне от таких атак не осталась. Опять же подчеркнем, что нынешний визит Трампа в общем-то имеет основной целью успокоить лично афганское руководство в рамках уже принятого им решения самым серьезным образом сократить количество американских сил в стране. По ряду данных, их останется порядка 8000 и они будут дислоцированы в Кабуле и  ряде других крупных городах страны и на базе в Баграме.

При этом американские эксперты считают, что  широкий конфликт в Афганистане, однако, не закончится, пока талибы и Кабул не согласятся на общенациональное прекращение огня. Внутриафганские переговоры по достижению такого перемирия таким образом являются центральным пунктом соглашения, а совсем не борьба талибов против «Аль-Каиды» или ИГ.   Центральный вопрос в данном случае — перспективы внутриафганского диалога. По оценкам американских экспертов, когда это произойдет, то они, несомненно, станут самым спорным этапом мирного процесса, поскольку обе стороны обсуждают основополагающие вопросы, касающиеся характера постконфликтного правительства, прав женщин и Конституции Афганистана. И пока эти переговоры не возобновятся, война будет продолжаться. При полном выводе иностранного контингента режим в Кабуле обвалится в течение двух-трех месяцев.  Таким образом, американцы отдают себе отчет в том, что полностью выводить свой контингент и допускать обвал режима было бы большим репутационным  риском для президента Д.Трампа в разгар его предвыборной кампании. При этом надо одновременно продемонстрировать, что Трамп настроен на выполнение своих обещаний по выходу из Афганистана. И ровно реализацию вот этого подхода Трамп сейчас и демонстрирует, что однако не означает прорыв в рамках межарабского урегулирования.

Обратим внимание на то, что оценки Трампа в отношении перспектив успеха склонения талибов к полномасштабной сделке  стали осторожными, что свидетельствует о том, что в рамках этих переговоров  остаются серьезные проблемные точки. И это прежде всего позиция по этому вопросу Пакистана. Собственно не случайно спецпредставитель США по Афганистану Залмай Халилзад посетил 29 октября  Исламабад для проведения переговоров на эту тему с  премьер-министром  Имран Ханом.  «Будучи искренним посредником и другом, Пакистан по-прежнему готов сделать все возможное в рамках общей ответственности за скорейшее заключение мирного соглашения», — заявил тогда Имран Хан. «Достижение устойчивого мира и безопасности, а также обеспечение долгосрочного развития, прогресса и процветания Афганистана отвечает интересам Пакистана, — добавил он. — Для всех сторон необходимо предпринять практические шаги по искоренению насилия в Афганистане». Хорошие слова,  которые ничего не означают на практике. В то время как назначение Имран Хана премьер-министром и начало американо-талибских переговоров на некоторое время смягчили отношение Вашингтона к Исламабаду, возобновившийся «холодок» в двусторонних отношениях не сулит ничего хорошего для переговоров о выводе американских войск из Афганистана. При этом, если отбросить в сторону дипломатические выкрутасы, то в итоге остается факт того, что американский ведущий переговорщик на переговорах между США и талибами  во время своей встречи с Имран Ханом в конце октября не получил никаких обещаний от него в отношении того, что он будет твердо поддерживать этот процесс. Премьер Пакистана вновь заявил, что если Исламабад откажется от поддержки своих доверенных лиц в лице талибов в Афганистане, то это может проложить путь к союзу между Кабулом и Нью-Дели. В этой связи отметим, что девятый раунд  переговоров между талибами и администрацией США, начавшийся в Дохе 22 августа, завершился после двух недель работы прежде всего по причине резкого обострения  обстановки в Кашмире. Напомним, что 5 августа правительство премьер-министра Нарендры Моди отняло у спорного региона его исключительный статус, сделав его де-факто частью индийской Федерации.  При этом сами американские дипломаты в Нью-Дели считают, что такое резкое изменение отношения Индии к Кашмиру является следствием переговоров между талибами и США. Внимательно наблюдая за ситуацией в Кабуле, индийские власти считают, что сделка между двумя сторонами, которая быстро вернет талибам контроль над югом страны, служит интересам Пакистана в долгосрочной перспективе. Посланник США при талибах, дипломат и бизнесмен Залмай Халилзад  даже совершил срочный визит в Нью-Дели 11 августа, чтобы  развеять эти опасения. Но и Исламабад, и Нью-Дели по-прежнему друг другу  доверия в этом вопросе не испытывают.  Все это только вызвало еще большую озабоченность в ISI, которая опасается любых шагов Нью-Дели в Афганистане. Основная озабоченность Пакистана заключается в том, что некоторые из перелагаемых американцами параметров сделки между талибами и США в перспективе могут стать мощным стимулом для скатывания Афганистана на орбиту Индии. При этом американские эксперты высказывают очень скептические оценки перспектив очередной попытки сейчас перезапустить межафганский диалог  прежде всего в силу позиции Исламабада. Взаимные реверансы американских и афганских представителей с пакистанским премьером всерьез рассматривать не стоит: он не имеет никакой самостоятельной роли в рамках решений по этому вопросу: там первую скрипку играют военные, а они пока скептически относятся к успеху этих переговоров.

В этой связи эксперты отмечают  неудовлетворительные итоги последних консультаций в начале ноября между представителями ЦРУ США и Межведомственной разведки Пакистана (ISI). В этой связи американские эксперты отмечают, что на фоне последних по времени протестных проявлений   по всей стране, Межведомственная разведка Пакистана (ISI) возвращается к своим традиционным алгоритмам проведения региональной политики к большому разочарованию Вашингтона. Согласно ряду источников, недавние встречи между сотрудниками ЦРУ и высокопоставленными сотрудниками пакистанской межведомственной разведки ISI лишь усилили разногласия между двумя разведывательными службами. Исламабад становится все более глухим к американским требованиям, особенно по двум ключевым для Вашингтона вопросам. Американские чиновники хотят, чтобы пакистанские спецслужбы усилили пограничные посты с Афганистаном в Торхаме и Чамане, которые в основном были оставлены пакистанскими военными, что позволяет афганским  талибам легко пересекать границу. Исламабад также не сотрудничает  США и не поддерживает их усилия  по аресту ряда исламистских лидеров, в том числе Масуда Азхара, основателя движения «Джейш Мохаммед», и неуловимого Сираджуддина Хаккани, главы одноименной исламистской сети, которая активно борется с американскими войсками в Афганистане. Хаккани, которого Майк Маллен, бывший председатель Объединенного комитета начальников штабов США, считает оперативным подразделением ISI, предположительно находится где-то в районе Пешавара с примерно сотней боевиков. В этой связи отметим, что освобождение двух профессоров, о которых мы говорили выше, является единственной уступкой пакистанцев американским коллегам в рамках прошедших консультаций и попыткой каким-то образом смягчить накал требований США в отношении Хаккани.

Все более критическое  отношение ISI к просьбам американских партнеров  связано в том числе и с тем, что у нее есть сейчас серьезные внутренние проблемы. Оппозиция во главе с жестким правым политиком Фазлуром Рехманом, главой «Джамиат Улема-э-Ислам», 1 ноября вышла на улицы против Имран Хана прежде всего с точки зрения попытки концентрации общественного недовольства не сколько им лично, сколько, и в более широком смысле, военным и силовым истеблишментом страны. Рехман также пользуется поддержкой Пакистанской мусульманской лиги, бывшей политической группировки, возглавляемой Шахбазом Шарифом, братом экс-премьер-министра Наваза Шарифа, и Пакистанской народной партии (ПНП), возглавляемой Билавалом Бхутто. Совет национальной безопасности Пакистана, в который входят представители правительства, ISI и армии, неоднократно собирался для обсуждения ситуации, но его члены по-прежнему  демонстрирует раскол в точках зрения по вопросу выработки нужного алгоритма действий  между подавлением протестов или переговорами. Сторонник жесткой линии и нынешний глава ISI Фаиз Хамид, который был назначен в июне после увольнения Асима Мунира после всего лишь восьми месяцев его пребывания в должности, теперь изо всех сил пытается расколоть оппозицию на различные сегменты с точки зрения их склонности компромиссу с правительством. При этом он предлагает  квалифицировать оппозицию по степени их способности к компромиссу с властями, а убежденных сторонников конфронтации с правительством он предлагает подвергать репрессиям. Такой подход объясняется тем фактом, что по итогам выборов в июле прошлого года  центристская партия нынешнего премьера Tehreek-e-Insaf (PTI) пришла к власти,  обеспечив себе  149 мест в нижней палате парламента из 342 места, отобрав 82 мандата у правоцентристской Пакистанской мусульманской Лигой Наваз (PML-N), а также 54 места левоцентристской Пакистанской народной партии. Партия Рехмана «Джамиат Улема-э-Ислам» Фазлура Рехмана (JUI-F), тем временем, вообще осталась  без представительства в парламенте.  Но еще до подсчета голосов оппозиция начала выдвигать обвинения в том, что пакистанская армия, чей последний переворот привел к свержению правительства премьер-министра Наваза Шарифа в 1999 году, специально  трансформировало избирательное поле таким образом, чтобы обеспечить победу PTI и сформировать   коалиционное правительство. Последнее условие также было специально предусмотрено армией для минимизации возможности Имран Хану сконцентрировать в своих руках  слишком много власти.  Пакистанская оппозиция с тех пор полагается в основном на уличную власть, чтобы попытаться свергнуть правительство Имран Хана, которое она считает нелегитимным. Но отличие от просто чисто политических игр здесь замах делается уже на монополию армии в формировании политики страны на афганском и индийском направлениях и персональной ответственности за вмешательство в выборы, что всячески поощряется в Вашингтоне как через официальную дипломатию, так и через различные НПО.

Несмотря на эту тупиковую ситуацию, США однако не могут позволить себе прекратить переговоры с ISI и поднять на щит алгоритм своих действий по типу Гонконга хотя бы по причине крайней заинтересованности сохранения в полном объеме своих  логистических потребностей в Пакистане, которые резко возрастут в ближайшие  месяцы в связи с процессом подготовки частичного вывода американских войск из Афганистана. Отсюда и официальные примирительные реверансы в сторону Исламабада со стороны Вашингтона в последние недели.